Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Особенности философии средневековья

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30


17

Исторические типы философии, выдающиеся философы мира

ПЛАН

  1.  Философия Древней Греции.
  2.  Особенности философии средневековья.
  3.  Особенности философии эпохи Возрождения.
  4.  Философия Нового времени и эпохи Просвещения.
  5.  Немецкая классическая философия.
  6.  Философское учение Маркса и Энгельса.
  7.  Особенности русской философии.
  8.  Философские учения 20 века.

СОДЕРЖАНИЕ

Исторические типы философии, выдающиеся философы мира 1

Философия Древней Греции 2

Особенности философии средневековья (5-13 века) 6

Особенности философии эпохи Возрождения (14-16 века) 7

Философия Нового времени и эпохи Просвещения (17-18 века) 9

Немецкая классическая философия 10

Философское учение К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) 11

Особенности русской философии 12

Философские учения 20 века 15


Философия Древней Греции

История философской мысли охватывает более двух с половиной тысячелетий.

В течение веков возникали, сменяли и дополняли друг друга различные философские школы, учения. Много интересных, глубоких мыслей было высказано учеными. Они и сегодня имеют для нас большое значение, так как позволяют понять наше прошлое и настоящее.

В ходе исторического развития менялся круг вопросов, которыми занималась философия. Но всегда оставались общие для всех философов проблемы бытия, сознания, человеческой жизни. И решение этих проблем было связано с определенными историческими условиями, развитием науки, культуры.

В Древней Греции философия начала формироваться в 7-6 веках до н.э. В то время развивались торговля и судоходство, появлялись крупные города –полисы, росло их население, увеличивалось богатство. Начинал разрушаться привычный социальный и домашний уклад, менялся смысл человеческой жизни, а прежнее мифологическое мировоззрение уже не могло объяснить эти новые явления. В это время жили первые греческие мудрецы. Их было 7, это были самые известные политики и законодатели того времени. Их краткие изречения –уроки жизненной мудрости–были написаны на стенах дельфийского храма. Они гласили: «Мера важнее всего» (Клеобул), «Познай самого себя» (Хилон), «Сдерживай гнев» (Периандр), «Лишку ни в чем» (Питтак), «Главное в жизни –конец» (Солон), «В многолюдстве нет добра» (Биант), «Ручайся только за себя» (Фалес).

Их мудрость была скорее практического свойства, они исходили из своего жизненного опыта, а их афоризмы отражали новое моральное сознание, например: «Трудом приобретай состояние», «В договорах будь тверд», новые ценности: мудрость и знание.

Самым мудрым из семи мудрецов был признан Фалес. С него начинается история греческой философии. Фалес жил в городе Милете –богатом морском торговом центре. Он был разносторонне образован: знал математику и астрономию, вавилонскую и египетскую религию и науку. Он открыл Полярную звезду, предсказал солнечное затмение (в 585 г. до н.э.), разделил год на 365 дней, а каждый месяц  на 30 дней. Он был не только ученый, но и практик, который умел с пользой применить знание. Когда над ним начали смеяться и говорить, что «он не может справиться с простыми земными заботами и оттого притворяется, что занят сложными небесными», Фалес решил доказать, что это не так. Он рассчитал по приметам, когда будет большой урожай на оливки, скупил заранее все маслодавильни в округе и, когда урожай был собран и всем понадобились маслодавильни, он заработал много денег. «Видите, - сказал он, - разбогатеть философу легко, но неинтересно».

Фалес считается основателем европейской науки и философии. Он выработал первую философскую систему взглядов. Интересны его афоризмы.  Фалес спрашивает самого себя и себе отвечает: Что больше всего на свете? –Пространство. Что быстрее всего? –Ум. Что сильнее всего? –Необходимость. Что мудрее всего? –Время. Что труднее всего? –Познать самого себя. Что легче всего? –Дать совет другим. Что удивительнее всего? –Тиран, доживший до старости.

Эта мудрость преимущественно китайского плана, но уже ставятся вечные философские проблемы: что есть добро и зло, счастье и справедливость, прекрасное и др.

