Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

тема- Разработка программы

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

Бирский филиал Уфимского политехнического техникума

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Технология разработки программных продуктов»

тема: Разработка программы "Калькулятор"

Выполнил студент

Специальность: Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем

Группа: 3-ПО-2

Столбоушкин М.А

Руководитель:

Белова С.В.

Преподаватель:

Белова С.В.

К защите допущен

_________________

Руководитель: Белова С.В.

«______»_________________2013 г.

Оценка:

Дата защиты:

«______»_________________2013 г.

Бирск-2013г.

Содержание

Введение

1. Аналитический раздел

1.1  ОБЗОР И АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОГРАММНЫХ РЕШЕНИЙ

1.2 Определение функциональных требований к разрабатываемой программной системе

2. Конструкторский раздел

2.1 Выбор языка и среды программирования

2.2 Функциональная схема работы программы

2.3 Организация данных и проектирование интерфейсов обмена данными в программной системе

3. Технологический раздел

3.1 Определение структуры и состава программной системы

3.2 Описание разработанных алгоритмов программы

3.3 Руководство пользователя

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Программы, работающие на компьютере, можно разделить на три категории:

  1.  Прикладные программы, непосредственно обеспечивающие выполнение необходимых пользователям работ: редактирование текстов, рисование, обработку информационных массивов и т.д.
  2.  Системные программы, выполняющие различные вспомогательные функции, например диагностика компьютера или резервное копирование информации.
  3.  Инструментальные системы (системы программирования), обеспечивающие создание новых программ.

Данные категории программ в свою очередь также разделяются на несколько разделов. Например, прикладные программы можно разделить по уровню сложности обработки информации и результатов. Для математических вычислений существует множество различных программных продуктов. 

Калькуляторустройство для арифметических вычислений. Мы пользуемся простыми калькуляторами для математических вычислений в школе и для подсчета денег в магазине. Ученые, инженеры и статистики пользуются другими калькуляторами, способными выполнять сложные операции. Современные калькуляторы - это электронные приборы с маленькими силиконовыми микросхемами, производящими любые вычисления.             

программа алгоритм калькулятор ошибка


Цель - Необходимо разработать программу "Калькулятор" выполняющую основные арифметические операции в среде программирования Turbo Pascal 7.0. 

Задачи:

  •  программа должна работать в графическом режиме;
  •  в программе должны использоваться кнопки для ввода данных (операций) и графическое меню;
  •  программа должна содержать поле для ввода данных и вывода результата.
  •  реализовать возможность вывода на экран последнего операнда;
  •  реализовать возможность выполнения основных арифметических действий (сложение, вычитание, деление, умножение), 
  •  реализовать возможность сброса результата.


1. Аналитический раздел

1.1 Обзор и анализ существующих программных решений

Сегодня повсеместное использование калькуляторов существенно облегчает работу человека в самых различных сферах. Впрочем, представить себе жизнь без таких помощников практически невозможно - ведь счетные устройства повсюду сопровождали человека в самые различные исторические периоды, хотя механизм их работы и был устроен иначе.

Уже три тысячи лет назад в Древнем Вавилоне появился первый абак - старинный аналог счет, в котором круглые камешки передвигались по специальным направляющим в форме углублений, и каждая из направляющих представляла собой отображение ряда единиц, десятков, сотен.            За рубежом развитие счетных машин происходит не менее интенсивно. Первый калькулятор массового выпуска - ANITA MK VIII - выпускается в Англии в 1961-ом году и представляет собой устройство, работающее на газоразрядных лампах. Это устройство было достаточно громоздким по современным меркам, оно оснащалось клавиатурой для ввода числа, а также дополнительной 10-ти клавишной консолью для задания множителя. В 1965-ом году калькуляторы Wang впервые научились считать логарифмы, а уже через четыре года в США появился и первый настольный программируемый калькулятор. А в 1970-ые годы мир калькуляторов становится более совершенным и разнообразным - появляются новые настольные и карманные машины, а также профессиональные инженерные калькуляторы, позволяющие производить сложнейшие расчеты.

