Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

2014г. Специальность- Форма обучения- Научный руководитель- 2014г

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-12-27

НАВОДНЕНИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

КУРСОВАЯ РАБОТА

НАВОДНЕНИЯ КАК ЯВЛЕНИЯ

ПРИРОДНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Выполнил студент    группы

_________ «____»______2014г.

Специальность:

Форма обучения:

Научный руководитель:  __________ «____»______2014г.

Новокузнецк, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...

Глава 1.Понятие наводнения, как чрезвычайной ситуации природного происхождения и классификация наводнений.

1.1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного происхождения........

1.2. Понятие наводнение.…………………………………………………………

1.3. Классификация наводнений по условиям формирования стока и возникновения наводнений.…………………..………………………………

1.4. Классификация наводнений по причинам возникновения.…………..

1.5. Классификация наводнений по масштабу……………………………..

1.6. Причины возникновения наводнений………………………………….

1.7. Последствия наводнений……………………………………………..…

1.8. Меры по защите от наводнений………………………………………..

Глава 2. Использование материалов курсовой работы  в школьном курсе географии.

2.1. Анализ школьных программ и учебников по данной теме…………...

2.2. Составление элективного курса по теме: "Защита от наводнений правила МЧС"………………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………..…...

Список используемых источников………………………..……………………

Приложение 1…………………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, бытовой, природной и др. Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние  может быть, с одной стороны, положительным, с другой – одновременно и отрицательным (негативным). 

Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием, как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека. 

Человечество ежедневно сталкивается с множеством суровых природных явлений. На Земле ежегодно происходят тысячи гроз, примерно 10 тыс. наводнений, свыше 100 тыс. землетрясений, многочисленные пожары и оползни, извержения вулканов, тропические циклоны и другие стихийные бедствия. Такие явления возникают внезапно и носят чрезвычайный характер.

Из чрезвычайных событий наводнения могут быть одним из наиболее распространенных и опасных природных явлений. В России наводнения занимают первое место среди стихийных бедствий по частоте, площади распространения, материальному ущербу и второе место после землетрясений по количеству жертв и удельному материальному ущербу (ущербу, приходящемуся на единицу пораженной площади).

Наводнение является опасным природным явлением, причиняет материальный ущерб, наносит урон здоровью населения, приводит к гибели людей, сельскохозяйственных животных и растений.

 Природные катастрофы могут приносить колоссальный ущерб, размер которого зависит не только от интенсивности самих катастроф, но и от уровня развития общества и его политического устройства.

Предупреждение и ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций– одна из актуальных проблем современности. Сегодня человечество далеко не всегда беспомощно перед стихийными бедствиями. Какие-то катастрофы можно предсказать, а некоторым и успешно противостоять. Однако любые действия против природных процессов требуют хорошего их знания. Необходимо знать, как они возникают, механизм, условия распространения и все прочие явления, связанные  с этими катастрофами. Знание причин возникновения и характера стихийных бедствий позволяет при заблаговременном принятии мер защиты, при разумном поведении населения в значительной мере снизить все виды потерь. 

Таким образом, актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью и необходимостью знания особенностей чрезвычайных  ситуаций природного характера, в частности наводнения.

Цель данной работы заключается в изучении чрезвычайной ситуации природного характера - наводнение. 

Решению этой цели служат следующие задачи:

  1.  дать характеристику и рассмотреть классификацию чрезвычайных ситуаций природного происхождения;
  2.  раскрыть понятие наводнение;
  3.  рассмотреть классификацию наводнений;
  4.  выявить причины возникновения наводнения;
  5.  охарактеризовать последствия наводнения для природной среды и человека;
  6.  рассмотреть изучение наводнений в школьном курсе географии (5 по 10 класс);
  7.  составить элективный курс по теме: «"Защита от наводнений правила МЧС"

ГЛАВА 1.

ПОНЯТИЕ НАВОДНЕНИЯ, КАК ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

  1.  Классификация чрезвычайных ситуаций природного происхождения

Чрезвычайными ситуациями называют «обстоятельства, возникающие в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий, диверсий или иных факторов, при которых наблюдаются резкие отклонения протекающих явлений и процессов от нормальных, что оказывает отрицательное воздействие на жизнеобеспечение, экономику, социальную сферу и природную среду».

К природным относятся чрезвычайные ситуации, связанные с проявлением стихийных сил природы – землетрясения, наводнения, извержения вулканов, оползни, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

Чрезвычайные ситуации природного характера имеют следующую классификацию:

  1.  Геофизические опасные явления: землетрясения, извержения вулканов. 
  2.  Геологические опасные явления: оползни, сели, пыльные бури, обвалы, осыпи, эрозия, склоновый смыв и др.
  3.  Метеорологические и агрометеорологические опасные явления: бури, ураганы, смерчи, торнадо, шквалы, вертикальные вихри,  крупный град, сильный дождь (ливень), сильный туман, сильный снегопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная метель, заморозки, сильная жара, засуха, суховей.
  4.  Гидрологические опасные явления: высокие уровни вод (наводнения), половодья, заторы и зажоры, низкие уровни вод и др. 
  5.  Морские гидрологические опасные явления: тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение, сильное колебание уровня моря,  ранний ледяной покров, напор льдов, интенсивный дрейф  льдов и др.
  6.  Гидрогеологические опасные явления: низкие и высокие уровни грунтовых вод. 
  7.  Природные пожары: лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых. 
  8.  Инфекционные заболевания: инфекционные заболевания людей; эпизоотии - инфекционные заболевания животных, эпифитотии - поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями.

  1.  
  2.  Понятие наводнение

 Наводнение – это значительное затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровых нагонов воды, а также при заторах, зажорах и иных явлениях [15].

По повторяемости, площади распространения и суммарному среднегодовому материальному ущербу наводнения на территории Российской Федерации занимают первое место в ряду стихийных бедствий, а по количеству человеческих жертв и удельному материальному ущербу (приходящемуся на единицу поражённой площади) – второе место после землетрясений.

Реки отличаются друг от друга различными условиями формирования стока воды (сток воды – количество воды, протекающей через замыкающий створ реки, за какой-либо интервал времени).

  1.  Классификация наводнений по условиям формирования стока и возникновения наводнений.

По условиям формирования стока и возникновения наводнений реки Российской Федерации подразделяются на четыре типа [2].:

  1.  Реки с максимальным стоком от таянья снега на равнинах. Для таких рек причиной или источником наводнений является сезонное весеннее таянье снежного покрова, К этому типу относится большинство рек европейской части России и Западной Сибири.
  2.  Реки с максимальным стоком от таянья горных снегов и ледников. Условиями формирования наводнений для таких рек является интенсивное таянье ледников и снегов, расположенных высоко в горах, которое может наблюдаться несколько раз в течении года. К этому типу относятся реки Закавказья и Северного Кавказа.
  3.  Реки с максимальным стоком, обусловленным выпадением интенсивных осадков в виде дождей. Для рек такого типа характерно наличие нескольких пиков стока воды в течение года. К этому типу относятся реки Дальнего Востока и Восточной Сибири.
  4.  Реки с максимальными стоками, образующимися от совместного влияния снеготаяния и осадков. Режим этих рек характеризуется весенним половодьем от таяния снегов, повышением летнего и зимнего стока за счет обильного грунтового питания, а также значительными осенними осадками. Наличие такого типа рек характерно для северо-западных районов страны и некоторых районов Кавказа.

Наиболее значительные наводнения наблюдаются на реках дождевого и ледникового питания, а особенно опасные – при сочетании этих двух факторов.

