Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Солнышко гТуапсе муниципального образования Туапсинский район Картотека игр по развитию р

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №29 «Солнышко» г.Туапсе муниципального образования Туапсинский район

Картотека  игр

по  развитию  речи

Из опыта работы

воспитатель: Дикова О.И.

2011 г.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход.

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

Угадай игрушку

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Ход.

На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

Кто больше увидит и назовёт

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Ход.

Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Сорока

Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.

Ход.

Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла

(Воспитатель раскладывает предметы)

Далее происходит диалог между детьми и сорокой:

Дети:

Соро

ка, сорока

Отдай нам мыльце

Сорока:

Не дам, не отдам

Возьму ваше мыльце

Отдам моему сорочонку умыться.

Дети:

Сорока, сорока

Отдай нам иголку!

Сорока:

Не дам, не отдам.

Возьму я иголку

Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети:

Сорока, сорока,

Отдай нам очки

Сорока:

Не дам, не отдам.

Я сама без очков,

Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети:

Сорока, сорока.

Отдай нам звоночек.

Сорока:

Не дам, не отдам.

Возьму я звоночек.

Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.

Воспитатель:

Ты, сорока, не спеши

Ты у деток попроси.

Все тебя они поймут.

Всё что надо подадут.

Воспитатель:

Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

Воспитатель:

Дети, что для этого нужно сороке?

(Дети называют и приносят все предметы) Сорока благодарит и улетает

Назови как можно больше предметов

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

Ход.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)

Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

Олины помощники

Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход.

- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

- Что это? (Это ноги)

- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

Разноцветный сундучок

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход.

Воспитатель:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

Скажи, какой?

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Ход.

Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Волшебный кубик»

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ход.

Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта.

Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

Ход.

Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

Ход.

Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

«Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

Ход.

Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

Содержание этой игры можно легко изменить: «»Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

«Козлята и волк»

Цель. Заканчивать сказку по её началу.

Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик

Ход.

Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.

- Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/…(Дети договаривают: зайчик)

Воспитатель: зайчик говорит….

Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.

Воспитатель: Козлята угостили его….

Дети: морковкой, капустой…

Воспитатель: потом они стали… и т.д.

«Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

Материал. Элементы костюма животных (шапочка)

Ход.

Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Материал. Мелкие игрушки.

Ход.

Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

«Ветерок»

Цель. Развитие фонематического слуха.

Ход.

Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

«Буратино-путешественник»

Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

Материал. Кукла Буратино.

Ход.

Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

- Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

- Зевают, отдыхают, спят…

- Пляшут, поют, кружатся…

Был Буратино в детском саду, когда дети:

- приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

- обедают, благодарят…

- одеваются, прощаются…

- лепят снежную бабу, катаются на санках

«Почтальон принёс открытку»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Ход.

Игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь кто-то стучит.

Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.

Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

Игры на развитие воображения.

Игра "Укрась слово".

Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение , ассоциативный процесс. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных. Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача за определённое время набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных.

НАПРИМЕР:  существительное -прилагательные

платье  

красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т.д.

солнце  

яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т.д.

Игра "Выведение следствий".

Эта игра используется как в развитии воображения, так и словес но-логического мышления. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов "Что произойдёт...". Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Список примерных вопросов:

"Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?"

"Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?"

"Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?"

"Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?"

"Что произойдёт, если солнце не зайдёт за горизонт?"

"Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?"

"Что произойдёт, если смогут читать мысли друг друга?"

Игра "Рисунок в несколько рук".

Это групповая игра, тесно связывающая воображение и эмоции и сама насыщена высоким эмоциональным потенциалом. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и так далее. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга. Но, как правило, конечный продукт мало интересует детей. Удовольствие доставляет борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами, навязать свои, а также неожиданности и открытия нового содержания и образа, возникающее на каждом этапе работы.

Игра "Волшебники".

Используется для развития чувств на базе воображения. Вначале ребёнку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры "волшебников". Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну в "доброго", а другую в "злого" волшебника. Для девочек можно заменить "волшебников" на "волшебниц".

Теперь вторая часть игры. Ребёнок должен сам нарисовать "доброго" и "злого" волшебников, а также придумать, что совершил плохого "злой" волшебник и как его победил "добрый".

Если в игре участвовала группа детей, целесообразно сделать выставку рисунков и оценить, чей волшебник лучше.

Эмоции имеют очень яркую форму выражения через мимику и пантомимику. Когда у ребёнка работает воображение, то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можно увидеть на его лице.

Игра "Танец".

Детям предлагается потанцевать. Причём каждый танцует "что хочет". Ребёнок должен выразить а танце какой-либо образ. Лучше, если образ он придумает сам. при затруднении можно помочь ему подсказкой.

Темы для подсказки: станцуй "бабочку", "зайчика", "кошку", "лошадку", "утюг", "конфету", "молоток" и так далее.

