Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

составитель заданий- Ноздрина Надежда Николаевна учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-12-27


Дом Учителя Уральского федерального округа

X Международная Олимпиада по основам наук

Второй этап. Премьер лига

Научный руководитель проекта по литературе: Енина Лидия Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и стилистики русского языка Института гуманитарных наук и искусств Центра классического образования Уральского федерального университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Автор-составитель заданий: Ноздрина Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ Лицея № 109, г. Екатеринбург

Рецензент проекта по литературе: Лузянина Ольга Григорьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №170 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург

Литература 6 класс

Проводится в честь Григория Шалвовича Чхартишвили (Бориса Акунина),
ученый-японист, переводчик, литературовед, русский писатель

Время выполнения работы 1 час 15 минут

Таблица ответов

Фамилия            Имя            Отчество            Населенный пункт         Область         ОУ №         код  участника

Задание

1

2

3

4

5

Задание

6

Задание

7

Задание

8

Задание

9

Задание

10

Задание

11

1

2

3

4

5

Задание

12

1

2

3

4

5

Задание

13

1

2

3

4

5

Задание

14

1

2

3

4

5

Задание

15

1

2

3

4

5

Задание

16

Задание

17

Задание

18

Задание

19

Задание

20

Задание

21

Задание

22

Задание

23

Задание

24

Задание

25

Инструкция по выполнению работы

На выполнение олимпиадной работы отводится 1 час 15 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.

Часть 1 состоит из 5 заданий (1–5), оцениваемых в 1 балл.

Часть 2 состоит из 5 заданий (6–10), оцениваемых в 3 балла.

Часть 3 состоит из 10 заданий (11–20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11–15) – на установление соответствия, 5 заданий (16–20) – на установление правильной последовательности.

Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21–25), оцениваемых в 6 баллов.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов.

Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

В случае выполнения заданий на бумажном носителе, ответы занесите в специальную таблицу ответов.

Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.

В заданиях 1–5 выберите один правильный ответ из четырех предложенных и укажите его номер в таблице ответов.

1. Назовите произведение, источником которого послужило летописное сказание:

1) «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова

3) «Кубок» В.А. Жуковского

2) «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина

4) «Волк на псарне» И.А. Крылова

2. Установите, какое слово пропущено в определении: «Былина – жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и <…> событиях».

1) исторических

2) фантастических

3) мифических

4) вымышленных

3. Определите, о чём идёт речь: «Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть мораль, а также аллегория, иносказание; действующими лицами в нём чаще всего выступают животные, растения, вещи, в которых угадываются человеческие качества или взаимоотношения».

1) баллада

2) сказка

3) басня

4) миф

4. Укажите название первого дошедшего до нас памятника исторической прозы Древней Руси, созданного приблизительно в начале XII века:

1) «Повесть о разорении Рязани Батыем»

3) «Хождение за три моря» А. Никитина

2) «Повесть временных лет»

4) «Евпатий Коловрат»

5. Укажите, в каком году родился Борис Акунин:

1) 1926 г.

2) 1936 г.

3) 1946 г.

4) 1956 г.

Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.

В заданиях 6–10 выберите три правильных ответа из пяти-шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов.

6. Какие из перечисленных жанров встречаются как среди произведений устного народного творчества, так и среди литературных произведений?

1) сказка

3) миф

5) пословица

2) загадка

4) песня

6) поговорка

7. Каких мифологических героев НЕЛЬЗЯ объединить в пары, так как они не являются персонажами одного произведения?

1) Орфей и Дафна

3) Дафна и Аполлон

5) Тесей и Андромеда

2) Эвридика и Орфей

4) Аид и Персефона

6) Персей и Ариадна

8. Какие из перечисленных элементов сюжета являются обязательными для любого эпического произведения?

1) кульминация

2) завязка

3) экспозиция

4) эпилог

5) развязка

9. В каких названиях допущены ошибки?

1) Миф «Двенадцать подвигов Геракла»

2) Былина «Три загадки Ильи Муромца»

3) Сказка «Иван-царевич и чудо-юдо»

4) Летописное сказание «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

5) Легенда «Сказание о белогорском киселе»

10. Какие определения верны?