  1.  Классификация наводнений по причинам возникновения

В зависимости от причин возникновения различают шесть основных типов наводнений [16].:

  1.  Половодье – периодически повторяющейся подъем уровня воды в реках, вызываемый обычно весенним таянием снега или обильными дождями на равнинных реках, а также весенне-летним таянием снега и ледников на реках, берущих начало в горных районах. Половодья повторяются ежегодно в один и тот же сезон с различной интенсивностью и продолжительностью, в зависимости от метеорологических условий (см. Приложение № 1).
  2.  Паводок - интенсивный периодический и достаточно кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый сильными дождевыми осадками, а нередко и быстрым таянием снега при зимних оттепелях. В отличие от половодий, паводок случается в любое время года. При частом выпадении дождей отдельные наводки накладываются один на другой, формируя сложный многопиковый паводок продолжительностью до нескольких месяцев. Значительный паводок может вызвать наводнение, называемое паводковым наводнением. Паводки могут повторяться несколько раз в году. Особую угрозу представляют так называемые внезапные паводки, связанные с кратковременными, но очень интенсивными ливнями, которые случаются и зимой из-за оттепелей (см. Приложение № 2).
  3.  Затор — нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах русла реки, стесняющее течение и вызывающее на некоторых участках выше него подъем уровня воды. Образование заторов происходит следующим образом: течение реки несет оттаявшие массы льда и снега, которые сталкиваются в северной части реки с еще прочным нерастаявшим льдом. Поэтому образование заторов характерно для рек, текущих с юга на север. Наводнения, вызванные заторами, обычно происходят в конце зимы — начале весны (см. Приложение № 3).
  4.  Зажор — скопление рыхлого ледового материала во время замерзания в сужениях и излучинах реки, вызывающее подъем уровня воды на некоторых участках выше ее русла. Наводнения из-за зажоров возникают обычно в начале зимы (см. Приложение № 4).
  5.  Ветровой нагон — подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность, происходящий обычно в устьях крупных рек, а также на наветренном берегу больших озер, водохранилищ и морей. Ветровые нагоны возможны в любое время года, характеризуются отсутствием периодичности и значительным подъемом уровня воды. Ярким примером ветрового нагона являются регулярные наводнения в Санкт-Петербурге. Одно из наиболее разрушительных из них произошло в 1824 году. Часто подъем воды при ветровом нагоне сочетается с прорывом дамб и плотин (см. Приложение № 5).
  6.  Наводнения при прорывах плотин — это интенсивный, значительный подъем воды в реке, вызванный прорывом плотины, дамбы или естественной природной преграды в результате оползней, обвалов горных пород, движения ледников. Такие наводнения случаются значительно реже, чем наводнения других описанных типов, и только в горных районах. Сравнительно редко происходят наводнения, вызванные подводными землетрясениями, извержениями вулканов. Они наблюдаются в районах активной сейсмической деятельности(см. Приложение № 6).

В пределах России преобладают наводнения, вызванные половодьем или паводками (около 70-80% всех случаев). Они происходят на равнинных и горных реках в северных и южных районах страны, а также на Дальнем Востоке.

Факторы, оказывающие влияние на величину максимального подъема уровней воды при различных видах наводнений [1].

Вид 

наводнения

Факторы, оказывающие влияние на величину максимального подъема уровней воды во время  наводнения

Половодье

Запас воды в снежном покрове перед началом весеннего таяния; атмосферные осадки в период снеготаяния  и  половодья; осенне-зимнее увлажнение почвы к началу весеннего снеготаяния; ледяная корка на почве; интенсивность снеготаяния; сочетание волн половодья крупных притоков речного бассейна; озерность, заболоченность и лесистость бассейна; рельеф бассейна

Паводок

Количество осадков, их интенсивность, продолжительность, площадь охвата, предшествующее выпадение осадков, увлажненность  и водопроницаемость почвы, рельеф бассейна, величина уклонов рек, наличие  и  глубина промерзания грунта

Затор, зажор

Поверхностная скорость течения воды, наличие в русле сужений, излучин, мелей, крутых поворотов, островов  и  других русловых препятствий, температура воздуха в период ледостава (при зажоре) или в период ледохода (при заторе), рельеф местности

Ветровой нагон

Скорость, направление  и  продолжительность ветра, совпадение по времени с приливом или отливом, уклон водной поверхности  и глубина реки, расстояние от морского побережья, средняя глубина  и конфигурация водоема, рельеф местности

Наводнения 

(затопления) при прорывах плотин

Величина перепада уровня воды в створе плотины: объем, заполненный водой в водохранилище на момент прорыва; уклон дна водохранилища  и  реки; размеры прорана  и  время образования прорана; расстояние от плотины, рельеф местности

  1.  Классификация наводнений по масштабу [1].

Классы

наводнений

Масштабы распространения

наводнения

Повторяемость

Низкие

(малые)

Наносят сравнительно незначительный ущерб. Охватывают небольшие прибрежные территории. Затопляется менее 10% сельскохозяйственных угодий. Почти не нарушают ритма жизни населения.

5-10 лет

Высокие (опасные)

Наносят ощутимый материальный и моральный ущерб, охватывают сравнительно большие земельные участки речных долин, затапливают примерно 10-15% сельскохозяйственных угодий. Существенно нарушают хозяйственный и бытовой уклад населения. Приводят к частичной эвакуации людей.

20-25 лет

Выдающиеся

(особо опасные)

Наносят большой материальный ущерб, охватывая целые речные бассейны. Затапливают примерно 50-70% сельскохозяйственных угодий, некоторые населенные пункты. Парализуют хозяйственную деятельности и резко нарушают бытовой уклад населения. Приводят к необходимости массовой эвакуации населения и материальных ценностей из зоны затопления и защиты наиболее важных хозяйственных объектов

50-100 лет

Катастрофи-ческие

Наносят огромный материальный ущерб и приводят к гибели людей, охватывая громадные территории в пределах одной или нескольких речных систем. Затапливается более 70% сельскохозяйственных угодий, множество населенных пунктов, промышленных предприятий и инженерных коммуникаций. Полностью парализуется хозяйственная и производственная деятельность, временно изменяется жизненный уклад населения

100-200 лет

  1.  Причины возникновения наводнений 

  1.  Продолжительные дожди

Летние дожди, выпадающие на Абиссинском нагорье, приводят к тому, что Нил ежегодно разливается, затопляя в нижнем течении всю долину — эта особенность была подмечена ещё в Древнем Египте и учитывалась в сельском хозяйстве, поскольку разливы приносили плодородный ил и чистую пресную воду, но уничтожали не собранный к тому времени урожай. Возникает чаще всего в исключительно влажных регионах с большим уровнем осадков (например, Черапунджи), сухие же регионы (пустыни и степи) эту проблему испытывают крайне редко, как и регионы с умеренной влажностью.

  1.  Таяние снегов

Интенсивное таяние снега, особенно при промёрзшей земле, приводит к подтоплению дорог. Сила такого наводнения сильно зависит от многих факторов, поэтому может быть разной — от самой незначительной до катастрофической. Чаще всего сочетается с другими факторами.

  1.  Волна цунами

На морских побережьях и островах наводнения могут возникнуть в результате затопления прибрежной полосы волной — цунами, образующейся при землетрясениях или извержениях вулканов в океане. Подобные наводнения нередки на берегах Японии и на других островах Тихого океана. В озёрах и заливах такие волны могут возникать в результате крупных оползней.

  1.  Профиль дна

Одной из причин наводнений является повышение дна. Каждая река постепенно накапливает отложения, в перекатах, в устьях и дельтах. Наводнение в таком случае происходит через несколько лет после начала процесса, имеет медленный характер, но легко предсказуемо и устранимо углубительно-очистительными работами.

  1.  Прорыв плотин или водохранилищ

Возникает в случае, если водохранилище или плотина (в том числе естественных), находящееся на водном объекте выше по течению, уже не могут сдерживать в силу каких-то обстоятельств (например, землетрясения) сильный напор воды. Причиной может также послужить сделанный по какой-то причине (наводнение на водохранилище, например) аварийный сброс воды через водохранилище в обход сооружения. Наводнение при этом получается очень мощным, разрушительным (сносит на своём пути в долине всё, вне зависимости от веса) и неравномерным (по разрушительной силе поток воды может быть не слабее, чем волна цунами), но, как правило, кратковременным.