Но заслуга Фалеса в другом. Он первым поставил важный философский вопрос: что лежит в основе мира? Такой основой он считал воду –это первоматерия, из которой возникает все многообразие мира.

На этот вопрос отвечали по-разному, например: воздух (Анаксимен), число (Пифагор), огонь (Гераклит), 4 стихии: воздух, вода, огонь и земля (Эмпедокл), бесконечное множество частиц (Анаксагор), идеи (Платон), атомы (Демокрит), апейрон –беспредельное (Анаксиман) др. Менялись учения, менялись ответы, но вопросы оставались.

Другим крупным центром торговли, культурной жизни был город Эфес. В 6 веке до н.э. здесь появилась философская школа, связанная с именем Гераклита. Основой мира Гераклит считал огонь. Огонь –это  первоматерия,  из которой состоят все вещи, и  символ развития, постоянных изменений. Гераклита называют «отцом диалектики». В центре его учения лежит принцип: «Все течет, все изменяется». Он считал, что в этом мире каждая вещь та же самая, но в то же время другая. Постоянный ход развития Гераклит сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды («В ту же реку дважды не войдешь», «Даже солнце каждый день новое»).

Гераклит также разработал учение о Логосе. Это закон, по которому развивается мир. Таким образом, мир представляет собой единое целое, он развивается благодаря борьбе противоположных сил. Мир только кажется хаосом, но на самом деле развивается по общим законам, в нем есть порядок, красота и гармония, а человек старается познать закономерности мира.

Школа атомистов. Левкипп (520-440 г.г. до н.э.), Демокрит (460-370 г.г. до н.э.), Эпикур (341-270 г.г. до н.э.). Они создали учение об атомах Мир состоит из атомов и пустоты. Атомы неделимы, постоянны, имеют величину и определенные размеры. Соединяясь, атомы образуют все многообразие мира, но сами при этом не изменяются. Миром правит строгая причинность, ей подчинено движение атомов, но она имеет естественный характер, а значит, ее можно выявить и познать. Каждый атом вечен, неизменен и непроницаем, поэтому и мир тоже вечен и неуничтожим.

Позже, через 2,5 тыс. лет была создана модель атома Резерфордом и Томпсоном (в Англии в 1903 и 1909 гг.); Ленин высказал мысль о неисчерпаемости электрона, как и атома; японский физик Саката в 1966г. высказал идею о неисчерпаемости нейтрино (одной из элементарных частиц).

Так решали проблему,  как из единого (из атомов) появляется многообразие мира. Итак, философы: Фалес, Гераклит, Демокрит принадлежали к школе натурфилософии (философии природы), которая включала в себя все естественные и философские взгляды. Они ставили вопросы: об основе мира, о происхождении вещей, о связи человека с космосом. В рамках натурфилософии также появились гипотезы в области астрономии, математики, гидравлики и др.

Во 2-й половине 5 века до н.э. интерес передвинулся на вопросы человеческой жизни, нравственности и политики.

Цель философии того времени –научить человека правильно и разумно жить. Это была эпоха афинского Просвещения. Она была связана, прежде всего, с именем Сократа (470-399 г.г. до н.э.).

Для Сократа главной была проблема человека. Люди сами должны искать истину и стараться изменить свою жизнь к лучшему. Он считал, что люди должны находить нравственную основу своих поступков, смысл своей жизни. Для него смысл человеческой жизни заключался в философствовании, в самопознании. Он создал формулу мудрости: «Познай самого себя». Сократ был знаменит своей манерой говорить, своей иронией. Собеседник сначала ощущал свое превосходство над простаком и начинал его поучать, а потом понимал, что попал в ловушку и оказался глупцом сам. Сократ раскрывал противоречия в взглядах собеседника, сталкивая разные точки зрения. О себе же он говорил: «Я знаю, что ничего не знаю».

Итак, Сократ, а потом его ученики разрабатывали учение о правильном образе жизни, о нравственных принципах, о счастье и преодолении страстей, о существовании, достойном человека и философа.

Платон (427-347- г.г.. до н.э.).