1) Ямб – двусложный размер стиха с ударением на первом слоге

2) Анапест – трёхсложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог

3) Дактиль – трёхсложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог

4) Амфибрахий – трёхсложный размер, в котором ударение падает на средний слог

5) Хорей – двусложный размер стиха, в котором ударным является начальный слог

Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.

В заданиях 11–15 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру из первого столбца.

11. «Верните» каждому герою сказок А.С. Пушкина его «место жительства».

Герои

«Место жительства» героя

1) ручная белка

А) терем в лесу

2) старый рыбак

B) землянка

3) семь богатырей

C) град на острове Буяне

4) шамаханская царица

D) шатёр

5) князь Гвидон

E) хрустальный дом под елью

12. Составьте пары «литературный герой – его автор».

Герой

Автор

1) старый артиллерист – участник Бородинской битвы

А) И.С. Тургенев

2) мальчик Алёша – воспитанник пансиона на Васильевском острове

В) А.С. Пушкин

3) глухонемой дворник Герасим

С) А. Погорельский

4) офицер Жилин

D) М.Ю. Лермонтов

5) благородный разбойник, влюблённый в дочь своего заклятого врага

E) Л.Н. Толстой

13. Установите соответствия между фрагментами литературных произведений и названиями.

Фрагмент

Название произведения

1) «Итак, всё кончено, – сказал он сам себе, – ещё вчера имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен буду я оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты».

А) Л.Н. Толстой, «Кавказский пленник»

2) Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу. Пошли татарки за водой. Хозяйская дочь Динка увидала куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются.

B) П.П. Бажов, «Медной горы Хозяйка»

3) А между тем в ту самую пору по Т…у шоссе усердно и безостановочно шагал какой-то великан с мешком за плечами и с длинной палкой в руках… Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину.

C) В.Г. Короленко, «В дурном обществе»

4) С тех пор как умерла моя мать, а суровое лицо отца стало ещё угрюмее, меня очень редко видели дома. В последние летние вечера я прокрадывался по саду, как молодой волчонок, избегая встречи с отцом…

D) И.С. Тургенев, «Муму»

5) Степан тоже счастья в жизни не поимел. Женился он, семью завёл, дом обстроил, всё как следует. Жить бы ровно да радоваться, а он невесёлый стал и здоровьем хезнул. Так на глазах и таял.

E) А.С. Пушкин, «Дубровский»

14. Подберите к каждому термину правильное определение. Вам в помощь фрагменты из произведений М.Ю. Лермонтова.

Термин

Значение термина

1) Эпитет

А) перенесение человеческих свойств на неодушевлённые предметы и явления (У Чёрного моря чинара стоит молодая, / С ней шепчется ветер…)

2) Сравнение

B) изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим (И конь на дыбы подымался порой / И прыгал, как барс…)

3) Олицетворение

C) необычный порядок слов, благодаря которому автор достигает особой выразительности речи (Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом…)

4) Метафора

D) переносное значение слова, основанное на сходстве предметов или явлений (Тучки небесные, вечные странники!...)

5) Инверсия

E) образное определение предмета (Ночевала тучка золотая / На груди утёса-великана…)

15. Установите соответствие между иллюстрациями к роману А.С. Пушкина «Дубровский» и фрагментами произведения.

Иллюстрация

Фрагмент

1)

А) – Нет, – отвечал он сурово, – псарня чудная – вряд людям вашим житьё такое же, как вашим собакам.

2)

B) – Не надобно лекаря, батюшка скончался.

3)

C) – Отец наш, кормилец, – отвечали люди, – умрём, не оставим тебя, идём с тобою.

4)

D) – Простите, – сказал Дубровский, – меня зовут, минута может погубить меня.

5)

E) – Я согласилась, я дала клятву, – возразила она с твёрдостию…

В заданиях 16–20 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов (без пробелов и других символов).

