Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛ

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-12-27

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

  1.  Психологическая характеристика речевого развития младшего школьника...5
    1.  Лингвистическая характеристика основных лексических явлений в современном русском языке……………………………………………………..8
    2.  Методические подходы к организации развития речи младших школьников на лексическом уровне при изучении имени прилагательного……………...11

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

   2.1. Анализ развития речи младшего школьника на лексическом уровне………20

   2.2. Виды упражнений направленных на развитие речи младшего школьника на лексическом уровне при изучении имени прилагательного………………………...21

   2.3. Анализ результатов экспериментальной  работы……………………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………...29

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире для каждого школьника высокий уровень развития речи является важнейшим средством познания, развития, самовоспитания. Особую роль в процессе развития лексических навыков играют виды заданий и упражнений используемых на начальном этапе обучения.

Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом, как единицей лексической системы, со значением слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает необходимые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся. Такое изучение лексики открывает перед учащимися еще один уровень языковой системы.

В свою очередь, младший школьный возраст является благоприятным для формирования лексических умений. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

Среди лексических явлений, изучаемых в начальных классах, особое место занимают антонимы, синонимы, многозначные слова. Словарная работа в начальных классах на уроках русского языка включает в себя разнообразные направления практической деятельности, связанной со словом. Она может осуществляться и как количественное обогащение словаря детей, и как работа над значениями слов, над оттенками значений, над уместным употреблением, над активизацией словаря и т.д. Но, как показывают практические наблюдения, приемы работы над языковым материалом не ориентируют младших школьников на систематизацию лексических знаний. Рассматриваемые лексические понятия представляются им набором изолированных друг от друга фактов, разрозненных сведений. Вместе с тем большая часть лексической работы в начальной школе имеет прикладной характер, так как семантизация слов, знакомство с фактами многозначности, со словами сходного и противоположного значения организуются только в связи с изучением грамматики и обучением правописанию. Вследствие этого у младших школьников в недостаточной степени формируются лексические учебно-языковые умения, являющиеся основой овладения лексическим богатством родного языка. Поэтому встает вопрос о совершенствовании приемов работы над словом на уроках русского языка. Одним из эффективных приемов лексико-семантической работы может быть анализ системных отношений (связей) слов [3, с. 57 - 59].

Наиболее ярко лексические явления представлены среди имен прилагательных. Так, изучение данной части речи должна быть связана с развитием речевых умений младших школьников.

Вопросом изучения лексики занимались такие ученые, как Леонтьева И. Л., Выготского Л. С., Эльконина Д. Б., и методостов Негневицкой Е. И., Шолпо И. Л., Евсеевой М. И., Гальсковой Н. Д., Футерман З. Я и др.

В современной методической литературе представлены основные виды лексических заданий и упражнений направленных на развитие речи младших школьников. Однако школьная практика свидетельствует о том, что выразительность и точность речи младших школьников развиты недостаточно, все выше сказанное определило тему исследования «Развитие речи младших школьников на лексическом уровне при изучении имени прилагательного».

Так, целью работы является развитие речи младших школьников на лексическом уровне при изучении имени прилагательного.

В связи с этим, объектом исследования является развитие речи в младшем школьном возрасте на лексическом уровне.

Предметом - особенности  речи младших школьников на лексическом уровне при изучении имени прилагательного.

Задачи работы:

  1.  выяснить особенности психологического речевого развития младших школьников
  2.  дать лингвистическую характеристику лексических явлений в современном русском языке
  3.  выявить методические подходы к организации процесса речевого развития школьников
  4.  отобрать виды упражнений направленных на развитие речи младших школьников на лексическом уровне при изучении имен прилагательных

Гипотеза: Развитию речи младших школьников на лексическом уровне при изучении имени прилагательного будет способствовать использование таких видов упражнений, как

  1.  анализ и сравнение лексических значений слов;
  2.  выделение лексических явлений в структуре предложения и текста;
  3.  включение лексических явлений в языковые и коммуникативные единицы.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы: теоретические (изучение и анализ литературы) и эмпирические  (тестирование).

Базой исследования явилась  МБОУ Верхне – Матигорская средняя школа. В исследовании приняли участие учащиеся 3 класса.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

  1.  Психологическая характеристика речевого развития младшего школьника

Современная психолого-педагогическая наука определяет границы младшего школьного возраста с семи до десяти - одиннадцати лет (1 - 4 классы). Наиболее характерной чертой этого периода является то, что в этом возрасте дошкольник становится школьником.

Одним из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного возраста является психологическая готовность ребёнка к школьному обучению. В.С. Мухина определяет психологическую готовность к школе, как сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень участия мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны для того, чтобы учебная деятельность ребёнка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Младший школьный возраст обещает ребёнку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. Ребёнок в начальной школе развивает специальные психофизические и психические действия. По мнению В. В.Давыдова, на основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребёнка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению [1].

Так, по мнению Мухиной В. С., новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие познавательных действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу.  Эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать "культурными", то есть превратиться в высшие психические функции, произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребёнок данного среднего возраста: учение, общение, игра и труд.