  1.  Иные природные причины

Причинами наводнений могут послужить: штормовые приливы, сгонно-нагонные явления, сейши, а также оползни перегораживающие русла рек.

  1.  Дополнительные факторы

 Дополнительным негативным фактором в условиях города может послужить засор системы дождевой канализации, что в условиях, например, обильных дождей или активного таяния снегов может приводить к затоплению целых городских районов [16].

  1.  
    Последствия от наводнений

Основные характеристики последствий наводнений следующие:

  1.  численность населения, оказавшегося в зоне, подверженной наводнениям;
  2.  количество населенных пунктов, попавших в зону, охваченную наводнением;
  3.  количество объектов различных отраслей экономики, оказавшихся в зоне, наводнения;
  4.  протяженность железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, линий коммуникаций и связи, оказавшихся в зоне затопления;
  5.  количество мостов и тоннелей, затопленных, разрушенных и поврежденных в результате наводнения;
  6.  количество жилых домов, затопленных, разрушенных и поврежденных в результате наводнения;
  7.  площадь сельскохозяйственных угодий, охваченных наводнением;
  8.  количество погибших сельскохозяйственных животных и др.

Основными особенностями обстановки, возникающей при наводнениях, являются: разрушительный характер чрезвычайной ситуации, быстрое нарастание параметров поражающих факторов, ограниченные сроки выживания пострадавших, оказавшихся под их воздействием; сложность доступа к пострадавшим, необходимость применения для этого специальных плавучих средств, а также сложные погодные условия (проливные дожди, ледоход, и т. п.).

При наводнении происходит быстрый подъем воды, затопление или подтопление прилегающей местности.

Затопление - покрытие окружающей местности слоем воды, заливающим дворы, улицы населенного пункта и первые этажи зданий.

Подтопление - проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть (при сообщении канализации с рекой), по разного рода канавам и траншеям, а также из-за значительного подпора грунтовых вод. В ходе наводнения гибнут люди, сельскохозяйственные и дикие животные, разрушаются или повреждаются здания, сооружения, коммуникации, утрачиваются другие материальные и культурные ценности, прерывается хозяйственная деятельность, гибнет урожай, смываются или затапливаются плодородные почвы, изменяется ландшафт.

Вторичными последствиями наводнений является утрата прочности различного рода сооружений в результате размыва и подмыва, перенос водой вылившихся из поврежденных вредных веществ и загрязнение ими обширных территорий, осложнение санитарно-эпидемической обстановки, заболачивание местности, а также оползни, обвалы, аварии на транспорте и промышленных объектах.

Масштабы последствий наводнения зависят от целого ряда условий, обусловленных как характеристиками самого наводнения, так и территории, на которой оно произошло. К первой группе условий относятся продолжительность стояния опасных уровней воды, скорость водного потока, площадь затопления, время возникновения наводнения. Ко второй — плотность населения, интенсивность хозяйственной деятельности на затопленной местности, наличие защитных гидротехнических сооружений и конкретных мер подготовки к наводнению. Кроме того, на масштаб последствий влияют уровень подготовки к действиям в условиях наводнения руководящего состава, персонала предприятий и организаций, аварийно-спасательных сил.

На территории России ежегодно происходит от 40 до 68 кризисных наводнений. Угроза наводнений существует для 700 городов и десятков тысяч населенных пунктов, большого количества хозяйственных объектов.

Последствия десяти самых масштабных наводнений в России в 1993-2013 годах [17].:

  1.  В июне 1993 года произошел прорыв глухой земляной плотины Киселевского водохранилища вблизи города Серова Свердловской области. От наводнения пострадало 6,5 тысячи человек, 15 человек погибло. Общий материальный ущерб составил 63 миллиарда рублей. Спасателям удалось эвакуировать 3 тысячи 700 человек, снять с крыш затопленных домов около 300 человек.
  2.  В августе 1993 года в Бурятии сильное наводнение на реке Селенге повлекло за собой затопление 30 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, 10 тысяч приусадебных и дачных участков, около 6 тысяч домов.
  3.  16 и 17 мая 1998 года в районе города Ленска Якутии произошло сильное наводнение. Его вызвал затор льда по нижнему течению реки Лены, в результате которого уровень воды повысился до 17 метров, при критическом уровне затопления города Ленска 13,5 метров. В зоне затопления оказались более 172 населенных пунктов с населением 475 тысяч человек. Из зоны затопления было эвакуировано более 50 тысяч человек. В результате наводнения погибли 15 человек. Ущерб от наводнения составил 872,5 миллиона рублей.
  4.  В мае 2001 года уровень воды в реке Лене превысил максимум половодья и достиг отметки в 20 метров. Уже в первые дни после катастрофического наводнения было затоплено 98% территории города Ленск. Наводнение практически смыло Ленск с лица земли. Было разрушено более 3,3 тысячи домов, пострадали 30,8 тысячи человек. Всего в Якутии в результате наводнения пострадало 59 населенных пунктов, подтоплено 5,2 тысячи жилых домов. Общий объем ущерба составил 7,08 миллиарда рублей, в том числе по городу Ленску – 6,2 миллиарда рублей.
  5.  7 июля 2001 года в Иркутской области из-за сильных дождей ряд рек вышел из берегов и подтопил семь городов и 13 районов (всего 63 населенных пункта). Особенно пострадал Саянск. По официальным данным, погибло восемь человек, пострадали 300 тысяч человек, было затоплено 4,64 тысяч домов.
  6.  В июне 2002 года катастрофическому наводнению в результате прошедших ливневых дождей подверглись 9 субъектов Южного федерального округа. В зоне затопления оказались 377 населенных пунктов. Стихией было разрушено 13,34 тысяч домов, повреждено почти 40 тысяч жилых зданий и 445 учебных учреждений. Стихия унесла жизни 114 человек, еще 335 тысяч человек пострадали. Специалисты МЧС, других министерств и ведомств спасли в общей сложности 62 тысячи человек, еще свыше 106 тысяч жителей ЮФО были эвакуированы из опасных зон. Ущерб составил 16 миллиардов рублей.
  7.  В августе 2002 года в Краснодарском крае прошли быстротечный смерч и ливневые дожди. В Новороссийске, Анапе, Крымске и 15 других населенных пунктах региона в зону затопления попали свыше 7 тысяч жилых домов и административных зданий. Также стихией было повреждено 83 объекта ЖКХ, 20 мостов, 87,5 километра автомобильных дорог, 45 водозаборов и 19 трансформаторных подстанций. 424 жилых дома были разрушены полностью. Погибло 59 человек. Силами МЧС из опасных зон были эвакуированы 2,37 тысяч человек.
  8.  В апреле 2004 года в Кемеровской области произошел паводок из-за поднятия уровня местных рек  Кондома, Томь и их притоков. Разрушению подверглись более шести тысяч домов, 10 тысяч человек пострадали, девять погибли. В городе Таштагол, находящемся в зоне паводка, и  ближайших к  нему поселках паводковыми водами были разрушены 37 пешеходных мостов, пострадало 80 километров областных и 20 километров муниципальных дорог. Стихия нарушила также телефонную связь. Ущерб, по оценкам экспертов, составил 700-750 миллионов рублей.
  9.  В ночь на 7 июля 2012 года паводок затопил тысячи жилых домов в городах Геленджик, Крымск и Новороссийск, а также в ряде поселков Краснодарского края. Были нарушены системы энерго-, газо- и водоснабжения, автомобильное и железнодорожное движение. По данным прокуратуры, погибли 168 человек, еще двое пропали без вести. Большинство погибших — в Крымске, на который пришелся самый сильный удар стихии. В этом городе погибли 153 человека, более 60 тысяч человек были признаны пострадавшими. Полностью разрушенными признаны в Крымском районе 1,69 тысячи домов. Было повреждено около 6,1 тысячи домов. Ущерб от наводнения составил около 20 миллиардов рублей.
  10.  В  конце лета 2013 года на  Дальний Восток обрушился мощный паводок, который привел к  самому масштабному наводнению за  последние 115 лет. Наводнение охватило пять субъектов Дальневосточного федерального округа, общая площадь затопленных территорий составила более 8 миллионов квадратных километров. Всего с начала паводка было подтоплено 37 муниципальных районов, 235 населенных пунктов и более 13 тысяч жилых домов. Пострадало свыше 100 тысяч человек. Более 23 тысяч человек были эвакуированы. Наиболее пострадали Амурская область, первой принявшая удар стихии, Еврейская автономная область и Хабаровский край.