Он основал школу, которая стала центром античного идеализма. Эта школа называлась Академией (Платон беседовал с учениками в роще, посвященной аттическому герою Академу). По своим взглядам Платон был объективным идеалистом. Он считал, что в основе мира лежат вечные идеи, мировой разум, а материальный мир, в котором мы живем, является только отражением мира идей, то есть он вторичен. Для человека важен и мир идей, и мир вещей, но они не связаны друг с другом.

У Платона есть интересное сравнение: он сравнил людей с узниками, находящимися в пещере, они прикованы так, что все время находятся лицом к стене и видят только тени друг друга и тени реальных предметов. Они убеждены, что тени –это и есть реальный мир. И только, когда один из узников сумел выйти из пещеры, люди поняли, что всю жизнь жестоко обманывались.

Это очень точное сравнение, так как представления людей о мире могут не совпадать с действительным положением вещей, люди могут создавать свой иллюзорный мир. Эта проблема и сегодня актуальна. Она связана с компьютерными технологиями, с возможностью создавать мир виртуальной реальности, которую можно принять за действительность и жить в иллюзионном мире обманывая себя; с проблемами наркомании, алкоголизма, когда человек пытается уйти от реальных проблем; с проблемами человеческого общения, когда мы придумываем себе образ человека, но он не всегда совпадает с действительными его качествами.

Аристотель (384-322 г.г. до н.э.).

Он был энциклопедистом. Круг его интересов был чрезвычайно большим: он занимался естественными науками, политикой и государственным устройством, экономикой, поэтикой и риторикой, философией и многим другим. Он основал свою школу –Лицей. Аристотель создал Логику –науку о законах мышления и психологию. Учение Аристотеля оказало большое влияние на дальнейшее развитие философии, особенно в средние века. Известны также изречения Аристотеля, которые вошли в нашу жизнь, например: «Корень учения горек, а плоды его сладки»; «Из двух зол выбирай меньшее»; «Привычка –вторая натура»; «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть» и др.

Он говорил, что «воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке и упражнении». А на вопрос: «Как ученикам преуспеть?». Отвечал: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади».

Выводы.

  1.  Философы Древней Греции поставили много философских и научных проблем, высказали гениальные догадки, которые позднее были подтверждены наукой и практикой.
  2.  Многие развивали стихийную диалектику.
  3.  Античное мировоззрение было ориентировано на внешний мир:

мир представлялся в виде космоса–целостного, живого образования. Человек находится в гармонии с окружающим миром и занимает в нем центральное место. Человек активен, он изучает природу, участвует в общественной жизни, в политике. Он заботится о красоте тела и души.

  1.  Аристотелем была создана научная модель мира –геоцентрическая, то есть Земля находится в центре Вселенной.


Особенности философии средневековья (5-13 века)

В средневековой Европе господствовала религия –христианство.

Сложилась религиозная картина мира: мир создан Богом, а человек –это высшее творение Бога и создан по его образу и подобию. Человек грешен, он во всем подчиняется Богу, зависит от него. Все земное, телесное отходит на второй план, а главным становится спасение души. Главный мировоззренческий принцип того времени: «Мир –это книга, в которой реализован замысел Бога». Такой книгой была Библия. Она была самой древней истиной, а значит, подлинной и надежной. Библию считали источником всех знаний, и все науки сводились к изучению Библии.

Философия тоже носила религиозный характер. В центре философии стоял Бог и отношения Бога и человека, Бога и сотворенного им мира.

Главные задачи философии: найти доказательства существования Бога; доказать то, что провозглашала вера и догматы церкви; формировать нравственные начала, которые направляют человека к Богу, наставляют на путь спасения.

Философия развивалась вначале в монастырях и религиозных орденах (францисканских и доминиканских). Философию стали преподавать в церковных школах (с 5 века), а с 11 века  в светских школах и в университетах (с 12 века) и поэтому ее стали называть схоластикой (в переводе–школьная).

Философия того времени –схоластика –была абстрактной, оторванной от жизни, в ней было много формальных рассуждений. Например, Тертуллиан (ок. 160-230 г.г.) –это прославленный римский адвокат, первый отец церкви.