Речевая деятельность - процесс словесного общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта, установление коммуникации, планирования своих действий. Высказывания младших школьников свободны, непосредственны. Часто это простая речь: речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная реактивная (диалогическая) речь. Школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать на уроке. Нужно ставить перед учащимся задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникабельной и монологической речью. На протяжении младшего школьного возраста происходит развитие всех сторон речи: фонетической, грамматической, лексической. Первоклассники практически владеют всеми фонемами, тем не менее фонетической стороне надо уделить большое внимание, так как обучение чтению и письму требует хорошо развитого фонематического слуха, то есть  умение воспринимать, правильно различать все фонемы, научиться анализировать их, выделять каждый звук из слова, выделенные звуки сочетать в слова. На протяжении младшего школьного возраста идет развитие и грамматической стороны языка. Ребенок приходит в школу, практически владея грамматическим строем родного языка, т.е. он склоняет, спрягает, связывает слова в предложения. Развитию грамматического строя языка способствует новая форма речевой деятельности - письменная речь. Необходимость быть понятым в письменном изложении заставляет учащегося грамматически правильно строить свою речь. 
Речевая деятельность требует не только механического воспроизведения известных случаев применения слов, но и творческого оперирования словами, понимания и оперирования их в новых ситуациях, в новых значениях. Поэтому успешность овладения учащимися лексикой определяется и количеством запоминающихся слов, также возможностью широко и адекватно пользоваться ими: самостоятельно понять новые случаи применения уже известных слов по аналогии с ранее бывшими в опыте ребенка, догадаться о значении нового слова, умение выбрать наиболее верное в данной ситуации [5].

Развитие речи в младших классах осуществляется в первую очередь на уроках родного языка. Овладение речью идет одновременно в нескольких направлениях: по линии развития звуко - ритмической, интонационной стороны речи, по линии овладения грамматическим строем, по линии развития лексики, по линии все большего и большего осознания учащимися собственной речевой деятельности. 

При такой организации обучения в центре оказывается самая важная функция языка - коммуникативная. Раскрыть коммуникативную функцию языка для ребенка значит научить его планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции участника общения, контролировать свою речевую деятельность. 

Вообще язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно; стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно, как правило, усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы. 

Это усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный, правильный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов, тысячи новых знаний уже известных слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которые дети в устной дошкольной речевой практике совсем не употребляли. 

В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение и письмо - речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знания его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Все это не приходит к ребенку само собой, всему надо учить; этим и занимается методика речевого развития. 

Третья сфера работы школы по развитию речи - доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся. Это совершенствование речи учащихся повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей. 

Речь - очень широкая сфера деятельности человека. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью [6]. 

Вообще все эти три линии работы развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений для связной речи; при подготовке к рассказу сочинению проводится подготовительная работа над словом и предложением. В развитии речи нужна долгая кропотливая работа учащихся и учителя. Временные неудачи срывы не должны пугать [9].

Таки образом, речь в младшем школьном возрасте поэтапно и систематически развивается под влиянием учебной деятельности. Развивается речь в геометрической прогрессии, позволяя ребёнку строить коммуникацию с окружающими, познавать мир.

  1.  Лингвистическая характеристика основных лексических явлений в современном русском языке

Лексика русского языка, как и любого другого, представляет собой не простое множество слов, а систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц одного уровня. Изучение лексической системы языка раскрывает интересную и многоликую картину жизни слов, связанных друг с другом разнообразными отношениями [14].

Лексическим значением слова называется закрепленная в сознании говорящих соотнесенность звукового комплекса языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Лексика и фразеология изучают словарный и фразеологический состав русского языка и закономерности его развития. Лексическое значение в слове может быть единственным (такие слова называются однозначными), но может и сосуществовать с другими лексическими значениями этого же слова (такие слова называются многозначными).

Рассмотрим такие лексические явления современного русского языка как: многозначность слов, синонимы и антонимы.

Так, многозначность, или полисемия - способность слова употребляться в разных значениях. У некоторых слов таких значений может быть два-три, а у иных - до десяти. Обычно даже самый узкий контекст (словосочетание) проясняет смысловые оттенки многозначных слов [11].

Разные значения слов приводятся в толковых словарях: первым указывается основное (его еще называют прямым, первичным, главным), а потом - производные от него (неосновные, переносные, вторичные). Слово, взятое изолированно, всегда воспринимается в своем основном значении.

Развитие в слове переносных значений, как правило, связано с уподоблением одного явления другому. Закрепившиеся в языке переносные значения слов нередко утрачивают образность (усики винограда, бой часов), но могут и сохранить метафорический характер (вихрь событий, лететь навстречу, светлый ум, железная воля).

Многозначность лексики - неисчерпаемый источник ее обновления, необычного, неожиданного переосмысления слова.

Слово приобретает многозначность в процессе исторического развития языка, отражающего изменения в обществе и природе, познание их человеком. В итоге наше мышление обогащается новыми понятиями. Объем словаря любого языка ограничен, поэтому развитие лексики происходит не только благодаря созданию новых слов, но и в результате увеличения числа значений у ранее известных, отмирания одних значений и возникновения новых. Это приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям в лексике [19, c.198].

Другим лексическим явлением в русском языке являются синонимы. Синонимы - это слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской

Развитие синонимических отношений у многозначного слова происходит, как правило, не по всем его значениям. Членами синонимического ряда могут быть не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания (фразеологизмы), а также предложно-падежные формы: много - через край, без счета, куры не клюют. Все они, как правило, выполняют в предложении одну и ту же синтаксическую функцию.

