Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Тема- Бюджетный контроль Бюджетный контроль

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-12-27

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

Тема: Бюджетный контроль

  1.  Бюджетный контроль.
  2.  Задачи бюджетного контроля.
  3.  Субъекты, объекты бюджетного контроля.
  4.  Виды, формы и методы бюджетного контроля.
  5.  Президентский контроль.
  6.  Контроль законодательных (представительных) органов власти.
  7.  Направления работы Счетной палаты.
  8.  Права органов казначейства в сфере финансового контроля.
  9.  Меры ответственности за бюджетные правонарушения.

Бюджетный контроль

  Контроль  в бюджетной сфере – это политико-правовая конструкция, призванная обеспечить баланс финансовых интересов федерального центра, субъектов РФ, всех ветвей власти, а также строгое неукоснительное исполнение законодательства, соблюдение правовой дисциплины органами государственной власти, местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Бюджетный контроль - это контроль формирования и использования государственных бюджетных фондов.

Бюджетный контроль -  совокупность действий и операций по проверке деятельности экономических субъектов, связанной с движением бюджетных средств.

Его цель - последовательное проведение бюджетной политики государства, обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности распорядительных и исполнительных действий по управлению бюджетными ресурсами, включая стадии планирования, формирования, распределения и использования бюджета.

  Бюджетный контроль, как и контроль вообще, представляет собой специальный способ обеспечения законности в финансовом праве и осуществляется на всех стадиях бюджетной деятельности.

Основные функции бюджетного контроля:

  1.  Оперативная проведение контрольных мероприятий с целью выявления нарушений бюджетного законодательства;
  2.  Информационная – формирование массива информации о выявленных нарушениях и его систематизация;
  3.  Регулятивная – внесение предложений, связанных с изменением содержания нормативных правовых актов, касающихся бюджетной сферы;
  4.  Превентивная предупреждение возможных нарушений бюджетного законодательства путем предоставления разъяснений, касающихся проведения операций с бюджетными средствами, а также проведения контрольных мероприятий в рамках предварительного контроля.

        1) обеспечение своевременной и достоверной информации о движении денежных средств;

        2) предупреждение кризисных ситуаций в бюджете;

        3) стимулирование деятельности субъектов государственных финансов.

Принципы бюджетного контроля:

Принцип законности – предполагает соответствие действий или деятельности законодательным и нормативным актам.

  1.  Принцип целесообразности – предполагает соответствие определенным целям, разумность, рациональность.
  2.  Принцип эффективности означает оптимальное соотношение между затратами и полезным эффектом, отсутствие ненужных затрат, достижение наилучшего результата с помощью строго определенного объема ресурсов.

Задачи бюджетного контроля

    Соответственно функциям бюджетный контроль выполняет следующие задачи:

1) проверка правильности и своевременности формирования поступлений всех звеньев бюджетной системы;

2) проверка правильности и своевременности расходов всех звеньев бюджетной системы;

3) проверка соблюдения финансово-бюджетной дисциплины;

4) предотвращение хищений государственных средств;

5) выявление и мобилизация резервов эффективного формирования и расходования бюджетных ресурсов;

6) проверка соблюдения правил учета и отчетности экономических субъектов.

Субъекты, объекты бюджетного контроля

    Объектами бюджетного контроля  является движение денежных средств в процессе аккумулирования, распределения и использования публичных денежных фондов.

   Предметом бюджетного контроля выступает финансово-бюджетные операции, сметы предприятий, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т.п.

    Субъектами бюджетного контроля являются государственные и муниципальные органы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства.

   Подконтрольными субъектами выступают РФ в целом, ее субъекты и муниципальные образования, органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения и физические лица, совершающие или опосредующие финансовые операции с бюджетными средствами.

Виды, формы и методы бюджетного контроля

   В зависимости от времени проведения различают три основные формы бюджетного контроля:

1. Предварительный контроль осуществляется в основном на стадиях прогнозирования и планирования денежных потоков, т. е. до реального движения финансовых средств. Его проводят при составлении проектов бюджетов, разработке программ, инвестиционных планов и. т. д. Это позволяет заранее предупредить возможные нарушения бюджетной дисциплины, неправильное и нерациональное расходование средств, выявить резервы. Осуществляют предварительный контроль специальные подразделения органов власти.