16. Вам хорошо знакомы мифы о подвигах Геракла. Вспомните, в какой последовательности этот легендарный силач совершил первые пять героических деяний:

1) Эриманфский кабан и битва с кентаврами

4) Немейский лев

2) Лернейская гидра

5) Стимфалийские птицы

3) Керинейская лань

17. Установите, в каком порядке «пришли» в детскую литературу герои, изображённые на иллюстрациях:

1)

2)

3)

4)

5)

18. Восстановите последовательность строф известного стихотворения Ф.И. Тютчева о зиме и весне:

1) Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

4) И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

2) Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

5) Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

3) Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

19. Укажите правильную хронологию событий, описанных М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «Три пальмы»:

1) Путники разбили лагерь у подножия гордых пальм

2) Пальмы страдали от одиночества и роптали на бога

3) Вечером, с наступлением темноты, люди срубили деревья, чтобы разжечь костёр

4) В аравийской пустыне росли три пальмы

5) К оазису приблизился караван

20. Представьте, что вы писатель, которому предстоит «нарисовать» словами начало шторма. В каком порядке расположите вы приведённые ниже словосочетания, чтобы подчеркнуть постепенное усиление волнения водной глади?

1) полный штиль

4) рябь на воде

2) высокие валы

5) лёгкие волны

3) бушующая стихия

Четвёртая часть. Задания, оцениваемые в 6 баллов.

В заданиях 21–25 ответ записывается в таблицу ответов, начиная с первой клеточки. Каждую букву пишите в отдельной клеточке, буквы должны быть печатными. При записи ответов пробелы не используются. Ответы записываются в именительном падеже, единственном числе, если в задании не указано иное.

21. Она бывает народной и авторской, стихотворной и драматической, бытовой и докучной; её героями часто являются не только люди или животные, но и неодушевлённые предметы. О чём идёт речь?

22. Древние славяне именовали мифическое существо, которое вы видите на фотографии, полканом. Запишите, как его называли в Древней Греции.

23. Вспомните и запишите в таблицу ответов понятие, которое называет род литературы и объединяет следующие слова-термины: пьеса, сцена, акт или действие, ремарка, реплика, действующие лица.

24. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Волхв Буслаевич, Микула Селянинович – какое из этих имён или «отчеств» богатырей в Древней Руси имело следующее значение: «мудрец, звездочёт, знахарь, колдун…» («Толковый словарь русского языка» В.И. Даля)?

25. Иногда особенности поэтической речи встречаются и в прозаических произведениях. Прочитайте фрагмент сказки-повести К.Я. Лагунова «Ромка-рамазан» и с помощью выделенных слов догадайтесь, какая важная черта стихотворной речи здесь присутствует: «Ухнул ветер в зонт, как в парус. Дрогнул зонт. Взлетел до крыши. А потом поднялся выше. Закрутился чёрный зонт и поплыл за горизонт. Ветер нёс его и нёс. Без мотора, без колёс. На улице переполох поднялся».




1. СТК РФ РБ г Уфа ул
2. і Розглянемо детальну структуру рекреаційної діяльності
3. Лабораторная работа СВОДНЫЕ ТАБЛИЦЫ Что осваивается и изучается Создание сводной таблицы.
4. мы Министерства кры РБ имеют в качестве правовой основы для своей деятельности положение о детской муз худ ш
5. Тема- Введення в програму CorelDRW
6. бюджетной политики а также уровни Федеральный региональный и инструменты налоговобюджетной политики
7. Проктит
8. Русского для представлений трагедий и комедий театра.html
9. морской флот составная часть вооруженных сил нашей страны создавался для ведения боевых действий на морск
10. . Для выражения отрицания- отрицание может распространяться на всё предложение Он не приходил к нам вчера
11. ЗАПИСКА ldquo; Политические религиозные и этнические аспекты конфликта между народами бывшей Юг
12. евъ и потомъ царица Амира царя прия плодь во угробь своей мужеска полу и родить сына и нарекоша имя ему Акри
13. Стилеобразующие средства на уровне слова в документах XVII века на примере жанра Память
14. таки это сцена ~ одно из величайших изобретений человечества и одновременно ~ одна из величайших его загад
15. на тему- ldquo;Історія виникнення священиків і просвіти у селі Середній Березівrdquo; О
16. реферату- Інвестиції і інвестиційна діяльність
17. м гг Государства Антанты владели практически всеми финансами Турции
18. Курсовая работа- Методика аудиту готової продукції та ії реалізації
19. е объединить в однородные группы по определенным признакам которые выбираются в зависимости от целей иссле
20. Роль тромбоцтів в процесі гемостазу в нормі та при патології