Современный город страдает от наводнения гораздо больше, чем старый с деревянными строениями. Это объясняется тем, что из-за неравномерной просадки грунта во время наводнения происходят многочисленные разрывы канализационных и водопроводных труб, газовых магистралей, электрических и телефонных кабелей. При сравнительно редких затоплениях (1 раз в 3—4 года) срок планового капитального ремонта кирпичного здания уменьшается на 15 лет, а стоимость этого ремонта возрастает в 3 раза [2].

В сельской местности особое значение имеют время (сезон) и продолжительность затопления. Любое затопление водой сельскохозяйственных культур приводит к вытеснению воздуха из почвы. При этом в ней прекращается нормальный газообмен и в результате происходит падение урожайности или гибель сельскохозяйственных культур.

Образующиеся при наводнениях паводковые волны при движении их по руслу реки наносят колоссальный ущерб народному хозяйству. В первую очередь они представляют серьезную опасность для населения из-за внезапного затопления жилых построек и административных зданий. Огромные массы воды, скопившиеся в верховьях реки, подобно смерчу или урагану способны сносить все встречающееся на своем пути. При этом происходит резкое повышение уровня воды до максимальных (катастрофических) отметок (8—10 м), увеличивается скорость водного потока (до 3—5 м/с) и образуются значительные зоны затопления. Уровни воды достигают своих катастрофических отметок в короткое время (1—2 суток).

Из-за частых наводнений в России переносились на новые места целые города — Великий Устюг, Галич, Калуга, Орел, Саратов [1].

В обобщенном виде последствия наводнения выражаются через показатели материального и финансового ущерба. Потери среди населения оцениваются числом погибших, пострадавших, пропавших без вести.

  1.  Меры по защите от наводнений

В районах возможного возникновения наводнений проводится ряд предупредительных мероприятий, направленных на снижение степени воздействия их поражающих факторов и последствий для населения, экономики и окружающей природной среды. Такие мероприятия можно разделить на заблаговременные, т. е. проводимые заранее, и оперативные, которые проводятся при непосредственной угрозе затопления территории населенных пунктов.

К наиболее эффективным заблаговременным мероприятиям относятся:

  1.  регулирование стока вод с помощью водохранилищ;
  2.  создание лесных полос, искусственных озер и запруд, дренажной системы с целью перехвата осадков до их поступления в русло реки;
  3.  строительство плотин, защитных дамб, откосов и волнорезов;
  4.  увеличение пропускной способности русел рек (ликвидация рукавов, расширение, спрямление и углубление русла, укрепление берегов, устранение различных препятствий на пути водного потока);
  5.  осушение болот и переувлажненных земель;
  6.  подсыпка территорий, предназначенных для строительства зданий и сооружений, выравнивание береговой линии, строительство водоотводных каналов.

Следует заметить, что проведение перечисленных заблаговременных предупредительных мероприятий требует больших затрат, однако сумма ущерба, наносимого наводнением, значительно превышает эти затраты.

При непосредственной угрозе затопления территории для ограничения распространения воды сооружают отводные каналы, возводят оградительные валы и дамбы из грунта, мешков с песком, камней и других материалов.

Зимой оградительные валы и дамбы в целях ускорения их возведения чаще всего строят из снега или льда.

К оперативным предупредительным мероприятиям относятся:

  1.  оповещение населения об угрозе наводнения;
  2.  заблаговременная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей из потенциально затапливаемых зон;
  3.  частичное ограничение или прекращение функционирования предприятий, организаций, учреждений, расположенных в зонах возможного затопления, защита материальных ценностей.

Важнейшим условием, обеспечивающим эффективность и своевременность проведения предупредительных мероприятий по защите от наводнений, является их прогнозирование. Научно обоснованное предсказание развития, характера и масштабов наводнений осуществляется в рамках гидрометеорологического прогноза, в котором указывают примерное время возникновения угрозы наводнения (например, вскрытия или замерзания реки, обильных осадков, вероятность образования заторов льда), ожидаемый максимальный уровень подъема и продолжительность стояния воды, площадь затопления и другое.

Прогнозы делятся на краткосрочные — до 10—12 суток и долгосрочные — до 2—3 месяцев и более. Они могут быть локальными (для отдельных участков рек и водоемов) или территориальными, содержащими обобщенные по значительной территории сведения об ожидаемых размерах и сроках явления. Многолетний опыт показал, что материальный ущерб от наводнений существенно уменьшается при наличии своевременного и достоверного прогноза, хорошо налаженной службы информации и оповещения, высокой организованности и подготовленности населения.

Можно привести немало примеров того, как в нашей стране предупредительными мерами был значительно сокращен ущерб от наводнений. В мае и июне 1987 г. в Тюменской области произошло очень сильное наводнение. На реках Иртыш, Тобол, Тура, Вага и Исеть вода вышла из берегов и образовала обширный разлив. Под угрозой затопления и разрушения оказались некоторые районы Тобольска, Тюмени, Ханты-Мансийска и ряд более мелких поселений. В результате паводка было повреждено пять железнодорожных мостов, разрушено или повреждено свыше 300 км дорог. Более 500 тыс. га сельскохозяйственных земель было залито водой и опустошено.

Ущерб был бы существенно больше, если бы к паводку не стали готовиться заранее, еще в марте. В частности, Тюмень была спасена от затопления в результате срочного сооружения дамбы длиной в 27 км. Искусственный земляной вал помог уберечь от разлива реки и значительную территорию нижней части Тобольска. В тех местах Тюменской области, где подготовка к встрече с паводком проводилась технически и экологически неграмотно, ущерб от стихии был ощутимее. Здесь оказались затопленными многие поселки. В общей сложности свыше 1 тыс. домов, 80 сел и деревень были отрезаны разливом от районных центров. В отдельных местах понадобилась срочная эвакуация людей. Множество небольших плотин, сооруженных без учета размеров стихийного бедствия, также оказалось разрушено.

1.9 Действия населения при угрозе и во время наводнений

Действия населения при угрозе наводнения зависят от скорости развития этого опасного гидрологического явления.

После получения прогноза о возможности наводнения осуществляется оповещение и информирование населения через существующую сеть проводного и радиовещания, телевещания. Поэтому, услышав сигнал «Внимание всем!» (вой сирен), прослушайте по радиоприемнику, громкоговорителю или телевизору сообщение, в котором указывается ожидаемое время затопления и его границы, порядок действия населения тех или иных населенных пунктов при наводнении, включая проведение эвакуации из опасных мест.

При наличии времени перед эвакуацией жители для защиты своего дома должны выполнить следующие действия:

  1.  отключить газ, электричество, воду;
  2.  потушить огонь в печах;
  3.  перенести на верхние этажи здания или чердаки ценные предметы и вещи;
  4.  убрать со двора или закрепить все плавучие предметы;
  5.  закрыть окна и двери, а при необходимости обить окна и двери первых этажей досками или фанерой;
  6.  подготовить и завернуть в целлофановый пакет документы, деньги, драгоценности, ценные бумаги;
  7.  подготовить медицинскую аптечку, непромокаемую одежду и обувь, запас продуктов;
  8.  запасти питьевую воду на случай, если колодцы станут непригодными для использования, а водопровод не будет функционировать;
  9.  заправить баки автомобиля горючим. Вещи и продукты следует положить в удобные сумки или рюкзаки.

При получении информации о начале эвакуации необходимо быстро собраться и взять с собой: пакет с документами и деньгами; медицинскую аптечку; трехдневный запас продуктов; постельное белье и туалетные принадлежности; комплект верхней одежды и обуви.