Цель контроля - предупреждение возможных злоупотреблений при получении и расходовании средств, соблюдение финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Его исполнителями является большое число государственных структур. Основной принцип текущего контроля - поддержание системы обратной связи.

2. Последующий контроль проводится после осуществления денежных операций на основе учетной и отчетной документации с целью проверки правильности, своевременности и целесообразности расходов, полноты и своевременности получения доходов.

    В зависимости от субъекта, осуществляющего бюджетный контроль, различают:

1) Государственный контроль - проводится органами государственной представительной и исполнительной власти, его главная цель - обеспечение интересов государства в рамках функционирования государственной собственности и, прежде всего, при поступлении доходов и расходовании государственных средств;

2) Ведомственный контроль - осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств и охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

3) Внутрихозяйственный контроль - проводится экономическими и финансовыми службами организаций, его объект - хозяйственная и финансовая деятельность;

4) Общественный контроль - осуществляют неправительственные организации и граждане, его объект зависит от поставленной задачи;

5) Независимый контроль - проводится специальными органами: аудиторскими фирмами.

В зависимости от источников используемой информации контроль подразделяется на:

     1.  Документальный контроль проводится на основании первичных документов, реестров бухгалтерского учета, сметы расходов бюджетных организаций и расчетов к ним, а также иной документации.

Основные приемы документального контроля:

  •  Формальная и арифметическая проверка документов;
  •  Встречная проверка документов или записей;
  •  Юридическая, экономическая и финансовая  оценка  совершенных хозяйственных операций;
  •  Нормативная проверка;
  •  Сплошное и выборочное наблюдение;
  •  Приемы экономического анализа;
  •  Технико-экономические расчеты.

   2.   Фактический контроль

Основные приемы фактического контроля:

  •  Инвентаризация материальных ценностей и денежных средств;
  •  Обследование;
  •  Экспертная оценка специалистами фактического объема и качества выполненных работ и услуг, правильности списания сырья, материалов и денежных средств, полноты оприходования материальных и денежных средств;
  •  Визуальное наблюдение (контрольные обмеры, взвешивания);
  •  Проверка соблюдения трудовой и финансовой дисциплины.

Методами проведения финансового контроля являются:

  •  проверки - производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов; в ходе них выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению;
  •  обследования - охватывают отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений; при обследованиях осуществляются контрольные обмеры выполненных работ, расхода ресурсов, а также проводятся опросы, наблюдения, инспекции;
  •  ревизия - взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии по полноте охвата хозяйственной  деятельности субъекта бывают: полная, частичная (отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности), комплексная и тематическая.
  •  Санкционирование -

Президентский контроль

Контроль законодательных (представительных) органов власти

Контроль за исполнением  бюджета – этап бюджетного процесса, в ходе которого реализуются контрольные мероприятия различных сторон исполнения бюджета по доходам и расходам.

  Контроль за исполнением бюджета имеет две формы:

Парламентский контроль – осуществляется соответствующими законодательными (представительными) органами власти.

           Он предполагает:

  •  Право законодательных (представительных) органов власти на получение информации от органов исполнительной власти, необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
  •  Право законодательных (представительных) органов власти на получение от органов исполнительной власти оперативной информации об исполнении бюджета;
  •  Проведение экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления;
  •  Право законодательных (представительных) органов власти на утверждение (неутверждение) проектов бюджета и отчета об исполнении бюджета;
  •  Право создавать собственные контрольно-счетные органы для проведения внешнего аудита бюджета;
  •  Право вынесения оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджета.

   Парламентский контроль осуществляют Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы, созданные законодательными органами субъектов РФ (в том числе счетные палаты субъектов РФ), контрольно-счетные органы, созданные представительными органами местного самоуправления.

Административный контроль – осуществляется исполнительными органами власти, имеющими контрольные полномочия в финансово-бюджетной сфере.