Синонимы всегда принадлежат к одной и той же части речи. Однако в системе словообразования каждый из них имеет родственные слова, относящиеся к другим частям речи и вступающие между собой в такие же синонимические отношения [7].

Русский язык богат синонимами, редкие синонимические ряды насчитывают два-три члена, чаще их гораздо больше. Однако составители словарей синонимов используют различные критерии их выделения. Это приводит к тому, что синонимические ряды разных лексикографов часто не совпадают. Причина таких разночтений кроется в неодинаковом понимании сущности лексической синонимии [4].

Основными функциями синонимов являются уточнение, замещение, и противопоставление.

Уточнение основано на неполном совпадении значений синонимичных слов: синонимы позволяют «добавить» недостающие смыслы, вскрыть в обозначаемом новые стороны (Он бежал, вернее несся).

Замещение основано на том, что в ряде контекстов различия между синонимами стираются, и это позволяет избегать повторов одних и тех же слов (Он совершил ошибку, но его промах не был замечен).

Противопоставление синонимов подчеркивает различия между синонимами (Она не шла, а шествовала).

Поскольку синонимам, как и большинству слов, свойственна многозначность, они включаются в сложные синонимические отношения с другими многозначными словами, образуя разветвленную иерархию синонимических рядов. С иными словами синонимы связаны отношениями противоположности, образуя с ними антонимические пары [8].

Между тем, антонимы - это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать. Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары.

Современная лексикология рассматривает синонимию и антонимию как крайние, предельные случаи, с одной стороны, взаимозаменяемости, с другой - противопоставленности слов по содержанию. При этом для синонимических отношений характерно семантическое сходство, а для антонимических - семантическое различие [22].

Развитие антонимических отношений в лексике отражает наше восприятие действительности во всей ее противоречивой сложности и взаимообусловленности. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены друг другу, но и тесно связаны между собой.

Антонимы, как уже было сказано, обычно составляют в языке парную корреляцию. Однако это не значит, что то или иное слово может иметь один антоним. Антонимические отношения позволяют выражать противопоставление понятий и в "незакрытом", многочленном ряду.

Функции использования антонимов и антонимии в тексте таковы:
1
) антитеза – противопоставление-контраст.

2) оксюморон – соединение в целое противоположных по смыслу единиц разных частей речи (мертвые души, живой труп, взрослые дети) [27].

Таким образом, можно говорить о разнообразии и значимости лексических явлений в современном русском языке.

1.3.Методические подходы к организации процесса изучения имени прилагательного в младшем школьном возрасте

Процесс развития речи в младшем школьном возрасте предполагает использование различных методов обучения в рамках учебной деятельности. Рассмотрим подходы к развитию речи через изучение имени прилагательного[15, c.156].

Так, Лекант П.А. в основу определения кладет грамматическую зависимость имени прилагательного от имени существительного. «Имя прилагательное - часть речи, выражающая категориальное грамматическое значение признака предмета в форме в форме грамматической зависимости от имени существительного…» [17].

В свою очередь, Шанский Н.М. и Тихонов А.Н. также говорят, что имена прилагательные «обозначают признак предмета и выражают грамматическую зависимость признака от предмета в формах согласования с существительным в роде, числе и падеже». Эти авторы определяют значение признака как «категориальное имени прилагательного как части речи», понимая под признаком широкий круг свойств, качеств, явлений, характеристик предметов.

Эти качества они классифицируют следующим образом:

-«внешние качества людей и животных;

-внутренние черты людей;

-пространственные отношения;

-временные отношения;

-цвет;

-разнообразные свойства вещей;

-отношение к коллективу;

-отношения между предметами;

-характеристика предметов по действию и многие другие».

Незначительно от этого перечня качеств отличается классификация Гужвы Ф.К., который пишет, что «грамматическим значением признака объединяются слова, обозначающие:

а) качества и свойства предметов, воспринимаемые органами чувств;

б) внешние или физические качества людей и животных;

в) пространственные и временные свойства;

г) общие оценки;

д) отношение предмета к лицу, животному, отвлеченному понятию, действию, месту, времени, числу;

е) принадлежность предмета, Сережин , сестрина , волчий , киевский ».

В описании характерных признаков имени прилагательного также имеются расхождения, хоть и незначительные.

Все авторы пишут о свойственных имени прилагательному морфологических категориях рода, числа и падежа, указывая на словоизменительный характер этих категорий,  и возможность выявлений их только синтаксически: «морфологические значения прилагательных повторяют морфологические значения существительных, с которыми они согласуются» [10].

Авторы других учебников по современному русскому языку называют имя прилагательное типа авиа, хинди, хаки, нетто и тому подобное несклоняемыми и определяют связь их с существительными как примыкание. Лекант П.А. в эту же группу включает некоторые формы степеней сравнения имени прилагательного. Нет разногласий у авторов учебников по поводу синтаксической роли имени прилагательного в предложении: определение или часть составного именного сказуемого[2].

Таким образом, можно сделать вывод, что имя прилагательное как часть речи характеризуется зависимыми категориями рода, числа и падежа, изменяемостью по родам, числам, падежам, особой системой формирования.

Род, число и падеж имени прилагательного - это грамматические категории, указывающие на то, что признак принадлежит предмету, который назван:

-имя существительное мужского, женского или среднего рода;

-имя существительное в форме единственного или множественного числа;

-имя существительное в форме того или иного падежа.

