Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Применение судами законодательства о защите деловой репутации

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30


ГЛАВА 3.

Применение судами законодательства о защите деловой репутации.

В предыдущих главах  было сказано несколько слов о том, что институт защиты деловой репутации сформировался не так уж давно, необходимость в деятельности этого института возникла лишь с приходом новых для России рыночных отношений и формирования деловых отношений с использованием западной модели развития. Но отличие российского минталетета, особенности нашего исторического развития, географического положения (Россия занимает огромное количество территорий, содержащих большие природные ресурсы) и многие иные факторы, по моему мнению, привели к тому, что западная форма развития и становления рыночных отношений у нас проявилась в гипер искаженном состоянии. Мы не в состоянии и недолжны пытаться подражать американцам в их понятиях о способе осуществления управления государством, путь, который был выбран и используется американским правительством подходит в полной мере для Запада, но не как не для России. Но также хочется отметить положительную черту, заимствованную в определенной мере у Запада - скрупулезность и основательность, с которой американцы подходят к защите своих законных прав и интересов. Правда тенденция сверх чуткого реагирования на любые отношения, которые могут быть поводом для возбуждения дела в суде, присущая и получившая широкое распространение на Западе, мной не поддерживается, а даже наоборот, полностью противоречит моей точке зрения. Я  согласен с тем, что субъект нарушенных права  должен проявлять инициативу во всем для достижения правосудия, но при этом должен присутствовать действительный фактор нарушенных прав.

Это было некоторым отступлением от нашей непосредственной темы, но я хотел отметить то качество, взятое нами у Запада и еще не проявившееся  в гипертрофированном виде, как это происходит сейчас в той же Америке. Да, в случае возникновения ситуации, при которой законные интересы и права физических и юридических лиц нарушены, сами субъекты и государство должно проявить все возможности для их восстановления, но не проявляться в форме осуществления досуга или способа заработать большие деньги.

Как уже отмечалось выше становления на новый для России путь развития и возникновения рыночных отношений между различными хозяйствующими субъектами привело к необходимости формирования нового института способного осуществить защиту прав связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. Защита деловой репутации является одним из элементов Гражданского права, как института, призванного осуществлять данные функции. Первоначально дел по искам о защите деловой репутации рассматривалось немного. Истцы предпочитали использовать возмещение морального вреда и иные способы. Но на данный момент мы можем наблюдать тенденцию роста исков направленных на защиту деловой репутации.

Рассмотрение и разрешение судами дел этой категории, особенно тех из них, когда после вынесения решения последовала публикация в печати опровержений в случае удовлетворения иска, несомненно, имеет большое превентивное, общественно-нравственное значение. Решениями об опровержении порочащих сведений суды призваны пресекать распространение таких сведений, защищая положительную деловую репутацию организаций и отдельных лиц. Правда, отдельные суды нередко необоснованно отказывают в удовлетворении заявленных требований либо, наоборот,  выносят решения об удовлетворении исков, всесторонне не исследовав обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела. В решениях иногда не указывается конкретный способ и срок опровержения порочащих сведений 1. Мы можем сделать вывод, что хотя на данный момент защита деловой репутации не набрала еще необходимых оборотов, но потребность в данном институте существует  также как перспективы его дальнейшего развития и широкого применения.

Что касается подведомственности дел о защите деловой репутации, то необходимо отметить, что  одним из условий возбуждения дел данной категории является предоставление заявителем доказательств, что порочащие его сведения были распространены. При непредоставлении таких сведений судья не вправе возбудить дело и иск остается без движения, а в случае не предоставления таких сведений в установленный срок оно возвращается заявителю 2 .

Если в подтверждение факта распространения сведений  порочащих честь и достоинство, либо деловую репутацию гражданина или деловую репутацию юридического лица, в исковом заявлении приведены доказательства и они соответствуют  требованиям изложенным в ГПК РФ, а также оплачена государственная пошлина, судья не вправе отказать в принятии заявления к производству суда. Отказ может быть обоснован лишь при наличии следующих условии:

не может быть принято к производству суда заявление об опровержении порочащих сведений, если они сообщены лишь лицу, которого эти сведения непосредственно касаются;

рассматриваемый иск должен касаться непосредственно защиты деловой репутации лица, в отношении которого распространены недостоверные сведения, а не иного. Не допускается посредничество в осуществлении правосудия 3.                        (в тоже время, если сведения распространенные в отношении других лиц умаляют деловую репутацию заявителя, такое дело подлежит рассмотрению в суде 4 .)

При этом заинтересованные лица имеют право на судебную защиту своих чести, достоинства и деловой репутации в случае, когда порочащие сведения распространены в отношении членов их семей, других родственников, в том числе умерших. Такие сведения не могут не умалять репутацию, доброе имя семьи умершего. По требованию заинтересованных  лиц допускается защита чести, достоинства после его смерти 5 . Иск в этом случае может быть предъявлен лично заинтересованным лицом.

