Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

ПО ТЕМЕ 23- Патогенное действие факторов внешней и внутренней среды

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30


НОУ ВПО САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ «РЕАВИЗ»

Кафедра медико-биологических дисциплин

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ЛЕКЦИИ

ПО ТЕМЕ № 2,3:

«Патогенное действие факторов внешней и внутренней среды. Реактивность и резистентность  организма. Их значение в патологии. Наследственность, изменчивость и патология»

Дисциплина: ПАТОФИЗИОЛОГИЯ – ПФ ГОЛОВЫ И ШЕИ

Стоматологический факультет

                                                             Исполнители: к.м.н.. доцент Панин П.Ф.

                                   Разработка утверждена на

                                                   методическом совещании   кафедры.

                                                              Протокол от «____» ___________2011 г.

                                                              Зав. кафедрой д.м.н.            Зарубина Е.Г.

 

Самара - 2011

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Стоматологический факультет

ТЕМА: Патогенное действие факторов внешней и внутренней среды. Реактивность и резистентность  организма. Их значение в патологии. Наследственность, изменчивость и патология 

Продолжительность лекции: 2 час

Место проведения: учебная комната (лекционный зал).

Цели лекции:

Обучающая (Формируемые компетенции: ОК-1, ПК-3, ПК-9, ПК-20, ПК-21

  1.  расширение образовательного пространства в области современных представлений о патологических процессах  в организме человека, под действием патологических факторов внешней и внутренней среды
  2.  расширение образовательного пространства в области современных представлений о сопряженности механизмов реактивности и резистентности и их значения для развития патологических процессов  в организме человека
  3.  формирование  профессиональных умений  и  навыков поприменению патофизиологических знаний для формирования этио-патогенетических подходов к диагностике и лечению пациентов.

Развивающая

  1.  способствовать развитию познавательного интереса по предложенной теме,
  2.  способность понимать и  оценивать основные механизмы формирования специфической реактивности организма, адаптация студента к реальным условиям работы с пациентами (клиентами),
  3.  создание условий для актуализации и применения знаний по предмету в профессиональной деятельности, познакомить студентов   с ролью реактивности в патологии

Воспитательная

  1.  формирование потребности и способности к самообразованию,
  2.  осознание собственных достоинств и способностей, формирование научного мировоззрения,
  3.  понимание роли врача в определении и сопоставлении конституции и патологических процессов в организме.

Оборудование:

Оборудование:

  1.  опорный конспект лекции
  2.  методические указания
  3.  персональный компьютер
  4.  Проектор, совместимый с ПК.

Уровень усвоения компетенций: базовый

Студент должен знать:

  1.  причины и механизмы типовых патологических процессов, состояний и реакций, их проявления и значение для организма при развитии различных заболеваний;
  2.  методы анализа медицинской информации и принципы доказательной медицины;
  3.  основные
  4.  закономерности структурно-функциональной организации физиологических систем, основные биохимические процессы, происходящие в живых организмах, особенности строения организма человека, законы химии, биохимии, физколлоидной химии  и физики
  5.  базовые понятия, теоретические подходы и общие представления патологических процессов  в организме человека;

Студент должен уметь:

  1.  проводить патофизиологический анализ клинико-лабораторных, экспериментальных, других данных и формулировать на их основе заключение о наиболее вероятных причинах и механизмах развития патологических процессов (болезней), принципах и методах их выявления, лечения и профилактики;
  2.  находить массив современной информации по заданной теме и выделять из  нее основные положения  

Студент должен владеть:

  1.  навыками осмысления методологии естественно-научных дисциплин применительно к патофизиологии, используя знания в области биологии, химии и физики;
  2.  навыками анализа закономерностей функционирования отдельных органов и систем в норме и при патологии;
  3.  навыками систематизации информации по отдельным вопросам темы

Темы дисциплины и внутридисциплинарные  (предыдущие и последующие темы дисциплины) и междисциплинарные связи

ИСТОКИ:  биохимия, биология с основами генетики, нормальная физиология, микробиология

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы:

1.   Факторы, обеспечивающие целостность организма. Барьеры внешней и внутренней среды организма (кожа, слизистые оболочки, клеточные мембраны, гистогематический и гематоэнцефалический барьеры) и их физико-химические и  физиологические свойства.