Отсюда следует, что категории рода, числа и падежа существенно отличается от тех же категорий имени существительного. У существительных эти категории имеют самостоятельное значение, которое не зависит от связи существительного с другими словами, а у прилагательных они зависят от рода, числа и падежа определяемого существительного. Так, в словосочетании теплый день - род, число, падеж прилагательного не имеют самостоятельного значения, а лишь повторяют род, число и падеж существительного, не внося в них каких-либо дополнительных значений, то есть категории рода, числа и падежа имени прилагательного имеют чисто синтаксическое значение, являясь показателем его связи существительного и выразителем синтаксического отношения к существительному [28].

Исключение составляет употребление имени прилагательного при несклоняемом имени существительном. В этих случаях род, число и падеж у имени прилагательного является средством выражения грамматического значения определяемого имени существительного: молодая миссия, зимние пальто.

В предложениях имя прилагательное обычно выступает в функциях определения или именной части составного сказуемого. Особого внимания заслуживает такая книга как Современный русский язык. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения».

Под влиянием лингвистики и психолингвистики в методике стали определяться новые подходы к работе по развитию речи школьников. Появилось глубокое убеждение, что для успешного речевого развития детей недостаточно простого выполнения упражнений в подборе синонимов, в составлении предложений, в рассказывании и пересказе - такая система обучения не вооружает учеников пониманием существующих речевых закономерностей, знанием набора действий и способов их выполнения при обдумывании высказываний, знанием критериев оценки создаваемых текстов. Иначе говоря, такая система не позволяет учить школьников сознательному отношению к речи [6].

Чтобы изменить положение, нужно вооружить учащихся определенными знаниями о речи, о том, например, что, говоря о чем-то, можно повествовать, рассуждать, что-то описывать и оценивать, что в высказывании всегда должен быть «стержень», на который, как в детской пирамидке, в определенной системе «нанизываются» предложения и так далее. Эти знания, конечно, не самоцель. Они нужны лишь для того, чтобы помочь каждому ребенку научиться сознательно относиться к речи, направлять свои усилия на ее совершенствование.

Пополнение словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения русскому в начальной школе и играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся. Теоретической основой данной проблемы является предусмотренные школьными программами раздел «Лексика».

Данный раздел предполагает знакомство младших школьников не только с конкретной лексикой, но и с отвлеченными понятиями, которые вызывают определенные трудности в их усвоении. Это связано с тем, что у детей младшего школьного возраста больше развито наглядно - образное мышление [23].

Основная задача обучения - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Перед учителем ставится задача: заложить основы культурного общения, сформировать коммуникативные умения, а главное - доброжелательное отношение к людям. Основой содержания обогащения словарного запаса учащихся является словарь - минимум.

Перед учителем школы стоит задача научить детей задумываться над значением слова, употреблять его в точном соответствии с его семантическим наполнением, грамотно толковать значение слов в различных жизненных ситуациях: при определении понятий, явлений, фактов в процессе изучения дисциплин школьной программы, при восприятии новых слов, актуализирующихся в тех или иных сферах общения, при разъяснении незнакомых слов, при взаимодействии со старшими, друзьями, сверстниками [29].

Методической проблемой преподавания русского языка именно в начальной школе занимались такие ученые как Федоренко Л.П., Баранов М.Т., Канакина В.П., Львов М.Р., Ефросинина Л.А., Иванов С.В. и др.

Одним из важнейших показателей уровня культуры мышления, интеллекта человека, является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребёнок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонение, спряжение и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребёнок овладевает не пассивно, а активно - в процессе своей речевой практики. 

Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.) Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. 

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. Могут быть выделены следующие периоды речевого развития человека: 

- младенческий возраст - до 1 года - гуление, лепет; 
ранний возраст - от 1 года до 3 лет - овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная; 

- дошкольный возраст - от 3 лет до 6-ти - появление монологической речи, контекстной; появление форм внутренней речи; 
младший школьный возраст - от 6 до 10 лет - осознание форм речи (звукового состава слова, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога; 

  •  средний школьный возраст - от 10 до 15 лет - овладение литературной нормой, функциональными стилями речи, начало формирования индивидуального стиля речи; 
  •  старший школьный возраст - от 15 до 17 лет - совершенствование культуры речи, овладение профессиональными особенностями языка, становление индивидуального стиля.  Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся [26]. 

Так, методика словарной работы в школе предусматривает четыре основные линии:

обогащение словаря, то есть усвоение новых слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе школьников. Для того чтобы успешно овладеть словарным богатством родного языка, учащийся должен ежедневно прибавлять к своему словарю примерно 8--10 новых словарных единиц и значений;

уточнение словаря: а) наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно, б) усвоение лексической сочетаемости слов, в) усвоение многозначных слов, г) усвоение синонимики;

активизация словаря, то есть перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря (пассивный словарь человека содержит слова, которые он не употребляет в собственной речевой деятельности) в активный. Слова включаются в предложение и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, беседу, рассказ;

устранение нелитературных слов (диалектизмов, жаргонизмов, неправильных форм, нецензурных слов), перевод их из активного словаря в пассивный.

Детям можно создавать словарный запас и косвенно, и непосредственно. Дети изучают значения большинства слов косвенно, через каждодневные события посредством устной речи и навыков письма. Мы преподаем детям значение слов, поскольку мы говорим с ними и объясняем мир, который их окружает. Мы расширяем словарный запас через чтение нашим детям, и, в конечном счете, они увеличивают свой словарь, читая в значительной степени самостоятельно [18].