     Он предполагает:

  •  Право проведения проверок главных распорядителей и получателей бюджетных средств;
  •  Право на получение информации, необходимой  для контроля за соблюдением бюджетного законодательства;
  •  Право требовать выявленных нарушений бюджетного законодательства;
  •  Право давать обязательные для исполнения указы по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлять документы, являющиеся основанием для наложения мер ответственности.

    Административный контроль осуществляют Министерства финансов РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного контроля, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы муниципальных образований, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Направления работы Счетной палаты

 Для контроля над исполнением бюджета Федеральное Собрание РФ образует специальный орган – Счетную палату РФ.

Счетная палата является органом государственного финансового контроля (данный орган участвует также в предварительном контроле – при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).

   Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

    Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату РФ Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июля вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

  •  Отчетом о расходовании средств резервных фонов Правительства РФ и Президента РФ.
  •  Отчетами Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о представленных государственных гарантиях.
  •  Отчетом о доходах, полученных от использования государственного имущества.
  •  Сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг.
  •  Годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств.
  •  Реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года.
  •  Отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

   Счетная палата  РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в течение полутора месяцев после предоставления отчета в  Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение полутора месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ, после чего принимает решение об утверждении или отклонении отчета.

Права органов казначейства в сфере финансового контроля.

    Задача, которая решается федеральным казначейством - это осуществление предварительного и текущего контроля за выделением средств из федерального бюджета РФ, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений.

    Помимо деятельности по финансовому управлению, федеральное казначейство может и должно осуществлять контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Только так можно обеспечить единство государственных финансов и их эффективное использование.

    Осуществляя контроль за всеми поступлениями и выплатами Правительства РФ, в структуре государственной исполнительной власти федеральное казначейство выполняет роль «кассира» и «главного бухгалтера». Причем эта роль не должна ограничиваться только работой с бюджетными деньгами, речь идет и о государственных внебюджетных средствах, а в конечном счете,  о всех государственных финансовых ресурсах.   

   Руководители Федерального  казначейства, его территориальных органов имеют право приостанавливать в предусмотренных бюджетных законодательством РФ  случаях в порядке, установленном Правительством РФ, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителем, распорядителем и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

    Казначейство осуществляет постоянный контроль следующими методами:  

Производит проверку соблюдения бюджетного законодательства главными распорядителями бюджетных средств, бюджетополучателями, а также кредитными организациями, осуществляющими операции со средствами бюджета или ведущими счетами бюджетополучателей.

  1.  Устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней, смет расходов бюджетных учреждений и казенных предприятий, устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению бюджетов всех уровней в соответствии с Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ».
  2.  Ведет сбор, анализ, обработку информации о состоянии бюджетной системы РФ.
  3.  Представляет Государственной Думе, представительным органам субъектов Федерации и муниципальных образований отчетность об операциях с бюджетными средствами Правительства РФ, исполнительных органов субъектов РФ и муниципальных образований.
  4.  Получает от главных распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей отчеты и иные сведения, связанные с получением, перечислением, зачислением и использованием бюджетных средств.
  5.  Получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами государственных внебюджетных фондов, главных распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей  - клиентов этих кредитных организаций.
  6.  Требует от главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства и контролирует их устранение.
  7.  Приостанавливает   операции по счетам распорядителей, бюджетополучателей, кредитных организаций в случае нарушения бюджетного законодательства.
  8.  Взыскивает в бесспорном порядке с распорядителей, бюджетополучателей бюджетные средства, используемые не по целевому назначению, бюджетные ссуды, по которым истек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование бюджетной ссудой.
  9.  Налагает на распорядителей, бюджетополучателей и кредитные организации штрафы за нарушение бюджетного законодательства.
  10.  Ведет сводный реестр распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей.
  11.  Дает заключение на бюджетные заявки бюджетополучателей.
  12.  Согласовывает сметы доходов и расходов бюджетных организаций.
  13.  Получает отчеты и другие сведения от финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований, необходимые для составления отчетного консолидированного бюджета.
  14.  Заключает в установленном порядке договоры с кредитными организациями, выигравшими конкурс на осуществление отдельных операций со средствами исполняемых бюджетов, и расторгает их в случае выявления нарушений условий соглашения.