Из доступных программ-калькуляторов можно назвать "Калькулятор Windows" и "NumLock Calculator".

1. NumLock Calculator - очень удобный калькулятор, который выскакивает при нажатии NumLock (или ScrollLock), а при повторном нажатии прячется обратно в системную панель. Результат вычислений может автоматически вставляться в активное окно. Поддерживает разные форматы (десятичный, шестнадцатиричный, с фиксированной точкой, научный), разные виды (простой, инженерный, программерский и т.п.).

Основные функции NumLock Calculator:

  •  быстрый вызов по "горячим клавишам", определяемым пользователем;
  •  автоматическая вставка результата в документы и буфер обмена;
  •  более 100 функций, 7 форматов чисел и выражений;
  •  история вычислений, 10 ячеек памяти, доступ к 100 переменным;

Пример работы данной программы (рис.1.1).

Рис.1.1 Пользовательский интерфейс программы " NumLock Calculator".

2. "Калькулятор Windows" - компонент Microsoft Windows, имитирующий работу обычного карманного калькулятора. Его "кнопки" можно нажимать мышкой. Возможен ввод с дополнительной цифровой клавиатуры. Также можно вставлять математические выражения из буфера обмена и получать результат (например, набрать в Блокноте "2*2=", скопировать и вставить в Калькулятор, на "экране" которого появится ответ "4"). Пример работы данной программы (рис.1.2.).

Рис.1.2 Интерфейс программы "Калькулятор Windows".


1.2 Определение функциональных требований к разрабатываемой программной системе

Проанализировав существующие программные решения, были определены следующие функциональные требования к разрабатываемой программе:

  1.  соблюдение правильности вычислений;
  2.  программа должна иметь простой, но в то же время понятный и наглядный интерфейс, который не должен перегружать ресурсы компьютера;
  3.  программа должна иметь возможность сброса полученного результата;
  4.  пользователь должен иметь возможность видеть выполняемые им действия и полученный результат;
  5.  программа не должна занимать большой объем памяти и не должна требовать установки на жесткий диск компьютера;
  6.  работоспособность приложения в среде Windows.

В ходе разработки программы все вышеописанные функциональные требования к ней были выполнены.


2. Конструкторский раздел

2.1 Выбор языка и среды программирования

Общее назначение программного средства - выполнение арифметических операций для использования в учебном процессе и повседневной жизни.

Реализуемая задача состоит в том, чтобы при выборе действия выполнялась определенная операция, и имелась возможность корректировать число (удаление последнего символа), сбросить полученный результат или же продолжить расчеты с данным результатом.

Язык Паскаль был одним языков, созданных для обучения и получивших популярность, как и новичков, так и в серьёзном программировании. При его создании успешно решена задача сочетания сравнительной простоты языка с потенциальной широтой области его применений. В отличии от своих предшественников (в частности Бейсика) Паскаль допускает разнообразные типы составных объектов: запись - упорядоченный набор про именованных объектов произвольных типов; файл - упорядоченный набор однородных данных, размещаемых во внешней памяти; множество - набор элементов одного типа, кодируемых отрезками натурального ряда или произвольными именами. В Паскале имеется оператор варианта, т.е. выбора одной из нескольких альтернативных последовательностей (ветвей) операторов по вычисляемому номеру ветви.

Программа на Паскаль, также как и в других языках программирования реализует алгоритм решения задачи. Она объединяет последовательность действий, выполняемых над определенными типами данными с помощью операций, определяемых возможностями языка. Язык Паскаль является универсальным языком, т.е. на нем можно писать вычислительные, графические и системные программы, программы по обработке больших блоков данных (типа СУБД).


2.2 Функциональная схема работы программы

Для представления принципа работы программы ниже приведена ее функциональная схема (рис.2.1).