Когда ребёнок справился с первой частью задания, можно перейти к следующему этапу. Теперь в качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства.

Темы для второй части задания: станцуй "радость", "страх", "горе", "веселье", "удивление", "каприз", "счастье", "жалость".

Необходимо следить, чтобы дети именно танцевали, в не изображали соответствующие чувства мимикой. Музыку можно использовать любую танцевальную, вальсовую, плясовую, джазовую. Важно, чтобы это не были песни со смысловым, понятным для детей текстом.

Игра "Цепочка слов".

Слово, случайно запавшее в голову (или намерено взятое), вызывает цепную реакцию, распространяя волны вглубь и вширь, извлекая при этом образы, ассоциации, воспоминания, представления и мечты.

Детям предлагается составить длинный поезд из слов, каждое слово - вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой. Значит, каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Например: Зима (какая?) - холодная, снежная (что ещё бывает холодным?) - мороженное, лёд, снег, ветер (какой ветер?) - сильный, северный (что ещё может быть сильным?) и так далее. За каждое слово, названное детьми, выставляется вагончик.

Заключение.

Таким образом, в процессе игр-занятий при использовании заданий на развитие воображения и заданий с использованием схем, моделей происходит умственное развитие детей. В силу важности и значимости каждого из этих психических процессов необходимо помогать их развитию. Этому в значительной мере могут способствовать приведённые в данной работе методы и приёмы. Они достаточно просты в исполнении и доступны широкому кругу педагогов. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Однако, необходимо заметить, что фантазия, как и любая другая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.

В области развития мышления основным, как уже отмечалось, в дошкольном возрасте является овладение действиями наглядного моделирования. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Но понимание отдельных обозначений ещё не достаточно для решения задач. Любая задача требует анализа условий, выявления отношений между предметами. Эти отношения могут быть представлены в виде наглядных моделей. Поэтому предлагаемые задания можно использовать и для активизации познавательной деятельности дошкольников, в частности, образного мышления и, в целом, творчества.

Список использованной литературы.

1. О. М. Дьяченко "Чего на свете не бывает?", Москва, "Знание", 1994.

2. Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, "Домашняя школа", Москва, "Знание", 1994.

3. Л. Ю. Субботина, "Развитие воображения у детей", Ярославль, "Академия развития", 1996.

4. О. М. Дьяченко, Н. Ф. Астаськова, А. И. Булычева, "Дети, в школу собирайтесь", Москва, "Просвещение", "Учебная литература", 1996.

5. Программа "Развитие" под редакцией Л.А. Венгера.

6. В.А. Милашевич, В.И. Дубрович, "Воспитатель: в чём секрет успеха", Витебск, 1995.

7.Журнал "Дошкольное воспитание", 4-94.

8. Журнал "Дошкольное воспитание", 7-97.

9. Журнал "Дошкольное воспитание", 1 - 97.

10. Журнал "Дошкольное воспитание", 6-97.

11. Журнал "Дошкольное воспитание", 8 - 98. в) Занятия по рисованию .


Диплом на заказ


1. три десятка вольт
2. Вариант 1 Дана последовательность натуральных чисел {j}j1
3. ProFile GT Rotry File ProTper МtwoSFРучная обработка к-к Pro Tper
4. тема 2 My fmily My fmily is not big but lso is not smll- Dd Mom me my brother nd my sister
5. Каналы связи и интерфейсы
6. Grotesken Bildersprche konfrontiert htte Grss seinen Stil gefunden
7. на тему- ldquo;Разработка алгоритмов и программ выполнения операций над последовательными и связанными пре
8. Тема- Социальное управление Понятие и виды социального управления Управление ~ это- 1 определение цел
9. нибудь еще Ф е д о н
10. Уфа Кандры С 01 по 07 января 2014 назначаются поезда ~ 6203 Уфа Кандры 6204 Кандры Уфа
11.  2013 р. НАВЧАЛЬНО МЕТОДИЧНІ МАТЕРІАЛИ ДО ВИВЧЕННЯ НАУКИ ldquo; Організація праці мене
12. .ru-reg.php. Получить у ответственного лица пароли для выполнения необходимых работ.
13. Любовницы Эльфрида ЕлинекЛюбовницы Любовницы- Издательство- Симпозиум; С
14.  Wht mkes mericn plces fmous Wht memories nd ssocitions do they bring Wht re the merits nd demerits tht go together with their nmes Mtch the mericn plce nmes in with the corresponding curiosities
15. Культурная унификация в сфере питания как отражение функционализации телесного опыт
16. 032003 г Приказ Минздрава РФ 127 от 28
17. Органы налоговой полиции
18. Аничков мост т
19. Реферат на тему- Педагогічна майстерність вчителя її складові елементи
20. ~аза~стан к~п ~лтты мемлекет