   При осуществлении текущего контроля проверяется целевое использование бюджетных средств, своевременность  и полнота возврата бюджетных средств и платы за их использование. Но при этом надо иметь в виду, что казначейство не должно заниматься последующим контролем за расходованием бюджетных средств (этим занимаются ревизионные управления).

Меры ответственности за бюджетные правонарушения

Нарушением бюджетного законодательства признается  неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным законодательством порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля и за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

   Нарушение бюджетного законодательства влечет применение к нарушителю мер принуждения.

  К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

  •  Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  •  Блокировка расходов;
  •  Изъятие бюджетных средств;
  •  Приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  •  Наложение штрафа;
  •  Начисление пени;
  •  Иные меры,  предусмотренные БК РФ и федеральными законами.

    Основаниями применения мер принуждения  за нарушение бюджетного законодательства РФ являются:

  •  Неисполнение закона (решение) о бюджете;
  •  Неперечисление, неполное или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
  •  Несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;
  •  Несвоевременное предоставление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета. Влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях, а также  вынесения предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного контроля;
  •  Несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнований и лимитах бюджетных обязательств;
  •  Несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;
  •  Несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств к утвержденным расходам и бюджетной росписи;
  •   Несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ;
  •  Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;
  •  Отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных БК РФ;
  •  Несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление  платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;
  •  Несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных  БК РФ;
  •  Несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего взыскания на средства бюджета бюджетной системы РФ;
  •  Иные основания в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Вопросы для самопроверки:

Что понимается под бюджетным контролем? Охарактеризуйте значение бюджетного контроля.

  1.  Перечислите основные задачи бюджетного контроля.
  2.  Перечислите виды и формы бюджетного контроля.
  3.  Назовите основные методы бюджетного контроля.
  4.  Охарактеризуйте президентский контроль за состоянием государственных финансов.
  5.  Охарактеризуйте контроль законодательных органов власти.
  6.  Охарактеризуйте функции финансового контроля, осуществляемые подразделениями Министерства финансов РФ.
  7.  Перечислите контрольные функции органов Федерального казначейства.
  8.  Перечислите основания для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства.
  9.  Перечислите основные меры принуждения к нарушителям бюджетного законодательства.

Литература:

  1.  Бюджетный кодекс РФ (в действующей редакции). Глава 26.
  2.  Зубакин С.И. Бюджетный контроль: учеб. пособие / М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС. 2012. -  400с

PAGE   \* MERGEFORMAT2


Диплом на заказ


1. СТРОИТЕЛЬСТВО ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ Основные понятия допущения гипотезы в к
2. Психологи в Новокузнецке
3. Реферат- Поняття біологічної зброї
4. 11 Вт 44 из расчета 12 ч работы в сутки Морозильный аппарат 427 Посудомоечный аппарат 475 Электрическая печь 44
5. на тему- Создание и обработка базы данных Работу выполнил- с
6. е гг много внимания уделялось истории классовой борьбы рабочих и крестьян нашей страны в годы пятилеток ис
7. Практикум з прикладної соціології напрям підготовки 0301 Соціальнополітичні науки спеціальність 8
8. дидактическим подходам к проблеме особенно связаны с известной в психологии сензитивностью восприимчив
9. 1 Маркетингові дослідження ринку
10. Россия и глобальный мир сравнение по основным параметрам и тенденциям развития 2.html
11.  Сутність державного обвинувачення Підручники онлайн 1
12. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения школьному курсу информатики на основе применения кейс-метода
13. Материальные ресурсы организации
14. тематического плана разработанного в Академии управления при Президенте Республики Беларусь
15.  Особенности культурной политики передовых стран Запада
16. задание 1 1 Регенерация и утилизация отходов производства микроэлектроники
17. реферат по курсу Универсум художественной культуры Фамилия имя отчество студента
18. орієнтуючий характер дозволяючи конкретним підприємствам корпораціям нормально функціонувати в системі
19. Новітні наукові знахідки і відкриття дослідників української минувшини в основному підтверджують висновк1
20. Рыба-обрубок