Он отделил знание от веры, философию от религии. Религия основана не на разуме, а на вере. Божественные истины противоречат человеческим. Тертуллиан утверждал: «Верую, потому что абсурдно». Поль Гольбах (французский материалист 18 века) по этому поводу заметил, что «ученые могут не верить в Бога, так как они не могут верить в абсурд».

Фома Аквинский (1225-1274). Он был монахом доминиканского ордена. Он теоретически обосновал католическое вероучение. Учение Фомы Аквинского стали называть ТОМИЗМ, и оно стала официальной доктриной церкви. Сам Фома Аквинский был провозглашен святым (в 1323 г.) и получил титул «ангельского доктора».

В 20 веке его учение получило дальнейшее развитие и стало называться НЕОТОМИЗМ –это одно из наиболее значительных течений католической философии на Западе.

Итак, в средние века философия была на вторых ролях: она обслуживала религию и, как сказал кардинал Петр Дамиани, была «служанкой богословия». Она решала главный вопрос: о соотношении знания и веры.


Особенности философии эпохи Возрождения (14-16
 века)

Эпоху Возрождения также называют эпохой Ренессанса или эпохой гуманизма.

В это время падал авторитет церкви, начиналось становление новых капиталистических отношений. Появилась необходимость опираться на разум, знания, объективную информацию, необходимую для принятия решений.

Создавались условия для развития личности, науки, и стало формироваться новое мировоззрение, в котором на первом месте стоял человек –активный, свободный, жизнелюбивый, верящий в себя, в свои силы, в свой разум. Формировалась новая система ценностей, главное место в ней занимали личные достоинства человека, его образованность, а не происхождение.

Ученость, образованность возвышает человека больше, чем богатство и власть, поэтому человек может совершенствоваться, приобщаясь к культуре, развивать свои способности и проявлять их в творчестве, в науке, в служении людям и обществу. Поэтому ценились люди талантливые, мыслящие, образованные, прежде всего, художники, поэты и философы.

Таким образом, эпоха Возрождения была элитарной, художественно- эстетической. В это время не ставился вопрос о том, чтобы дать образование всем.

Философия того времени возвеличивала человека. Человек чуть ли не равный Богу. Это творец себя и своего места в жизни. Возросла ценность каждого человека, его уникальность и неповторимость.

Голландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469-1536) –автор знаменитого трактата «Похвала глупости», говорил, что смысл жизни в том, чтобы пользоваться жизненными благами, а не отказываться от них. Большую роль он отводил нравственному воспитанию, образованию и просвещению.

Французский гуманист Мишель де Монтень (1533-1592 г.г.) отстаивал идею независимости и самостоятельности человеческой личности.

Он говорил, что под лозунгом: «Жить для других» часто скрываются эгоистические, корыстолюбивые интересы, в которых другой человек выступает только как средство. А человек должен быть свободным, самостоятельно мыслить и действовать, опираться на свой разум, на свои силы, без слепого подчинения авторитетам.

В эпоху Возрождения стала развиваться наука. Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Дж. Бруно, Николай Коперник и др.  создают новую научную модель мира –гелиоцентрическую.

Николай Коперник (1473-1543) поставил Солнце, а не Землю в центр Вселенной. Таким образом, изменилось представление о мире и о месте в нем человека.

Дж. Бруно говорил, что Вселенная бесконечна, развивается по своим законам, изменяется и гибнет. Человек стоит перед бесконечным космическим пространством, в котором есть множество обитаемых миров. Природа обожествляется, так как Бог сливается с природой, и она превращается в первоначало всех вещей. Это учение называется ПАНТЕИЗМ –«Бог во всем».

Целью познания становится не Бог, а природа и ее законы.

Выводы.

Эпоха Возрождения:

  1.  Заново открыла свободу мыслить, возродила интерес к человеку.
  2.  В эпоху Возрождения человек хочет быть свободным, обрести личное достоинство. Он начинает понимать, что многое зависит от него, что жизнь прекрасна и надо наслаждаться всеми благами, надо развивать свои способности, быть образованным, талантливым, мыслящим, служить людям и обществу. Таким образом, сформировалось новое мировоззрение, в центре которого стоял свободный и жизнелюбивый человек.
  3.  Возродился интерес к античному культурному наследию.
  4.  Была создана новая научная картина мира –гелиоцентрическая. Начался переход от религиозного мировоззрения к научному пониманию природы.