Рис.2.1 Функциональная схема программы "Калькулятор"

Пункт "Ввод операнда" представляет собой часть программы, в которой выбираются нужные числа для подсчета. После выбора чисел нужно выбрать действие, которое необходимо выполнить (пункт "Выбор функции"). Затем по введенным данным вычисляется результат (пункт "Вычисление значения").

Далее пользователю предоставляется продолжить работу с результатом ("Работа с результатом"). В следствие работы с ним пользователь может выйти из программы или сбросить результат и продолжить вычисления.


2.3 Организация данных и проектирование интерфейсов обмена данными в программной системе

Одной из самых важных функций любой программы является ввод и вывод данных.

Выводимые данные это то, что сообщается пользователю. Входные данные это то, что пользователь сообщает программе.

Выводимые данные в программе представлены в виде графического отображения окна программы (рис.2.2):

Рис.2.2 Окно программы

Входные данные представлены в виде программного кода, который необходимо выполнить при определенных действиях пользователя, а именно:

  •  нажатие клавиш клавиатуры;
  •  работа пользователя с кнопками в интерфейсе.


3. Технологический раздел

3.1 Определение структуры и состава программной системы

В программе используются модули, как стандартные, так и собственные.

Модуль GrMouse обрабатывает прерывание Dos $33 - это события от мыши и определяет координаты курсора и состояние кнопок мыши.

Модуль GrButton содержит описание процедур, связанных с событиями мыши.

Модуль Functions содержит набор подпрограмм для работы с числами.

Модуль GrOutPut содержит набор подпрограмм для собственно отрисовки результатов в графическом режиме, вывод результата в нужном виде в нужное место. Список стандартных модулей представляют Graph, crt, dos

В модуле Graph (GRAPH. TPU) находится библиотека, состоящая из более чем 50 графических подпрограмм от побитовых до подпрограмм высокого уровня.

Модуль Crt позволяет выводить цветные символы на цветном экране. Хотя по-прежнему отображение будет происходить в текстовом режиме. Текстовый режим означает, что на экране могут выводиться только определенные символы в определенных местах (знакоместах). Можно представить экран, разделенным вертикальными и горизонтальными линиями на ячейки. В эти ячейки можно "вписывать" различные символы. У каждой ячейки есть адрес.

Модуль Dos позволяет использовать возможности операционной системы MS DOS, не предусмотренные в стандарте языка Паскаль, и содержит типы, константы, переменные и подпрограммы для реализации этих дополнительных возможностей.

В программе использованы локальные переменные и константа, стандартные и пользовательские процедуры и функции.

Константа называется Captions и имеет тип данных строковый. Она нужна для нанесения надписей на кнопки, используемые в интерфейсе программы.

Локальные переменные:

  •  Buttons-массив от 1 до 35 для индексов кнопок;
    •  CEbutton, QuitButton, FirstEdit, SecondEdit - переменные для кнопок сброса, выхода из программы, первого числа и второго числа соответственно;
    •  Quit-переменная с типом данных "булевский", при значении true происходит выход из программы.

Процедуры и функции пользователя:

  •  "function GetCaption (i: byte): string; " - нанесение надписей на кнопки;
  •  "procedure ChangeSysOfCount (SysOfCount: TSysCountStr); " - выбор десятичной системы счисления;
  •  "procedure SetGroupEnabled (SysOfCount: TSysCountStr); " - подключение кнопок клавиатуры;
  •  "procedure Drawing SquareOfButt (MaxTopInc, LeftOffs, TopOffs, BStartInd, BCount: word); " - отрисовка кнопок;
  •  "procedure FstAction; " - работа с первым операндом;
  •  "procedure SndAction; " - работа со вторым операндом.


3.2 Описание разработанных алгоритмов программы

Рис.3.1 Алгоритм программы "Калькулятор".

Для создания программы калькулятор необходимо реализовать алгоритм, позволяющий иметь возможность, при выборе действия (операции), выводить ее на экран и получать результат вычислений. Также необходимо организовать возможность сброса полученных результатов.