2.   Виды наследования, законы наследования признаков. Понятие генотипа, фенотипа, гена, хромосомы.

3.   Мутагены. Виды мутагенов.

4.   Резистентность. Понятие о перекрестной резистентности и сенсибилизации.

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕМЫ И СВЯЗЬ С ПОСЛЕДУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ:

п\п

Наименование

обеспечиваемых

(последующих)

дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения

Тема Патогенное действие факторов внешней и внутренней среды. Реактивность и резистентность  организма. Их значение в патологии. Наследственность, изменчивость и патология

1

Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика

+

2

Эпидемиология

+

3

Офтальмология

+

4

Оториноларингология

+

5

Дерматовенерология

+

6

Акушерство и гинекология

+

7

Педиатрия

+

8

Неврология, медицинская генетика, нейрохирургия

+

9

Психиатрия, медицинская психология

+

10

Судебная медицина

+

11

Медицинская реабилитация

+

12

Факультетская терапия, профессиональные болезни

+

13

Госпитальная терапия, эндокринология

+

14

Инфекционные болезни

+

15

Фтизиатрия

+

16

Поликлиническая терапия

+

17

Общая хирургия, лучевая диагностика

+

18

Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия

+

19

Факультетская хирургия, урология

+

20

Госпитальная хирургия, детская хирургия

+

21

Профессиональные дисциплины

+

22

Онкология, лучевая терапия

+

23

Травматология ортопедия

+

24

Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения

+

Основные этапы лекции

Название этапа (раздела лекции)

Развернутый план

Время

1. Организационный этап

Отметка присутствующих студентов.

Выяснение причин отсутствия студентов на очередной лекции.

3

2.  Тема  и план лекции

Тема: Патогенное действие факторов внешней и внутренней среды. Реактивность и резистентность  организма. Их значение в патологии. Наследственность, изменчивость и патология

2

3. Патогенное действие фвакторов внешней и внутренней среды.

Виды патогенных факторов. Механизм их действия. Характеристика понятий: чувствительность, раздражимость, реакция, реактивность, резистентность.

7

4. Виды реактивности

Виды реактивности:  видовая, групповая, индивидуальная; физиологическая и патологическая; специфическая (иммунная) и неспецифическая. Примеры различных видов реактивности. Методы оценки специфической и неспецифической реактивности у больного.

10

5. Формы реактивности

Формы реактивности: нормергия, гиперергия, гипоергия, дизергия, анергия. Примеры.

5

6. Резистентность организма

Резистентность организма: пассивная и активная, первичная и вторичная, специфическая и неспецифическая. Взаимосвязь реактивности и резистентности.  

10

7. Факторы, влияющие на реактивность и резистентность организма

 Конституция организма  основа его реактивности. Определение понятия «конституция организма». Классификация конституциональных типов. Влияние конституции на возникновение и развитие заболеваний. Особенности физиологических и патологических процессов у людей различных конституциональных типов.

Обмен веществ и реактивность.

Роль нервной системы в формировании реактивности и резистентности.

Влияние на реактивность и резистентность организма эндокринной системы.

Функция элементов соединительной ткани и реактивность.

Значение возраста, пола в формировании реактивности и резистентности.

Роль факторов внешней среды

25

8. Наследственность и изменчивость

Понятия наследственности и изменчивости. Виды изменчивости. Основные виды мутаций. Генные мутации. Виды генных  болезней в зависимости от типа наследования. Виды хромосомных мутаций и болезней. Виды наследственной патологии.

25

8. Заключение

Подведение итогов лекции, выводы, обобщение

3

Контрольные вопросы к лекции

  1.  Реактивность и резистентность. Определение понятий.   Критерии реактивности (Приложение 1)                                      
  2.  Виды, формы реактивности, их характеристика.
  3.  Факторы, определяющие реактивность: роль генотипа, возраста, пола, конституции.
  4.  Значение анатомо-физиологических систем (нервной, эндокринной, иммунной и др.), их функционального состояния и особенностей обмена веществ в механизмах формирования реактивности.                 
  5.  Влияние факторов внешней среды на реактивность организма.  Понятие об этиологии. Роль причин и условий в возникновении  заболеваний.
  6.  Показатели реактивности, их характеристика
  7.  Влияние факторов внешней среды на реактивность организма. Особенности реактивности человека; роль социальных и экологических факторов.
  8.  Патологическая реактивность. Определение понятия. Характеристика.
  9.  Направленное изменение индивидуальной и групповой реактивности как важнейшее средство профилактики и терапии болезней.