Философия Нового времени и эпохи Просвещения (17-18 века)

В это время философия опиралась на науку.

Были развиты математика и механика, изобретены различные машины и механические часы. Эти открытия изменили мировоззрение: мир стал представляться в виде огромного часового механизма, созданного и заведенного Богом.

Считали, что Бог при сотворении использовал математические принципы, что человек –это машина, в которую Бог вложил душу. На этом представлении были основаны анатомия и физиология (Гоббс), а общество –это искусственно построенная система, где каждая часть выполняет свою задачу, а люди живут по определенному сценарию. Отсюда известное выражение: «Театр жизни», «Весь мир –театр, а люди в нем –актеры».

В философии на первый план вышли проблемы познания. Главный вопрос: каким образом человек получает достоверные знания о мире? В это время появились два учения: рационализм и эмпиризм.

Рационализм (от лат. –разум) –источником знаний считал логику, логический анализ. Образцом такого знания является математика (Р. Декарт, Б. Спиноза, Лейбниц, Ньютон). С помощью логики, математики можно понять любые явления, а опыт, чувства и другие знания не имеют никакого значения. Все идеи, мысли, понятия являются врожденными.

Эмпиризм (от лат. –опыт) –источником знания считается опыт и наблюдения. Образцом такого знания является опытное естествознание (Фр. Бэкон –«знание –сила»).

Английский философ Джон Локк говорил, что нет никаких врожденных идей и знаний. Разум человека при рождении представляет собой чистый лист бумаги, и только опыт заполняет этот чистый лист. Опыт –это чувственные ощущения и наблюдения, поэтому ощущения являются основой познания.

Эпоха Просвещения (18 век). В это время был лозунг: «Наука и прогресс». Девиз эпохи Просвещения: «Все должно предстать перед судом Разума». С помощью разума, науки человек может понять свои потребности, интересы и добиться личных успехов. И в обществе прогресс идет через развитие наук, знания, просвещение.

Просветители критиковали монархию, религию и церковь, требовали религиозной свободы, равенства людей перед законом. Французские просветители: Вольтер, Руссо, Гольбах и др. Английские: Дж. Локк, Толанд и др. Немецкие: Лессинг, Гердер и др. Американские: Б. Франклин, Томас Пейн, Т. Купер и др. Русские: А.Н. Радищев, М.В. Ломоносов, П.С. Новиков, Я.П. Козельский и др.

Выводы. В Новое время и эпоху Просвещения мир напоминает машину, часовой механизм. Каждая часть этого механизма выполняет свои функции, а значит, можно что-то изменить, наладить в этом механизме. Но для этого нужны знания, наука. Именно наука, просвещение обеспечивают прогресс общества и человека.

Немецкая классическая философия

Философия конца 18 –начала 19 века была, в основном, идеалистической. Представители: И. Кант, Фихте, Гегель, Л. Фейербах.

И. Кант (1724-1804 г.г.).

Он создал теорию знания и моральную философию (этику). Познание протекают по своим законам, поэтому надо изучать не мир сам по себе, а познавательную деятельность человека, устанавливать законы и границы человеческого разума.  Человек как природное существо опирается на свои ощущения и разум, а как духовное существо обладает волей, а значит, может подчинять свои желания и действовать наперекор обстоятельствам.

Свобода –это способность установить нравственный закон для самого себя, но чтобы она не стала произволом, надо выполнять так называемое ''Золотое правило нравственности'': ’’Поступай так, как хочешь, чтобы с тобой поступали другие’’, то есть подчиняйся нравственному закону и ставь себя на место другого. Другой человек не может быть средством для достижения твоих целей.

Гегель (1770 –).

Влияние Гегеля на философию 19 века было огромным. По своим взглядам Гегель был объективным идеалистом. В основе мира лежит абсолютная идея –это чистая мысль. Абсолютная идея порождает природу и дух, то есть разум, и  таким образом, осознает саму себя. Философия дает людям понимание того, что в мире господствует разум, и весь исторический процесс совершается разумно.