После этого надо прибыть в установленный срок на заранее назначенный эвакуационный пункт для регистрации и отправки в безопасное место. Эвакуация может быть осуществлена пешим порядком, общественным или личным автотранспортом.

При внезапном поднятии уровня воды необходимо как можно быстрее занять ближайшее безопасное возвышенное место и быть готовым к эвакуации по воде с помощью различных плавсредств или пешим порядком по неглубоким и небыстрым бродам. В такой обстановке не следует терять самообладания, надо подать сигналы бедствия спасателям. В светлое время суток сигналы подаются с помощью белого или цветного полотна, вывешенного на высоком месте, а в ночное время — электрическим фонарем, факелом. До прибытия помощи или спада воды необходимо оставаться на верхних этажах или крышах зданий, на деревьях и других возвышенных местах, что поможет обнаружить вас с помощью плавсредств или вертолетов. При подходе спасателей нужно спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер предосторожности перейти в плавательное средство. Во время его движения следует строго выполнять указания экипажа, нельзя покидать установленных мест и садиться на борта.

Самостоятельно из затопленного района можно выбираться лишь в безвыходных ситуациях, когда надежды на прибытие спасателей нет. Такое решение должно быть продуманным и хорошо подготовленным. Прыгать в воду можно только в том случае, если она вплотную поднялась к месту вашего укрытия.

При этом следует использовать любые подручные спасательные средства: доски, автомобильные камеры, связку пустых пластмассовых бутылок. Оказывайте помощь людям, плывущим в воде или тонущим. Людей, подобранных с поверхности воды, следует переодеть в сухую одежду, дать успокаивающие средства, а извлеченным из глубины воды или со дна водоема — сделать искусственное дыхание, если даже у них нет видимых признаков жизни. Нельзя переезжать через затопленные места на колесных транспортных средствах (автомобиль, велосипед): есть риск попасть в глубокую яму.

После спада воды следует остерегаться порванных и провисших проводов. Нельзя использовать в пищу продукты, попавшие в воду, без предварительной проверки представителями санитарной инспекции. Запасы питьевой воды перед употреблением должны быть проверены, а имеющиеся колодцы с питьевой водой осушены.

Прежде чем войти в дом или здание, следует убедиться, что вход не представляет опасности. В помещении необходимо на несколько минут открыть окна и входные двери для проветривания. При осмотре внутренних помещений нельзя применять спички или светильники из-за возможного присутствия газа в воздухе, лучше использовать для этих целей электрические фонари на батарейках. До проверки специалистами состояния электрической сети и водопровода пользоваться ими категорически запрещается.

Информация о действиях населения передается штабом ГОЧС и после спада воды, поэтому для получения подробных рекомендаций транзисторные радиоприемники следует держать включенными.

Указанные основные правила поведения и порядок действий населения при наводнении позволяют существенно снизить ущерб и, главное, сохранить жизнь людей, проживающих в опасных районах.


ГЛАВА 2.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ  

В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

2.1 Анализ школьных программ и учебников по данной теме

Культура безопасности личности должна развиваться с раннего детства и совершенствоваться на протяжении всей жизни.

Для обеспечения безопасного поведения личности в конкретной, в том числе экстремальной, ситуации формируются нормы, правила, требования по отношению к какой-либо сфере жизнедеятельности. Эти требования включают в себя необходимые знания, умения, навыки и определенные личностные качества.

 Воспитание культуры безопасности личности школьников включает в качестве составных частей следующие аспекты:

  1.  формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска);
  2.  специальную теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (овладение знаниями в области безопасности);
  3.  психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (развитие таких качеств, как смелость, решительность, готовность к разумному риску и т.д.);
  4.  развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательность, дальновидность, гуманность, оптимистичность).

Чтобы увидеть, как в школьном курсе географии формируется знания о наводнении как о чрезвычайной ситуации природного характера, мною были изучены и проанализированы учебники по географии, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год [13].

5-6 класс

Содержание курса:

Материалы школьной программы разделены на три основных раздела:

  1.  изображение земной поверхности
  2.  оболочка Земли
  3.  население Земли

В первом разделе изучаются два основных понятия: план местности и карта местности. Школьники учатся работать с картами и планами, изучают основные условные обозначения.

При изучении раздела «оболочка Земли» школьники знакомятся с такими понятиями как атмосфера, гидросфера, биосфера, земная кора. Изучается их состав и особенности.

В третьем разделе предусмотрено изучение основных человеческих рас и народов мира.

Авторы, название учебника

Как в учебнике раскрыта тема: «Наводнения»

Комментарии автора

курсовой работы

Алексеев А. И.,
Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География

  1.  В разделе «Гидросфера – водная оболочка Земли» в параграфе 32 «Воды Океана» дано понятие цунами. Сказано, что цунами опасно катастрофическими разрушениями.
  2.  В разделе «Гидросфера – водная оболочка Земли» в параграфе 34  «Реки – артерии Земли», даны понятия половодье и паводок.
  3.  В разделе «Гидросфера – водная оболочка Земли» в параграфе 37  «Гидросфера и человек» очень коротко рассказано о необходимости знаний человека об опасностях природы.

Не приведены примеры цунами, половодья, паводка и  их последствий. Формальный подход автора к раскрытию темы: «Природных чрезвычайных ситуаций» не дает возможность школьникам осознать всю серьезность стихии и последствий для человека. Не дается понятие – наводнение.

Домогацких Е. М., Введенский Э. Л., Плешаков А. А.
География. Введение в географию

Тема не затронута.

-

Дронов В. П.,
Савельева Л.Е. / Под ред. Дронова В. П. География

  1.  В разделе «Гидросфера» в параграфе 36 «Движения воды  в океане» даны понятия цунами, шторм. Говорится о последствиях этих природных явлений.
  2.  В разделе «Гидросфера» в параграфе 43 «Человек и гидросфера» говорится о водной стихии, как о причине природных катастроф. Дается понятие наводнение. Рассказывается о причинах и последствиях наводнений.

Мало примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений.

Климанова О. А.,
Климанов В. В.,
Ким Э. В. / Под ред. Климановой О. А. География

  1.  В разделе «Географическая оболочка – среда жизни» в теме 17 «Природа и человек» раскрыты вопросы: Какие бывают стихийные бедствия?, Когда стихийные бедствия особенно опасны?, Как человек защищается от стихийных бедствий?
  2.  Даны понятия: наводнение, цунами, смерч, торнадо и т.п.
  3.  В домашнем задании школьникам дана возможность узнать о природных стихийных бедствиях в той местности, где они проживают. Дано задание создать памятки о правилах поведения в ЧС.
  4.  К учебнику прилагается электронный файл «Стихийные бедствия и человек»

Из серии учебников за 5-6 класс самое лучшее изложение темы «Наводнение»

Летягин А. А. / Под ред. Дронова В. П. География

Тема не затронута.

-

Лобжанидзе А. А. География

  1.   В разделе «Гидросфера – водная оболочка Земли» в параграфе 33 «Движение воды в  Океане» дано понятие цунами. Сказано, что цунами опасно катастрофическими разрушениями.
  2.  В разделе «Гидросфера – водная оболочка Земли» в параграфе 34 «Реки» даются понятия паводок, половодье, наводнение. Рассматриваются причины наводнений.

Мало примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений.

Петрова Н. Н.,
Максимова Н.
 А.
География

Тема не затронута.

-

7 класс

Содержание курса:

Школьный курс географии 7 класса посвящен изучению материков и океанов.

Школьники знакомятся с основными особенностями и гипотезами возникновения природы Земли. Изучается различные формы рельефа земной поверхности.

Далее подробно рассматриваются отдельные материки:  Африка, Австралия, Океания, Евразия, Южная и Северная Америка, Антарктида. Изучаются особенности природы данных материков, история их открытия, население и государства, расположенные на них.