Полезно объяснять детям значения определенных слов перед чтением, потому что это помогает и улучшить словарный запас, и понимать то, что читаешь. Неоднократно обращая внимание детей на сложные слова, которые приводятся в разнообразных контекстах, мы помогаем ребёнку постичь глубину этих слов. Также важно, чтобы дети знали, как использовать словари и другие ссылки на сложные слова, чтобы они легче могли усвоить их значения и углубить знание значений слова.

Объяснение слова - это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся.

В объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. В классе всегда бывает хотя бы несколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сами школьники сумели объяснить значение слова, что обеспечивает их умственное развитие, воспитывает самостоятельность [20].

Так, основными методами развития речи являются:

  1.  словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. Обычно задается вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали подосиновик?» Такой способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, т. к. выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звуков, глухих и непроизносимых согласных.
  2.  сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землячка, серебряный и серебристый
  3.  объяснение значения через контекст (наилучший толкователь значений слова). Прочтение отрывка (цитаты-иллюстрации) «высвечивает» значение слов; школьники легче понимают не только их прямое и переносное значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и выразительность.
  4.  включение нового слова в контекст, составленный самими детьми, является вариантом предыдущего задания. Это прием активизации учащихся, но в трудных случаях включение в контекст может произвести учитель.
  5.  выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения. В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями.
  6.  показ предмета, картинки, макета, чучела или действия как средство развития познавательной активности учащихся зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова, дети подобрали сами либо нарисовали, то их познавательная активность достаточно высока.
  7.  способ подбора синонимов являются одним из самых универсальных и часто применяемых приемов: холят - ухаживают, окружают заботой. Но при использовании этого приема возникает довольно часто ошибка: разбирая значение слов (хорош и прекрасен), дети в обоих случаях заменяют их нейтральным (красивый), начисто стирая выразительность языка. Такая замена не обогащает, а обедняет речь учащихся, т.к. уводит их от эмоционально окрашенных, выразительных слов, обладающих оттенками значения, к словам стилистически нейтральным, лишенным оттенков и окрасок.
  8.  прием подбора антонимической пары: белый - черный, узкий - широкий.
  9.  развернутое описание, состоящее из группы слов или из нескольких предложений, как прием разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранить непринужденность беседы.
  10.   способ логического определения нередко помогает раскрыть значение слова через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков: крейсер - военный корабль [16].

    Таким образом, можно говорить о том, что основными психолого-педагогическими особенностями речи младших школьников является нахождение в ситуации коммуникации (необходимость строить отношения со сверстниками), потребность увеличивать словарный запас.

Таким образом, изучение имени прилагательного в рамках учебной деятельности позволяет младшему школьнику расширить свой словарный запас, сориентироваться в использовании и употреблении слов, характеризующих признаки предметов, что позволяет, открыто и доступно формулировать мысль.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

2.1. Анализ развития речи младшего школьника на лексическом уровне

С целью изучения уровня развития речи на лексическом уровне у младших школьников нами было предложено написать мини-сочинение на тему: «Моя семья». 

Исследование проводилось в 3 классе МБОУ Верхне – Матигорской средней школе. В исследовании  участвовало 15 человек.

В качестве критериев мы определили использование и многообразие в сочинении таких языковых средств, как многозначные слова, синонимы и антонимы.

Так, низкий уровень предполагает использование (однократное или многократное) одного из предложенных лексических явлений в тексте.

У меня хорошая семья. Самый любимый человек в семье - это моя
мама. Моя мама очень красивая и добрая. Я люблю маму за то, что она очень вкусно
готовит, помогает мне делать уроки. Маме я рассказываю не все,  но некоторые секреты.
Я люблю праздники моей семьи, особенно Новый год. Я люблю его за то, что он
очень веселый и яркий. В новогоднюю ночь мы всей семьей веселимся. Мы поем песни,
танцуем, участвуем в конкурсах, устраиваем беспроигрышные лотереи, дарим друг
другу подарки. А ночью к нам приходит Дед Мороз, и приносит
мне и моей сестре подарки. У моей семьи большая квартира и дача. Дача не большая, но просторная. Я его очень люблю. Мне кажется, нам хорошо вместе.

Средний уровень предполагает использование более 2 или 3 из предложенных лексических явлений.

Моя семья состоит из четырех человек. Это папа, мама, мой брат и я. Интересно, что мой брат не старше, и не младше меня. Мы близнецы. В Матегорах мы живем только два года. Мы приехали с Севера, холодного края. Семья наша дружная. Обычно на Севере в мае и апреле еще очень холодно, но в июне уже больше похоже на лето, не теплое, но и не холодное. Вечером мы любим сидеть на кухне всей семьей за чашкой чая, поговорить, обсудить день. Шутим и веселимся. Любим посмеяться. Я очень люблю свою семью. Я хочу, чтобы у всех была такая семья.

Высокий уровень – многократное использование всех названных лексических явлений.