Заслуга Гегеля в том, что он создал диалектический метод, сформировал основные законы и принципы диалектики. Но его диалектика была идеалистической, так как он считал, что развиваются не предметы и явления материального мира, а только мысли, понятия, то есть абсолютная идея.

Л. Фейербах (1804-1872).

Был материалистом. Он создал новую философию –антропологический материализм. В центре его учения стоит человек как природное существо.

Люди связаны друг с другом природными узами. Л. Фейербах критиковал религию (''Сущность христианства'') и говорил, что фантастические, религиозные представления надо заменить чувством любви, так как любовь –это главная движущая сила развития общества и выражает сущность человека. Для человека важны другие люди, общение с ними и любовь. Человек активен и стремится к счастью. Именно такой человек является целью развития природы и общества.


Философское учение К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895)

Марксизм возник в середине 19 века. В это время изменились общественные условия и потребовался новый подход к пониманию мира и человека.

Марксизм отразил кризис классического капитализма и политические цели, интересы нарождающегося пролетариата.

В чем новизна философии марксизма?

  1.  Маркс и Энгельс создали новую картину мира.

Мир стал представляться как единое целое, где всё взаимосвязано: природа, человек, общество, духовные и материальные процессы. Человек активен, он своей деятельностью изменяет мир, в котором живет. Он хочет сделать этот мир лучше, чтобы люди  смогли раскрыть свои способности и реализовать их в деятельности, в творчестве. Они сделали акцент на практическую деятельность людей.

  1.  Марк и Энгельс преобразовали гегелевский метод и разработали новый метод –материалистическую диалектику.
  2.  До Маркса философы, будучи материалистами в понимании развития природы, оставались идеалистами  в понимании развития общества. Маркс и Энгельс обосновали  материалистическое понимание развития общества и истории. Причину развития общества надо искать не в головах людей (в воле, желаниях, прихотях монархов), а в способе производства материальных благ, то есть в развитии форм собственности.
  3.  Маркс и Энгельс показали, что капитализм –это общественно-экономическая система, которая развивается по определенным законам. Он исторически преходящ и создает условия для дальнейшего прогресса.
  4.  Они открыли законы общественного развития: закон классовой борьбы.

В обществе, разделенном на классы (класс от класса отличается эксплуатацией; эксплуатация –присвоение части чужого труда, это возможно из-за разного отношения к формам собственности: один класс- собственник средств производства, другой не собственник, в силу этого он продает свою рабочую силу- способность к труду); закон о производстве прибавочной стоимости; закон об определяющей роли производства материальных благ в жизни общества.


Особенности русской философии

Русская философия  в основных моментах повторяет этапы развития мировой философии.

В становлении русской философии большую роль сыграло принятие христианства, знакомство с Библией, раннехристианской, византийской литературой. У истоков русской философии стояли крупные мыслители 11-12 веков: Илларион Киевский, Никифор Грек, Климент Смолятич.  

Русская философия не сложилась как целое. Она представляла собой многообразие философских школ и направлений. Тем не менее можно выделить общие особенности русской философии:

  1.  Русская философия носила чувственный характер.

Она была эмоциональна, интуитивна и склонна к мистике. Большую роль в ней играли образ, воображение а не символ, не логика. Поэтому в русской философии не было долгое время своих философов, абстрактных, логических систем (например, типа гегелевской). Роль философов играли религиозные деятели (Сергей Радонежский) и литераторы (А.С. Пушкин). Таким образом, русская философия была тесно связана с литературой, то есть философские идеи выражались прежде всего в художественной литературе (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В. Розанов, Н.Я. Данилевский и др.).

На первом месте стояли нравственные и социальные проблемы: нравственное совершенствование, смысл жизни человека, пути развития общества и смысл истории, создание идеальных моделей общества.

  1.  Русская философия была тесно связана с религией.

В 19 веке формировалось сильное религиозно-идеалистическое направление           (П. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, В. Соловьёв, Франк и др.).