Приложение 1

КРИТЕРИИ РЕАКТИВНОСТИ

Системы

Критерии

Центральная нервная система

-  соотношение процессов возбуждения и торможения, их сила уравновешенность, скорость смены; -  скорость, сила и качество выработки и реализации условных рефлексов

Периферическая нервная система

-  сила и скорость соматических рефлексов

Вегетативная нервная система

-  сила и скорость реакций симпатической и парасимпатической нервной системы

Эндокринная система

-   концентрация гормонов в крови и моче; -   количество рецепторов к гормонам на клетках-мишенях; -  соотношение гормонов АКТГ/СТГ и ГКС/МК

Иммунная система

показатели клеточного иммунитета: -   общее количество лимфоцитов; -   количество Т-, В- и 0-лимфоцитов, Ти,Т$ , -   соотношение Тн/Т3; -   активность реакций бласттрансформации лимфоцитов; показатели гуморального иммунитета: —   концентрация иммуноглобулинов А, М, С, Е, 0

Барьеры

-   целостность кожи и слизистых, их бактерицидные свойства; -  состав и кислотность желудочного сока; -  концентрация лизоцима в биологических жидкостях; -  количество и функция фагоцитов (фагоцитарный индекс и фагоцитарное число, НСТ-тест); -   интенсивность лихорадочной реакции

Использованная литература.

  1.  Атлас по патофизиологии, В.А. Войнов, М:. МИА, 2007 г.
  2.  Патология в 2-х томах: учебник / под ред. М.А. Пальцева, В.С. Паукова - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 1024 с.
  3.  Патология. /под ред. Черешнев В.А., Давыдов В.В.- М.-2006.-1100с.
  4.  Патофизиология : учебник : в 2 т. / под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - 4-е изд., перераб. и доп. - ГЭОТАР-Медиа, 2009. - Т. 2. - 640 с. : ил.
  5.  Патофизиология в 3-х томах: учебник/под ред. Воложин А.И., Порядин Г.В. – М.-2006.- 256с.
  6.  Патофизиология. Основные понятия / под ред. А.В. Ефремова: учеб. пос. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 256 с.
  7.  Патофизиология. Т.2. – Патохимия: учебник /под ред. Зайчик А.Ш. – СПб – 2007 (и 2000). – 768 с.
  8.  Патофизиология: учебник / Литвицкий П.Ф. - 4-е изд., - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 496 с.
  9.  Интернет-ресурс по теме лекции
  10.  электронная библиотека«Консультант студента» www/studmedlib/ru



1. Психология и педагогика для 1 курса лечебного факультета социальной работы и клинической психологии на 20
2. Программа социальнопсихологической адаптации детей с синдромом Дауна
3. Общ положения 2 Кардиналистская теория 3 Ординалистская теория 1 Полезность ~ способность экго бла
4. ТЕМА Навчальнометодичний посібник для студентів заочної форми які навчаються за освітньоквал
5.  Предмет и основные методы изучения курса ИГПБ Предмет ~ основные исторические закономерности возникнове
6. От того каким будет это решение зависит вся деятельность организации зависит и то будет ли достигнута пос
7. 2013 г ~ лексикограмматический тест 30 мин
8. Territorial varieties of English pronunciation
9. временная внезапно возникшая слабость сердечной деятельности и снижение сосудистого тонуса сопровождающ
10. а от фамилия имя отчество при наличии ЗАЯ
11. Лекция 1 Философия ее предмет проблемы и специфика
12.  Если у вас сильно першит горло Помассируйте мочку вашего уха
13. летнего юбилея этой организации
14. Швидко нагрівається швидко остигає
15. If we do wht we pln nd mintin profits it will be Houdinitype performnce
16. Победа в сердце каждого живет
17. ЛЕКЦИЯ 6. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО ПЛАН ЛЕКЦИИ- Понятие КУЛЬТУРА в социологии
18. Ацетилсалициловая кислота300 мг100 шт
19.  взгляд на данную проблему из далекогодалекого прошлого середины нашего века
20. Природа Леонардо настолько колоссальна что нам дано лишь весьма смутно разглядеть ее самые общие очертани