В последнее время в арбитражной практике появились иски о защите деловой репутации банков, что, несомненно, представляет большой интерес, поскольку их рассмотрение представляет определенную специфику и требует глубокой оценки не только материально-правовых аспектов, но и морально-психологических.

Основным критерием эффективной работы банков является стабильность, финансовая устойчивость, способность к безусловному выполнению взятых на себя обязательств. Подобные и иные качества финансовой структуры принимают во внимание клиенты и партнеры при выборе определенного банка, к которому они обратятся за финансовой помощью или намереваются доверить свои деньги и ценности. Поэтому всякое негативное упоминание о деятельности данного банка оказывает влияние на его финансовое положение и отрицательно влияет на его деловую репутацию и формирует негативное отношение среди клиентов, вкладчиков, средств массовой информации иных субъектов и структур.

Надежность и финансовая устойчивость банков находится под пристальным вниманием не только Центрального банка РФ, осуществляющего в соответствии с действующим законодательством регулирование и надзор за деятельностью крупных кредитных организаций, но также является точкой наблюдения для крупных клиентов, которые составляют основу устойчивого финансового положения отдельного банка. Поэтому, как уже отмечалось, распространение сведений несоответствующих действительности, может оказать серьезное влияние на мнение определенных крупных клиентов отдельного банка, что может явиться основанием для серьезных финансовых затруднений, в том числе привести к краху  финансовой структуры. Примером данного воздействия может служить крах АПО (Акционерно-потребительского общества) в городе Артеме, который возник в 1995 году в результате массивных атак через местные СМИ действующей на тот момент исполнительной власти (происходил процесс предвыборной борьбы между предпринимателем Терентьевым и экс мэром г. Артема Рындовским), в результате чего большинство пайщиков АПО стали в экстренном порядке забирать свои вклады.

В арбитражной практике не исключены ситуации, когда установить лицо, распространившее недостоверные сведения, порочащие деловую репутацию банка, ровно, как и любого другого юридического лица, невозможно. Согласно п.6 ст. 152 ГК РФ в таких случаях субъект, в отношении которого распространены эти сведения, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности. Однако в настоящее время законом не установлено, в каком производстве подлежит рассмотрению такое заявление - в исковом или ином. Поскольку в данном случае нет ответчика, представляется, что указанное заявление следовало бы рассмотреть в порядке «особого производства», но на данный момент в законодательстве это не закреплено. Однако в целях устранения и предупреждения фактов распространения не соответствующих действительности сведений, порочащих деловую репутацию юридических лиц, суды в силу ст. 141 АПК РФ  вправе при вынесении решений по этой категории дел выносить частные определения 6 .

В соответствии с вышеизложенным мы можем сделать вывод, что законодательная база связанная с защитой деловой репутации  находится на стадии своего основного развития, поэтому отлаженная деятельность судов при решении таких дел отсутствует, что приводит к неединообразному принятию решений: отдельные суды в ряде случаев отказывают в удовлетворении заявленных требований либо, наоборот, выносят решения, не исследовав всесторонне обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, но укрепление позиций государственной власти и расширение правовой и законотворческой политики является действующей установкой для достижения Россией статуса действительно правового государства.

1 Трубников П. Применение судами законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации.// Законность.1995, № 5.

2 ст. 130 ГПК РФ.

3 ст. 129 ГПК РФ.

4 Трубников П. Применение судами законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации.// Законность.1995, № 5.

5 п.1 ст. 152 ГК РФ.

6 Полуйчик Н. Некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении дел о защите деловой репутации банков в арбитражной практике.// Хозяйство и право. 1997, № 12.

17




1. Спеціаліст ldquo;Затверджуюrdquo; Проректор з навчальної роботи проф
2. Организация контроля за деятельностью подчиненных на предприятиях
3. О льготном налогообложении в Московской области
4. Исследование методов организации рекламы в Интернете
5. Тема 5 Занятие 2 Практикум ~ тестирование на предмет НПУ
6. Измерение горизонтальных и вертикальных углов
7. тема политическая культура политическое поведение политическое сознание общественная мысль международн
8. Пульсары
9. тема человека состоит из центрального органа ~ сердца и впадающих в него или выходящих из него кровеносных с
10. Ранок 2003 UNIT 1 MKING CONTRCTS
11. Уголовно-правовые основы допроса несовершеннолетних
12. экономического развития процедуры выбора и реализации приоритетов хозяйственной политики механизмы стиму
13. февраля 2008 г по адресу- г
14. Цели живого существа
15. Единственная проблема современности заключается в том сумеет ли человек пережить свои собственные изобрет
16. РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ УТВЕРЖДАЮ Прорект
17. Лекция Иман Иман с~зіне т~сінік Иман с~зі араб тіліндегі ~м~н~ етістігінен шы~ып жалпы иман ~~ымы ~
18. О системе философии Гегеля
19. Тема Создание программы для статистических расчетов в фармакологии и токсикологии
20. Вариант 113601 Задача 1 В партии из 15 изделий 6 дефектных.html