В нашей семье четыре человека. Еще у нас есть собака и кошка. Собака очень смешная, не большая, но и не маленькая. Главное, смышленая очень. Моего папу зовут Саша. Он большой и сильный, работает шофером, водителем, главным человеком по машинам. Мою маму зовут Таня. Она из Санкт-Петербурга. Моего брата зовут Андрей. Ему десять лет. Он учится в пятом классе. Выходные мы все проводим на свежем воздухе. Папа ездит на охоту, на рыбалку – отдых на природе. Когда папа ездит на рыбалку он смотрит как плавают утки. А мы с нашей собакой Макси гуляем на горках, высоких, достающих до неба. По небу плывут облака, и нам нравится наблюдать за этим.  Вечерами мы играем в разные игры: в домино, в шахматы, а иногда в подвижные игры. Мы читаем книги и смотрим телевизор. Я очень люблю свою семью!

Анализ результатов задания «Мини-сочинение» позволяет говорить о том, что  количество слов в сочинениях школьников колеблется от 30 до 70 слов, средний объем сочинения составил около 60-70 слов, что ниже нормы, установленной в ГОС [12].

Большинство школьников (10 человек) в своей работе использовали 1-3 синонима или не использовали данные лексические явления. Лишь в единичных работах употреблены антонимы – 2 человека (не популярная и не безызвестная). Часть школьников (3 человека) использовали в своей работе как антонимы, синонимы, так и многозначные слова (играть, источник).

Таким образом, можно сделать вывод о общем низком уровне развития речи в аспекте употребления лексики у младших школьников, что обуславливает необходимость проведения  экспериментальной работы.

2.2. Виды упражнений направленных на развитие речи младшего школьника на лексическом уровне при изучении имени прилагательного

Процесс развития  речи младшего школьника на лексическом уровне происходит при включении в работу на уроках русского языка при изучении имени прилагательного.

Так, ученикам 3 класса в течение  уроков русского языка было предложено выполнить следующие задания:

  1.  Дать определение лексическим явлениям: синоним, антоним, многозначное слово. Определить их роль в тексте.

Данное задание позволяет познакомиться с понятием синонима, антонима, многозначного слова; раскрыть сущность лексических явлений., сформировать у школьников устойчивое понимание роли данных явлений в устной и письменной речи.

  1.  Дать два и более определения словам: идут (часы, дети), лист, ручка, кран, класс, звезда.

Данное задание позволяет получить навык использования многозначных слов в письменной речи.

  1.  Подобрать близкие по смыслу слова - (синонимы) к каждому значению данных слов:

сырой картофель — ... сырая земля — ...

Данное задание позволяет получить навык использования синонимов в письменной речи.

  1.  Подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы) к каждому значению данных слов:

сырой песок — ... сырой картофель — ...

Данное задание позволяет получить навык использования антонимов в письменной речи.

  1.  Из данного списка выписать слова, близкие по значению словам: темнота, распорядок, отметка, интересный, красивый.

Занимательный, потемки, прекрасный, тетрадь, правила, оценка, забавный, прелестный, сумерки, корабль, балл, увлекательный, картофель, режим.

Какие слова "лишние"? Почему?

Данное задание способствует формированию навыка использования синонимов, а также запаса слов школьника. Также задание позволяет ученикам искать аргументы, доказывая правильность выбора.

  1.  Подобрать к прилагательному синоним.

Бесстрашный летчик –
пасмурная погода –
правильный ответ –
занимательный рассказ –
соседняя школа –
смышленый ученик –

Данное задание способствует формированию навыка использования близких по значению слов, поиска схожих по значению слов в своем лексиконе.

  1.  Из данных слов найти и выписать парами те, которые имеют противоположный смысл.

Встречать, работать, ненастье, потушить, школа, мягкий, правда, вёдро, можно, ложь, отдыхать, урок, зажечь, жара, провожать, жесткий, нельзя, холод, трактор.

Какие слова "лишние"? Почему? Выпиши их отдельно.

Данное задание способствует формированию навыка использования противоположных по значению слов, а также аргументации своего выбора.

  1.  Заменить прилагательное антонимом.

Легкая задача –
легкая ноша –
мягкий диван –
мягкий климат –
слабый голос –
слабые знания –
старый охотник –
старый дом –

Данное задание способствует формированию навыка использования противоположных по значению слов, поиска антонимов в своем лексиконе.

  1.  Выделить антонимы в предложенном тексте:

Ложь бывает доброй или злой,

Сердобольной или беспощадной.

Ложь бывает ловкой и нескладной,

Осмотрительной и безоглядной,

Упоительной и безотрадной,

Слишком сложной и совсем простой.

Ложь бывает грешной и святой,

Скромненькой бывает и нарядной,

Выдающейся и заурядной,

Откровенной, нелицеприятной,

А бывает просто суетой.

Ложь бывает страшной и смешной,

То всесильной, то совсем бесправной,

То униженной, то своенравной,

Мимолетной или затяжной.

Ложь бывает дикой и ручной,

Будничной бывает и парадной,

Вдохновенной, скучной и иной…

Правда же бывает только правдой. (Ф. Кривин «Лики лжи».) [21].

Данное задание позволяет формировать навык поиска антонимов в литературном тексте, обращая внимание на контекст использования противоположных по смыслу слов.

При выполнении предложенных упражнений учитель  сопровождал каждого ученика, включая его в работу с текстом, предлагал варианты решения, подсказывал правильный путь поиска, делая акцент на выразительных средствах языка [28].