Для повышения удобства пользования программой разработан понятный графический интерфейс, то есть все возможные операции, которые пользователь может производить в программе, выведены непосредственно на экран пользователя.


3.3 Руководство пользователя

Требования к аппаратуре и программному обеспечению

Так как программа выполнена в среде программирования Turbo Pascal, то требования к аппаратному и программному обеспечению минимальны.

ПК с процессором, совместимым с Intel Pentium или AMD, монитором и клавиатурой. Операционная система MS-DOS или MS Windows (кроме Windows 7, так как на данной операционной системе приложение не может работать в полноэкранном режиме).

Установка программы

Установка программы на компьютер пользователя заключается в копировании папки программы и установки ярлыка на Рабочий стол. Создайте в любом разделе жесткого диска новую папку и скопируйте в нее все файлы папки "Курсовой проект".

Запускать следует файл GRCALC. EXE непосредственно из папки или при помощи ярлыка кнопкой Enter или двойным щелчком мыши.

Если требуется доработка программы, то необходимо иметь исходный файл GRCALC. PAS, который открывается в среде программирования TURBO PASCAL версии 7 или совместимой с ней. Порядок работы с программой опишем в руководстве пользователя. Здесь приводится описание приемов управления программой.

Порядок работы

Запуск программы производится двойным щелчком мыши на файле GRCALC. EXE или на его ярлыке.

После запуска открывается окно программы. Далее в поле данных мы должны ввести первое число, затем операцию, которую мы хотим выполнить, а затем второе число. Нажимаем кнопку "=". Далее получаем результат выполнения действия. Можно сбросить результат (нажать "C") или продолжить работу с ним.


Заключение

В результате выполнения данного курсового проекта был разработан игровой программный продукт "Калькулятор". При помощи этой программы можно высчитывать определенные арифметические операции. Программа не занимает много места, не требовательна к установленному программному обеспечению.

Также было проведено исследование полученного программного продукта. В результате были выявлены следующие достоинства и недостатки полученного программного продукта:

Достоинства:

  •  Существует возможность сбрасывать результат;
  •  Программный продукт малотребователен к системным ресурсам компьютера.

Недостатки:

  •  Невозможность выполнения некоторых других математических операций;
  •  Невозможность сохранения операндов или результатов в памяти программы;

В целом, поставленная в начале курсового проекта цель была достигнута. В программе выполняются все необходимые функциональные требования.


Список литературы

1. Фаронов, В.В. Программирование в Delphi 7: учеб. пособие / В.В. Фаронов. - 7-е изд., перераб. - М.: Нолидж, 2006. - 412с.

2. Ставровский, А.Б. Delphi в задачах и примерах: учеб. для вузов / А.Б. Ставровский. - Киев: BНV, 2004. - 399с.

3. Кнут, Д.Э. Искусство программирования: учеб. пособие: в 3 т.: пер. с англ. Т.1: Основные алгоритмы. - 3-е изд. - М. и др.: Вильямс, 2000. - 720 с.

4. Гловацкая, А.П. Методы и алгоритмы вычислительной математики: учеб. пособие для вузов / А.П. Головыцкая. - М.: Радио и связь, 1999. - 408с.

5. Бежанова, М.М. Практическое программирование: структуры данных и алгоритмы: учеб. для вузов / М.М. Бежанова, Л.А. Москвина, И.В. Поттосин. - М.: Логос, 2001. - 223с.