Авторы, название учебника

Как в учебнике раскрыта тема: «Наводнения»

Примечание

Коринская В. А., Душина И. В.,
Щенев В. А.
География

В описании отдельных стран мира в разделе «Климат. Внутренние воды» рассказано о влиянии климата и режима рек на возникновение природных чрезвычайных ситуаций, в частности наводнений.

Мало примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений.

Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География

  1.  В первой части в разделе «Атмосфера -воздушный океан» в параграфе 9 «Климатообразующие факторы» рассказано о влиянии морского ветра (муссона) на климат материка. Приведен фотопример наводнения в Индии после муссонных дождей.
  2.  В первой части в разделе «Мировой океан – синяя бездна» в параграфе 11 «Движение вод Мирового океана» немного затронута тема цунами, их причины и последствия для человека.

Мало примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений.

Душина И. В.,
Коринская В. А.,
Щенев В. А. / Под ред. Дронова В. П. География

В разделе «Материки и океаны» в параграфе 19 «Влияние человека на природу» в абзаце про стихийные бедствия понятие Наводнение дано в перечислении других природных чрезвычайных ситуаций

Не раскрыта тема

Климанова О. А., Климанов В. В.,
Ким Э. В. и др. /
Под ред. Климановой
 О. А. География

Тема не затронута.

-

Душина И. В.,
Притула Т.
 Ю.,
Смоктунович Т.
 Л.
География

В разделе «Земля – наш дом» в параграфе 61 «Природа и человек» в одной строчке перечислены стихийные, которые человеку приходится преодолевать.

Не раскрыта тема

Кузнецов А. П.,
Савельева Л.
 Е.,
Дронов В.
 П.
География

Тема не затронута.

-

Петрова Н. Н.,
Максимова Н.
 А.
География

В разделе «Северная Америка и Евразия. Сравним два материка» в параграфе 38 «Реки и озера» коротко рассказано о причинах наводнений и мерах защиты.

Мало примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений.

8 класс

Содержание курса:

В 8 классе на уроках географии школьники изучают географию России. Сначала изучается географическое положение России. Далее происходит изучение рельефа и климата на территории России.

Рассматриваются основные водные ресурсы страны и внутренние воды: реки, болота, озера, ледники. Изучаются виды почв на территории нашей страны, а также изучается её животный и растительный мир.  Отдельно рассматриваются природные зоны России, а также природные ресурсы различных регионов.

Авторы, название учебника

Как в учебнике раскрыта тема: «Наводнения»

Примечание

Алексеев А. И.,
Низовцев В.
 А.,
Ким Э.
 В. и др. /
Под ред.
Алексеева А.
 И.
География

  1.  В разделе «Природа и человек» в параграфе 14 «Климат и человек» буквально в одном абзаце упоминается наводнение, как стихийное бедствие.
  2.  В разделе «Природа и человек» в параграфе 15 «Реки» рассказывается о половодьях и паводках на территории России. Приведены примеры (фото). Говорится о последствиях наводнения.

Мало примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений.

Камерилова Г. С.,
Елховская Л.
 И.,
Родыгина О.
 А.
География

  1.  В разделе «Природа  России» в параграфе 24 «Климат и человек» упоминается о наводнении, как о последствиях климатический условий России

Плохо раскрыта тема

Пятунин В. Б.,
Таможняя Е.
 А. /
Под ред.
Дронова В.
 П.
География

  1.  В разделе «Природа России» в параграфе 24 «Зависимость речной сети от климата» рассказывается о режиме рек, дана классификация наводнений, раскрыты причины наводнений, приведены примеры наводнений.
  2.  В разделе «Природа России» в параграфе 27 «Воды и человек. Водные ресурсы» говорится о водной проблеме, обусловленной природными особенностями объектов гидросферы России, о стихийных явлениях, связанных с водой. Приведены примеры таких явлений.
  3.  В словаре терминов дано понятие наводнения.

Относительно хорошо раскрыта тема. Хотелось бы больше примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений.

Дронов В. П.,
Савельева Л.
 Е.
География

  1.  В разделе «Природа  России» в параграфе 27 «Внутренние воды России» приведены примеры наводнений. Указаны причины наводнений, но не показаны последствия.

Относительно хорошо раскрыта тема. Хотелось бы больше примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений.

9 класс

Содержание курса:

Уроки географии в 9 классе посвящены изучению основ экономической и социальной географии нашей страны. 

Россия рассматривается как отдельная часть в общей картине мира. Школьники посмотрят на географическое положение России относительно других стран, с точки зрения экономики, транспорта, геополитики и экологии. 

Подробно рассмотрено население страны: численность, национальный состав, миграция. Кроме того, на уроках школьники знакомятся с основными особенностями экономики страны, а различных её регионах. Изучат основные межотраслевые комплексы.

Ученики знакомятся с районированием России и узнают особенности населения и хозяйства всех основных районов России.

Авторы, название учебника

Как в учебнике раскрыта тема: «Наводнения»

Примечание

Дронов В. П., Ром В. Я.
География

Тема не затронута.

-

Домогацких Е. М.,

Алексеевский Н. И., Клюев Н. Н. География

Тема не затронута.

-

Алексеев А. И.,
Низовцев В.
 А.,
Ким Э.
 В. и др. /
Под ред.
Алексеева А.
 И.
География

Тема не затронута.

-

Дронов В. П.,
Баринова И.И.
География

В разделе «География крупных регионов  России» в параграфах 28 «Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-запада», 58 «Природа Дальнего Востока» говорится о влиянии наводнений на жизнь Санкт-Петербурга и Дальнего Востока. Приведены примеры и рассказано о последствиях.

Слабо раскрыта тема. Мало примеров и фотоматериалов.

10 класс

Содержание курса:

В 10 классе на уроках географии начинается изучение социально-экономической географии мира. Дается общая картина мира через призму социально-экономического развития различных стран. Изучаются основные природные ресурсы и их расположение. Кроме того, рассматривается мировое население и процессы, тесно связанные с ним: воспроизводство, миграция и д.р.

Школьникам дается основное понятие о мировом хозяйстве, и изучается влияние научно-технической революции на структуру мирового хозяйства. Изучаются основные отрасли мирового хозяйства и их география.

Авторы, название учебника

Как в учебнике раскрыта тема: «Наводнения»

Примечание

Домогацких Е. М.,
Алексеевский Н.И. География (базовый и профильный уровни)

Тема не затронута.

-

Ким Э. В.,
Кузнецов А. П.
География (базовый уровень)

Тема не затронута.

-

Максаковский В. П.
География (базовый уровень)

Тема не затронута.

-

Холина В. Н. География (профильный уровень)

Тема не затронута.

-

11 класс

Содержание курса:

11  класс посвящен продолжению изучения курса социально-экономической географии. Происходит рассмотрение отдельных мировых регионов: Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания.

Для каждого из рассмотренных регионов изучается его положение, климат, население,  хозяйство, природные ресурсы и экономика.

Кроме того, на каждом из рассматриваемых регионов выбирается несколько основных страны  и дается их подробная социально-экономическая характеристика. Отдельно рассматриваются глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.

Авторы, название учебника

Как в учебнике раскрыта тема: «Наводнения»

Примечание

Гладкий Ю. Н.,
Николина В. В. География (базовый уровень)

Тема не затронута.

-

Холина В. Н.
География (профильный уровень)

Тема не затронута.

-

Как видно, из анализа учебников школьного курса географии, который был табулирован и приведен выше становится понятным, что  тема: «Наводнения как явления природных чрезвычайных ситуаций» в школьной программе раскрыта очень слабо. Не во всех учебниках дано понятие наводнения. Поверхностно раскрыта классификация, причины и последствия наводнений. Мало примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений.

Так как наводнения занимают первое место в России среди стихийных бедствий по частоте, площади распространения, материальному ущербу и никто не застрахован от этого опасного природного явления, поэтому необходимо подрастающему поколению предоставить полную, внятную информацию о наводнении как о явлении природных чрезвычайных ситуаций и о мерах безопасности.