Анализируя выполнение учащимися предложенных заданий, можно сказать, что у школьников возникали трудности. Так, в первом задании школьники верно называли определение понятий, но не могли аргументировано объяснить роль данных лексических явлений в тексте и речи («не знаю для чего», «потому что в русском языке так надо»). В 3 и 4 заданиях школьники  путали понятия «синоним» и «антоним», не могли найти синоним (искали «одинаковые слова»), искали явное противопоставление, не обращая внимание на противоположный смысл слов. Пятое и седьмое задание не вызвало трудностей у школьников, возможно, по причине корректно и доступно составленной инструкции. В 6 и 8 заданиях школьники также верно выполняли задания, иногда путаясь в понятиях «синоним» и «антоним», закрепление содержания которых необходимо на последующих занятиях.

Наиболее сложным для школьников оказалось задание 2, а именно, определение многозначных слов. Школьники не могли без помощи и объяснений педагога найти различия между понятием лист (бумаги) и лист (на дереве). Иллюстрирование примеров на доске, а также использование карточек с картинками позволило выполнить данное задание.

Последнее задание показалось школьникам наиболее интересным, так как работа с текстом является привычным заданием для данного класса. Учащиеся успешно выделяли антонимы в данном тексте.

Таким образом, выполнение данных упражнений позволило ученикам познакомиться с лексическими явлениями в русском языке, разобраться в понятийном аппарате, научиться грамотно использовать синонимы/антонимы в устной и письменной речи.

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы

После проведения экспериментальной работы нами была проведен контрольный срез с целью выявления степени эффективности использованных заданий и упражнений.

Так, школьникам было предложено написать  мини-сочинение на тему «Мой любимый предмет в школе».

В ходе диагностики были получены следующие данные: количество слов в сочинениях третьеклассников колеблется от 60 до 130 слов, средний объем сочинения составил около 85 слов, что соответствует норме, установленной в ГОС.

Большинство школьников (8 человек) имеют средний уровень развития речи на лексическом уровне, то есть в сочинении они использовали антонимы и синонимы.

Мне очень нравится учиться в школе. Мне кажется, что если бы школы не существовало, было бы так скучно жить. Не отдохнуть весело и не научиться ничему новому – просто терять время. Например, я очень люблю решать математические примеры и задачи, выполнять задания и упражнения. Они помогают мне развиваться, и я всегда радуюсь, когда нахожу правильное решение. Математика сложная и легкая наука одновременно.

Математика помогает строителям строить дома, ученым делать открытия, бухгалтеру считать деньги компании и предприятия.  Любовь к удивительной науке развивает умение логически мыслить, смотреть на вещи другими глазами и давать определение. Математика связана и с работой на компьютере.Работа на компьютере, создание новых интересных программ - это моя мечта. Математика, мой любимый предмет, помогает мне учиться и узнавать новое.

В значительной части работ  употреблены антонимы – 9 человек  (долго, но не очень; трудный, но любимый), синонимы – 15 человек (учитель и педагог, знания и новая информация). Многозначные слова были использованы в работах 4 школьников (в более, чем 2 значениях).

Музыка - мой любимый школьный предмет. Мой учитель часто ругает меня и хвалит. Он старается быть строгим, хотя на самом деле очень добрый.  Он уже организовал в школе музыкальный кружок, в котором занимаются ребята с первого по седьмой классы. Мы играем на разных музыкальных инструментах и поем, учим песни, русские и зарубежные.

На стенах в музыкальном кабинете висят портреты великих композиторов, а под ними стоят столики и шкафчики с музыкальными инструментами. Школьники стоят в ряд и играют как оркестр. Наш преподаватель умеет играть на всех инструментах, которые находятся в кабинете, на самых простых и самых сложных. Самый сложный - баян. Учитель, наш любимый педагог многому научил нас, и теперь иногда выступаем на школьных концертах.

Проанализировав результаты экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что также словарь младших школьников необходимо обогащать всеми определенными нами видами языковых средств: антонимами, синонимами, многозначными словами.

Таким образом, анализ полученных в ходе исследования данных позволяет сделать вывод о том, что развитию речи младших школьников на лексическом уровне при изучении имени прилагательного будет способствовать использование таких видов упражнений как: анализ и сравнение лексических значений слов, выделение лексических явлений в структуре предложения и текста, включение лексических явлений в языковые и коммуникативные единицы.

                                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение в начальных классах имеет огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности ребенка. В этот период дети получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности. Особую роль на данном этапе играет эстетическое воспитание учащихся, развитие которого связано, в первую очередь, с изучением и практическим использованием в устной и письменной речи средств выразительности [24].

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников [13].

Теоретический анализ позволяет сделать вывод о том, что речь в младшем школьном возрасте поэтапно и систематически развивается под влиянием учебной деятельности. Развивается речь в геометрической прогрессии, позволяя ребёнку строить коммуникацию с окружающими, познавать мир. Также можно говорить о разнообразии и значимости лексических явлений в современном русском языке.

В свою очередь, изучение имени прилагательного в рамках учебной деятельности позволяет младшему школьнику расширить свой словарный запас, сориентироваться в использовании и употреблении слов, характеризующих признаки предметов, что позволяет, открыто и доступно формулировать мысль.

В ходе исследования нами было выявлено, что младшие школьники имеют низкий уровень развития речи в аспекте употребления лексики, что и обусловило необходимость проведения  экспериментальной работы. 