Приложения

Приложение 1

Листинг программы

unit Unit1;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, StdCtrls, Buttons, XPMan, jpeg, ExtCtrls;

type

TForm1 = class(TForm)

Edit1: TEdit;

BitBtn1: TBitBtn;

BitBtn2: TBitBtn;

BitBtn3: TBitBtn;

BitBtn4: TBitBtn;

BitBtn5: TBitBtn;

BitBtn6: TBitBtn;

BitBtn7: TBitBtn;

BitBtn8: TBitBtn;

BitBtn9: TBitBtn;

BitBtn10: TBitBtn;

BitBtn11: TBitBtn;

XPManifest1: TXPManifest;

BitBtn14: TBitBtn;

BitBtn13: TBitBtn;

BitBtn15: TBitBtn;

BitBtn16: TBitBtn;

BitBtn17: TBitBtn;

BitBtn12: TBitBtn;

Image1: TImage;

procedure BitBtn1Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn2Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn3Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn7Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn9Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn4Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn5Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn6Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn10Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn8Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn11Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn14Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn13Click(Sender: TObject);

procedure FormCreate(Sender: TObject);

procedure BitBtn15Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn16Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn17Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn12Click(Sender: TObject);

procedure Edit1KeyPress(Sender: TObject; var Key: Char);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

Form1: TForm1;

implementation

var a,b:real;//числа над которыми производятся операции

dlina,f:byte;{dlina-максимальная длина вводимого числа,

f-проверяет первый ли этот символ}

zn:char;//Знак операции

{$R *.dfm}

procedure TForm1.BitBtn1Click(Sender: TObject);

begin

if dlina<13 then begin

if f=0 then Form1.Edit1.Text:=Form1.Edit1.Text+'1'

else begin

f:=0;

form1.Edit1.Text:='1';

end;

inc(dlina);

end;

end;

procedure TForm1.BitBtn2Click(Sender: TObject);

begin

if dlina<13 then begin

if f=0 then Form1.Edit1.Text:=Form1.Edit1.Text+'2'

else begin

f:=0;

form1.Edit1.Text:='2';

end;

inc(dlina);

end;

end;

procedure TForm1.BitBtn3Click(Sender: TObject);

begin

if dlina<13 then begin

if f=0 then Form1.Edit1.Text:=Form1.Edit1.Text+'3'

else begin

f:=0;

form1.Edit1.Text:='3';

end;

inc(dlina);

end;

end;

procedure TForm1.BitBtn7Click(Sender: TObject);

begin

if dlina<13 then begin

if f=0 then Form1.Edit1.Text:=Form1.Edit1.Text+'4'

else begin

f:=0;

form1.Edit1.Text:='4';

end;

inc(dlina);

end;

end;

procedure TForm1.BitBtn9Click(Sender: TObject);

begin

if dlina<13 then begin

if f=0 then Form1.Edit1.Text:=Form1.Edit1.Text+'5'

else begin

f:=0;

form1.Edit1.Text:='5';

end;

inc(dlina);

end;

end;

procedure TForm1.BitBtn4Click(Sender: TObject);

begin

if dlina<13 then begin

if f=0 then Form1.Edit1.Text:=Form1.Edit1.Text+'6'

else begin

f:=0;

form1.Edit1.Text:='6';

end;

inc(dlina);

end;

end;

procedure TForm1.BitBtn5Click(Sender: TObject);

begin

if dlina<13 then begin

if f=0 then Form1.Edit1.Text:=Form1.Edit1.Text+'7'

else begin

f:=0;

form1.Edit1.Text:='7';

end;

inc(dlina);

end;

end;

procedure TForm1.BitBtn6Click(Sender: TObject);

begin

if dlina<13 then begin

if f=0 then Form1.Edit1.Text:=Form1.Edit1.Text+'8'

else begin

f:=0;

form1.Edit1.Text:='8';

end;

inc(dlina);

end;

end;

procedure TForm1.BitBtn10Click(Sender: TObject);

begin

if dlina<13 then begin

if f=0 then Form1.Edit1.Text:=Form1.Edit1.Text+'9'

else begin

f:=0;

form1.Edit1.Text:='9';

end;

inc(dlina);

end;

end;

procedure TForm1.BitBtn8Click(Sender: TObject);

begin

if dlina<13 then begin

if f=0 then Form1.Edit1.Text:=Form1.Edit1.Text+'0'

else begin

f:=0;

form1.Edit1.Text:='0';

end;

inc(dlina);

end;

end;

procedure TForm1.BitBtn11Click(Sender: TObject);