Наводнение, как неблагоприятное природное явление и стихийное бедствие рассматривается в общем обзоре при изучении соответствующих компонентов природы. Целесообразно выделить данной теме дополнительное время для систематизации и обобщения знаний, выходя за рамки школьной программы по географии. Для этого мною был разработан элективный курс: «Защита от наводнений. Правила МЧС».


2.2. Элективные курсы: понятие, виды, задачи и особенности

Понятие «элективный» (от лат. Electus– избранный) избирательный. Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана [18].

Особенности курсов по выбору в предпрофильной подготовке

(9-ом классе)

Основная функция курсов по выбору - профориентационная, то есть ориентирующая в выборе будущего профиля обучения. Поэтому их число должно быть избыточным по сравнению с тем количеством элективных курсов, которые обязан выбрать учащийся. Они должны носить краткосрочный характер. Оптимальная продолжительность элективного курса в предпрофильной подготовке 8-12 часов. Максимальная продолжительность элективного курса - 34 часа, по 2 часа в неделю.

Курсы по выбору в предпрофильной подготовке подразделяются на предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные).

Предметно-ориентированные курсы решают следующие задачи:

1. Реализация учеником интереса к учебному предмету.

2. Уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне.

3. Создание условий к сдаче экзаменов по выбору, то есть к наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Таким образом, предметно-ориентированные (пробные) курсы направлены на то, чтобы дать возможность ребенку попробовать сможет ли он осваивать знания на повышенном уровне по какому-то предмету, интересны ли ему виды деятельности, которые необходимы для обучения на этом профиле.

Задачи межпредметных (ориентационных) курсов:

1. Создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий.

2. Ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.

3. Поддерживание мотивации к тому или иному профилю [18]..

То есть ориентационные курсы должны помогать ребенку в самоопределении, вызывать интерес к определенной области знаний. В качестве учебных материалов для межпредметных курсов для предпрофильной подготовки может использоваться научно-популярная литература, информация СМИ, Интернет и т.п.

Особенностями курсов по выбору в 9 классах, являются нестандартизированность, вариативность и краткосрочность. Вариативность курсов по выбору предполагает, что в рамках предпрофильной подготовки ученик 9 класса, ориентированный на какой-то конкретный профиль (или наоборот еще колеблющийся в своем выборе), должен попробовать свои силы в освоении разных курсов, которых должно быть много как количественно, так и содержательно. Наличие большого числа курсов, отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки. Временные рамки конкретных курсов по выбору могут быть разными.

2.3 Элективный курс: «Защита от наводнений. Правила МЧС»

Пояснительная записка

Программа элективного курса или курс по выбору рассчитан на полугодие. (17 часов). В неделю проводится 1 занятие.

Цель:

  1.  Формирование у учащихся правильного восприятия места и роли человека в глобальной системе «природа – человек - общество»
  2.  Осознание факторов опасностей в повседневной жизни
  3.  Получение знаний и навыков предвидеть, распознавать и оценивать негативное воздействие факторов риска.

Задачи обучающие: дополнить и расширить знания учащихся об  опасном природном явление   гидрологического    происхождения — наводнение,  о его видах и причинах возникновения. Познакомить учащихся с основными мероприятиями по защите населения от последствий наводнений. Познакомить учащихся с основными рекомендациями специалистов МЧС России по безопасному поведению, разработанными для населения, проживающего в опасных зонах. 

Задачи развивающие: способствовать развитию навыков аналитического мышления, умению предвидеть возможную опасную ситуацию.

Задачи воспитывающие: активизировать интерес у учащихся к вопросам собственной безопасности. Помочь преодолеть синдром боязни.

Содержание курса:

№ занятия

Занятие

Количество часов

Методы и приемы

  1.  Тема: «Чрезвычайные ситуации природного характера»:

1

Понятие опасного природного явления, стихийного бедствия и чрезвычайной

ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.

1 час

Лекция с демонстрацией слайдов. Обсуждение, дискуссия.

2

РСЧС и ее задачи в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций

природного характера.

1 час

Мозговой штурм, работа в малых группах с информационными источниками «Что такое РСЧС и её задачи»

3

1 час

Просмотр и обсуждение фильма «Действия населения при ЧС природного характера».

  1.  Тема: «Наводнение»

4

Общее понятие о наводнении.

1 час

Лекция с демонстрацией слайдов.

5

Классификация наводнений по причинам возникновения.

1 час

Лекция с демонстрацией слайдов.

6

Классификация наводнений по масштабу.

1 час

Лекция с демонстрацией слайдов.

7

Первичные и вторичные поражающие факторы наводнения.

1 час

Лекция с демонстрацией слайдов.

8

Последствия наводнения.

1 час

Лекция с демонстрацией слайдов.

9

1 час

Просмотр и обсуждение фильмов: «Экологические последствия наводнения на Дальнем Востоке», «Экономические последствия наводнений на Дальнем Востоке», «Последствия наводнения на Кубани глазами жителей»

10

Мероприятия по защите населения от наводнения.

1 час

Сообщения учащихся. Мини-доклады.

  1.  Тема: «Правила МЧС»

11

Действия населения при заблаговременном оповещении о наводнении.

1 час

Лекция с демонстрацией слайдов. Практическое занятие  «Сбор набора для выживания и предметов первой необходимости»

12

1 час

Мозговой штурм, работа в малых группах с информационными источниками «Изучение местности и составление карт эвакуации»

13

Действия населения во время наводнения.

1 час

Лекция с демонстрацией слайдов.

14

1 час

Просмотр и обсуждение фильмов: «Действия при наводнении», «Правила поведения при наводнении»

15

1 час

Практическое занятие. Ролевая игра «Спасение утопающего»

16

Действия населения при ликвидации последствий наводнения.

1 час

Лекция с демонстрацией слайдов. Обсуждение, дискуссия.

17

1 час

Практическое занятие. «Фильтрация воды. Вода изо льда и снега».

Методическое обеспечение курса:

Работа по данному курсу строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, индивидуального подхода, занимательности, добровольности. По форме занятия могут быть групповыми, массовыми и индивидуальными.

Реализовать курс сможет учитель ОБЖ, учитель географии, владеющий теоретическими сведениями по предложенной программе.

Оборудование:

Презентации на темы курса, раздаточный материал по темам: «Сбор набора для выживания и предметов первой необходимости», «Изучение местности и составление карт эвакуации», «Спасение утопающего», «Фильтрация воды. Вода изо льда и снега»; подписки газет, интернет, СD-диски (файлы) с фильмами по теме курса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наводнение - значительно более распространенное стихийное бедствие по сравнению с другими экстремальными природными событиями.

Любые наводнения, а тем более масштабные, таят в себе опасность возникновения не только групповых заболеваний, но даже эпидемий, потому что в результате стихийного природного явления нарушается вся система жизнеобеспечения людей - снабжение водой, продуктами питания, возможность выполнения элементарных санитарно-гигиенических норм и требований. Наносится ущерб инфраструктуре населенных пунктов и коммунальному хозяйству.  Последствия наводнений всегда неутешительны и плачевны.

Выделение темы «Наводнения как явления природных чрезвычайных ситуаций» в курсе школьной географии важно и очень своевременно. Причин, и достаточно серьезных, несколько. 

Стихийные природные явления в школе должны усваиваться не только и не столько как экзотические, эффектные, будоражащие и пугающие, хотя и экстремальные, относительно редкие, но, в сущности, закономерные и обязательные проявления жизни земных оболочек и Земли в целом. В середине прошлого века, изучая географию, то, что мы теперь называем стихийными бедствиями, катастрофами, преподносилось и воспринималось как нечто экзотическое, яркое, во многом загадочное, но далекое, к реальной жизни, тем более в нашей стране, отношения не имеющее. Ныне же не проходит недели, чтобы мы не узнавали из разных источников об экстремальных природных явлениях, бедствиях, катастрофах, и притом большей частью на просторах нашей необъятной Родины.