В рамках экспериментальной работы школьникам было предложено выполнить 9 заданий на поиск синонимов и антонимов, определение многозначных слов. Выполнение данных упражнений позволило ученикам познакомиться с лексическими явлениями в русском языке, разобраться в понятийном аппарате, научиться грамотно использовать синонимы и антонимы в устной и письменной речи. Повторное диагностическое обследование подтвердило наличие положительной динамики в развитии речи школьников.

Таким образом, в рамках данной работы нам удалось реализовать поставленные задачи, а именно: выяснить особенности психологического речевого развития младших школьников; дать лингвистическую характеристику лексических явлений русского языка; выявить методические подходы к организации процесса развития; отобрать виды упражнений направленных на развитие речи младших школьников на лексическом уровне при изучении имен прилагательных.

Также в ходе исследования подтвердилось предположение о том, что развитию речи младших школьников на лексическом уровне при изучении имени прилагательного будет способствовать использование таких видов упражнений как: анализ и сравнение лексических значений слов, выделение лексических явлений в структуре предложения и текста, включение лексических явлений в языковые и коммуникативные единицы.

Перспективы нашей работы мы видим в разработке программы обучения школьников лексическим явлениям, их употреблению в устной и письменной речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. - М., 1988 г.
  2.  Баринова Е.В. Методика русского языка. - М., 1974 г.
  3.  Белянкова Н.М., Калишкина С.А. Работа над синонимикой существительных как фактор межпредметной интеграции в начальной школе. // Начальная школа, 2002 № 9. С.
  4.  Бобровская Г.В. Абстрактная лексика в языковом сознании младшего школьника // Начальная школа. - 2004. - №5
  5.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: Учеб. для 3-го кл. (1-4) и 2-го кл. (1-3) Часть 2.// Серия "Свободный ум". - М.: "Баллас", "С-инфо", 2000.
  6.   Бутузова И.Д. Лексическая работа на уроках русского языка. /Начальная школа . - 1992 г. № 1.
  7.  Валгина Н.С. Современный русский язык - М.: Логос, 2002 г.
  8.  Власенков А.И. Русский язык - М.: Логос, 2004 г.
  9.  Головина Л.И. Использование материалов орфографического словаря на уроках русского языка в начальных классах // Начальная школа. - 2006. - №7
  10.  Голуб И.Б. Дидактические материалы по русскому языку для 1-4 класса. Путешествие в страну слов. - М., 2000 г.
  11.  Голуб И.Б. Русский язык и культура речи - М.: Логос, 2003 г
  12.  Горлова М.А. Обучение написанию сочинению // Начальная школа. - 2006. - №8
  13.  Дьяченко, М.И., Психология. Словарь-справочник. [Текст] / М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович.- Минск, 1998.
  14.  Караулов Ю.Н. Русский язык. Энциклопедия - М.: Дрофа, 1997
  15.  Ладыженская Т.А. Обогащение речи младших школьников синонимами./Начальная школа. - 1988 г. № 12.
  16.  Лекант П.А., Гольцов Н.Т. Современный русский язык. - М., 1998 г.
  17.  Львов М.Р. и др. методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987
  18.  Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М., 1985 г.
  19.  Максимов М.Ю. Русский язык и культура речи; Учебное пособие. Под. ред. М.Ю. Максимова - М. 2001
  20.  Мережко Е.Г. Работа со словообразовательным гнездом в начальных классах // Начальная школа. - 2003. - №10
  21.  Мишина А.П. Словарно- орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа. - 2007.- №8
  22.  Новиков Л.А. Антонимия в русском языке. - М., 1973.
  23.  Новикова Л.А. Современный русский язык. - СПб., 1999 г.
  24.  Политова, Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов [Текст] / Н.И. Политова. - М.: Просвещение, 1984.
  25.  Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.
  26.  Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка во 2 классе. - М., 1991 г.
  27.  Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. - М., 1977
  28.  Фомина М. И. Современный русский язык: Лексикология.- М.: Наука, 2000.
  29.  Шмелев Д.Н. Современный русский язык. - М., 1995 г

PAGE   \* MERGEFORMAT12


Диплом на заказ


1. різному відображувати ультразвукові хвилі що проходять через них дуже широко використовуються для діагнос.html
2. Крайняя плоть с самого рождения бывает довольно плотной и больной жалуется на невозможность обнажения голо
3. Институт государственной службы и управления персоналом
4. Методические рекомендации Рыбница 2013 УДК 811
5. Кто выбирает юриста Что выбирает юрист
6. Структура стоимости имущества предприятия
7. тематической модели в данной работе описываются такие аспекты численнойреализации кодовофазовой дифферен
8. конструкторские ошибки а организационнопсихологические причины.html
9. Образец личной подписи проставляемый на всех Дорожных Чеках mericn Express в момент покупки и целый комплекс ст
10. АВІАНТЗвітпро проведення декади історії та основ правових знаньв КПЛ Авіант 25
11. Кисты и свищи ше
12. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук Ки
13. Как он реагирует на других детей- ищет контакт устанавливает контакт без затруднений он держитс.html
14. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук2
15. М Вебер концепция социального действия и его типов
16. Курсовая работа- Законы Мерфи в современной системе управления
17. педагогических приемов методов подходов к решению возникающих проблем
18. Передача основных средств в уставный капитал другой организации
19. Курсовая работа- Методы административного права
20. О первом Воскресении и Рождении свыше