begin

form1.Edit1.Text:='';

end;

procedure TForm1.BitBtn14Click(Sender: TObject);

begin

a:=strtofloat(form1.Edit1.Text);

f:=1;//следующий символ будет первым

dlina:=0;//готовимся для считывания 2 числа

zn:='+';

end;

procedure TForm1.BitBtn13Click(Sender: TObject);

begin

b:=strtofloat(form1.Edit1.Text);

if zn='+'then form1.Edit1.Text:=floattostr(a+b);

if zn='-'then form1.Edit1.Text:=floattostr(a-b);

if zn='*'then form1.Edit1.Text:=floattostr(a*b);

if (zn='/')and(b<>0)then form1.Edit1.Text:=floattostr(a/b);

//если 2 число равно 0, то ...

if (zn='/')and(b=0)then form1.Edit1.text:='ERROR=)';

zn:='0';//сбрасывем знак операции

dlina:=0;

f:=1;

end;

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);

begin

dlina:=0;

f:=0;

zn:='0';

end;

procedure TForm1.BitBtn15Click(Sender: TObject);

begin

a:=strtofloat(form1.Edit1.Text);

f:=1;

dlina:=0;

zn:='-';

end;

procedure TForm1.BitBtn16Click(Sender: TObject);

begin

a:=strtofloat(form1.Edit1.Text);

f:=1;

dlina:=0;

zn:='*';

end;

procedure TForm1.BitBtn17Click(Sender: TObject);

begin

a:=strtofloat(form1.Edit1.Text);

f:=1;

dlina:=0;

zn:='/';

end;

procedure TForm1.BitBtn12Click(Sender: TObject);

var s:string;

p:byte;

begin

if f=1 then begin edit1.Text:='';

f:=0;

end;

p:=0;

s:=form1.Edit1.Text;

p:=pos(',',s);

if p=0then

if s=''then begin form1.Edit1.Text:='0,';

dlina:=dlina+2;

end

else begin

form1.Edit1.Text:=form1.Edit1.Text+',';

inc(dlina);

end;

end;

procedure TForm1.Edit1KeyPress(Sender: TObject; var Key: Char);

begin

//обрабатывем нажатие клавиши

case key of

'0'..'9':begin

if dlina=0 then edit1.Text:='';

if length(form1.Edit1.Text)>12 then key:=chr(0);//символ не добавляем

inc(dlina);

end;

#8:;//это код кнопки BackSpace

else key:=chr(0);

end;

end;

end.

en
Приложение 2

Графический интерфейс программы

Рис.1. Графический интерфейс программы

Рис.2. Программа во время работы

Размещено на Allbest.ru


Диплом на заказ


1. Сочинение- Драма «Гроза», ее создание и проблематика
2. Тема. Баскетбол. Навчити учнів правильно виконувати ведення м~яча під час ходьби
3. Реалізація категорії ретроспекції в сучасних газетних текстах
4. АСАНОВА АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВНА 2
5. В своём дебютном бою победил CM Панка
6. ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ИММИГРАЦИИ В ПОЛИТИКЕ СТРАН ЕС
7. таки сделать общее заключение того что было упомянуто
8. Чернівецький національний університет ім
9. Аудит расчетов с работниками по заработной плате
10. Психологические проблемы одомашнивания животных
11. а для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья практика проходила под руководств
12. Реферат- Дежнев Семен Иванович
13. Анатомические основы воли
14. задание которое должны выполнить так будто это две руки одного человека
15. темах. Под объектной детерминацией понимаются различные виды физической стимуляции непосредственно возде.html
16. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Состояние активов и обязательств
17. на тему- Сущность форвардных контрактов и характеристика форвардных валютных операций Вы
18. Тема- Робота з довідниками
19. Основними напрямами державної політики в галузі охорони довкілля використання природних ресурсів та забез
20. 3-656261 ЭТРАН СТРУКТУРА И МЕСТО В ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ОТРАСЛИ Отдельные решения достигнутые в оп