В чем дело? Причин несколько. В массовом сознании бытует представление о сильно возросшей активности земных, в первую очередь внутриземных, процессов. Это не так. Активизация земных недр, так же, как и наземных процессов, идет своим обычным чередом — неравномерно, циклично, в масштабах времени, большей частью не сопоставимых с нашей жизнью. Но изменения действительно произошли и происходят существенные. Главные из них следующие:

  1.  Возросли население, его плотность, освоенность пространств, так что теперь события в местах, прежде глухих, малонаселенных или малозначимых, оказываются зафиксированными и общеизвестными.
  2.   На протяжении почти полувека в нашей стране существовал «запрет на катастрофы», так что радио и печать о них (даже самых крупных) или не сообщали вообще, или извещали скупо и невнятно. Ныне средства массовой информации не только информируют, но педалируют разного рода трагические, в том числе природные, события, фактически нагнетая в обществе атмосферу страха и нервозности.
  3.   Развитие цивилизации, а точнее, широкое распространение в географической оболочке результатов техногенной деятельности человечества привело не только к резкому возрастанию числа техногенных аварий и даже катастроф, но и резко увеличило число так называемых природно-техногенных бедствий и катастроф. Природные процессы в том или ином районе могут, даже не изменяя своей активности, но накладываясь на уязвимую искусственную конструкцию, систему производства или жизнеобеспечения, которая опасна уже сама по себе, вызывать аварийную, вплоть до экстремальной и катастрофической, ситуацию. Столь же нередко кажущаяся невинной техногенная деятельность может менять течение и интенсивность природных процессов. Так или иначе, факт заключается в возрастании не только собственно техногенных, но и природно-техногенных «нештатных ситуаций», приводящих подчас к бедствиям [14].

Есть еще один, очень важный аспект рассматриваемой темы именно в рамках курса школьной географии. Это аспект психологический, эмоциональный. Пожалуй, здесь даже два взаимосвязанных аспекта:

  1.  Детское и юношеское восприятие, способность к усвоению в значительной мере основываются на ярких эмоциях, сопереживаниях, жажде необычного, интересе к загадочному. В этом смысле именно экстремальные, в том числе бедственные, явления дают преподавателю гораздо больше возможности, чем системное изложение предмета, будь то характеристика компонентов природы в статике или даже явлений в динамике.
  2.  Второй аспект — это выигрышное для усвоения базового материала свойство любых процессов опасного или катастрофического характера изучаться по контрасту с обычными условиями. Тут можно использовать метод сравнения—контраста и в территориальном (свой район — район бедствия), во временном (в этом месяце, сезоне, году, столетии — и в прошлом), и в собственно географическом аспектах (при данных геологических, геоморфологических, климатических, ландшафтных условиях — и при иных). При умелом использовании случаев экстремальных явлений легче внедрить и знания о процессах постоянных, а потому подчас менее выразительных, кажущихся не столь интересными, хотя и не менее важных[14]..

Вот почему выделение специальных уроков в курсе географии совершенно необходимо на протяжении всех школьных лет, в школах разного профиля.

Надо ли после всего этого повторять, сколь важна жизненно, а не только в общеобразовательном плане тема стихийных бедствий, и она станет еще актуальнее, когда нынешние школьники будут определять стратегию и действия социума.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1.  Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Катастрофические наводнения начала 21 твека. Уроки и выводы. – М.Дэкс-Пресс, 2003, 352 с.
  2.  Петров Сергей - Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс
  3.  Авакян А.Б., Истомина М.Н. – Наводнение как глобальная проблема.
  4.  Пясковский Р.В.,Померанец К.С. Наводнения (Математическая теория и предсказания).— Л. Гидрометеоиздат. 1982.— 176 с.
  5.  Авакян А. Природные и антропогенные причины наводнений/2001, №9 – с.22-27
  6.  Нежиховский Р.А. Наводнения на реках и озерах. – М.: Гидрометеоиздат, 1988.
  7.  Причины и последствия стихийных бедствий и катастроф. Мешков Н.  Основы безопасности жизни. 1998 г.
  8.  Защита населения и объектов народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях: Учебник для вузов/ А. Г. Богданов, С. В. Бондарев, В. Н. Колобков, М. И. Постник; Под ред. М. И. Постника. – Мн.: Университетское, 1997. – 278 с.
  9.  Гавриленко В. Н., Скрыпниченко О. А., Шереметова О. В. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность: Пособие для студентов экономических специальностей. – Гомель: УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2004г. – 136с. 
  10.  Мухин М.И., Мошнина Р.Ш., Фоменко И.А. Профильное обучение как стратегическое направление модернизации образования. Профильное обучение. Вопросы теории и практики. М, Педагогическая академия, 2005 г., 237 стр.
  11.  Ермаков Д.СТР. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения. Профильная школа, 2004 г., №3, стр. 6-11. 
  12.  Осмоловская И.М. Элективная дифференциация. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе, М, Воронеж, 1998 г., стр. 76-78 
  13.  http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70210528/
  14.  http://geo.1september.ru
  15.  http://www.arspas.ru/mchs/spravochnik/1/navod.php
  16.  http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E0%E2%EE%E4%ED%E5%ED%E8%E5
  17.  http://ria.ru/spravka/20130926/966016499.html
  18.  http://crtdu.nilimsk.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/91-elektivnye-kursy
  19.  http://school-collection.edu.ru

http://www.rusedu.ru


Приложение № 1

Половодье

  1.  Река Коровка. Город  Рыбинск, Ярославская область

  1.  Весеннее половодье на малой равнинной реке Коровка. Обычная ширина реки около 1,5 м.

Приложение № 2

Паводок

  1.  Паводок в устье Совца. Поселок Желнино (город Дзержинск Нижегородской области, Россия), май 2006 года.

  1.  Паводок в Мордовии, март 2013 года.

Приложение № 3

Затор

  1.  Ледовый затор запрудил реку Абакан в Хакасии, апрель 2011 года.

  1.  Река Лена, Иркутская область, май 2010 года.

Приложение № 4

Зажор

  1.  Река Нева, декабрь 2009 года

  1.  Остров Чернильщиковский в Томской области, апрель 2013года

Приложение № 5

Ветровой нагон

  1.  Подтопления в Ростовской области в результате ветровых нагонных явлений, март 2013 года

 

Приложение № 6

Наводнения при прорывах плотин

  1.  Плотина на Киселёвском водохранилище, Россия, июнь 1993 года

  1.  Плотина Саяно-Шушенской ГЭС, август 2009 года


1. волини В-В Колвовнешнихпрерй 8разр
2. Лабораторная работа 1 Тема Изучение интерфейса отладчика FD
3. Тема Отдел Голосеменные
4. на тему- Рынок труда и его специфика Студент- Сапрыкин В
5. Обзор программных продуктов для расчета инвестиционных проектов
6. Cталь для студентов бакалавров магистров и инженеров всех машиностроительных специальностей по дисципл
7. ROM необходимо будет запомнить а лучше записать что находилось в первом пункте изначально; нажимаем XX и к
8. In God we trust ll others we udit
9. ЛЕКЦИЯ 4 Новелла после Боккаччо- углубление противоречий между идеалом и действительностью
10. G~в ~г ДИАГР.
11. психология появился впервые в 16 в
12. Трансформаторы
13. тематическим словарём к уроку дайте по возможности развернутые ответы на следующие вопросы
14. . Используя первое приближение теории ДебаяХюккеля рассчитать коэффициенты активности ионов Fe3 NO3~ и средн
15. заповедей налоговиков Каждый бухгалтер в своей деятельности наверняка хотя бы раз имел дело с выездной н
16. Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени отводимого на изу
17. статьями и тп Газеты Статистика показывает что шведы в настоящее время 88 млн
18. испортились Один завистлив другой не любит начальника и оба весьма квалифицированно ставят ему палки в ко
19. При интерполяции требуется чтобы восстанавливающая функция проходила через все точки отсчетов; при экстра
20. Ветеринарносанітарна експертиза з основами технології і стандартизації продуктів тваринництва для під