Вл. Соловьёв (1853-1900) разрабатывал теорию христианского ''богочеловечества''. Основой бытия является мистические знание и вера в  божество. Цель человечества –преодолеть эгоизм и вражду и создать на Земле ''Царство божие''. Для этого люди должны объединиться вокруг православной церкви.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Он рассматривал проблемы духовности, свободы, творчества, смысла жизни и смерти. Главное в человеке –его внутренний мир, который порождается религиозным сознанием,  а сущность человека –в его отношении к богу.

  1.  Русская философия также была связана с наукой, естествознанием. Представители: Н. Федоров, Умов, Циолковский, Вернадский, Чижевский, Менделеев, Сеченов, Мечников и другие.

Выделилось философское направление –так называемый ''русский космизм''. Основная идея- единство человека и космоса, развитие общества зависит от развития науки и культуры. Например, К.Э. Циолковский говорил, что космос заполнен разными формами жизни: от примитивных до высших, бессмертных существ. Разум и творчество позволяют человеку проникнуть в космос и, в  конечном итоге, приблизиться к высшим организмам.

В.И. Вернадский разработал учение о биосфере. Главная идея: следующий общественный строй будет основан не на власти вещей  и денег , а на власти духа  и труда, в котором умственная (информационная) составляющая будет вытеснять физическую, связанную с расходованием вещества и энергии. Эта теория нашла широкое применение на Западе в идее построения постиндустриального (информационного) общества.

  1.  Для русской философии была характерна идея свободы. В России государство всегда оказывало большое давление на жизнь людей. Это порождало протест, стремление к освобождению, к свободе. В результате сформировалось революционно-демократическое направление. У его истоков в 18 веке стоял Радищев. В основе его философии –борьба с монархией, власть закона, ликвидация рабства, теория общественного договора.

В 19 веке  эту традицию продолжили:

а) революционные демократы: Белинский, Герцен,  Чернышевский, Писарев и др.

б) русское народничество: Ткачев, Лавров, Бакунин, Кропоткин и другие. Они искали пути изменения общества, способы борьбы с самодержавием.

В 19 веке сформировалось два течения:

  1.  Славянофилы, которые говорили о самобытности России, особом пути её развития. Идеалом общественного развития для них были православие, монархия, крестьянская община.
  2.  Западники, которые ориентировались на путь развития западных стран, на европейскую цивилизацию.

В начале 20 века на первый план вышли политические вопросы: как изменить общество, подготовка к революции. Появилось течение –русский марксизм. Его возглавлял Г.В. Плеханов (1856-1918). Новый этап в развитии марксизма в России связан с именем В.И. Ленина (1870-1924). Он дальше развил марксизм, показал особенности развития капитализма на его высшем этапе –империалистическом.

В советский период (1917-1991) была введена жесткая цензура, всесторонний контроль со стороны государства, всякое инакомыслие подавлялось. С этим было трудно смириться, и философы стали критиковать действия правительства. Но такая критика для новой власти была опасной. В 1922г. из страны была выслана целая группа крупных ученых,

это были видные философы религиозно-идеалистического направления: Бердяев, Лосский, Франк, Булгаков, Ильин; а также социологи (П. Сорокин), экономисты, юристы, историки, писатели и др. Для страны это была огромная потеря, так как был потерян цвет русской интеллигенции, духовное, интеллектуальное богатство страны.

Все философские школы были объявлены антинаучными, а марксизм приспособили так, что под его прикрытием власть могла обосновать любое политическое решение. Таким образом, философию превратили в средство идеологического контроля за жизнью общества.

Однако, несмотря на трудные времена, были ученые, которые не смирились. Они создавали свои учения, обобщали опыт мировой философской мысли, например: Н. Кондратьев (1892-1938), А.Ф. Лосев (1893-1988), Э.В. Ильенков (1924-1979), В.П. Тугаринов (1898-1978), М. Мамардашвили (грузинский философ), Б.Ф. Поршнев и другие.


Философские учения 20 века

20 век –это сложная и противоречивая эпоха. Она связана с большими изменениями в обществе: развивается наука, техника, производство; меняется экономика, появляются новые слои общества, новая социальная структура; происходят революции и войны; развиваются средства массовой информации; меняется человек, смысл его жизни, жизненные ценности, поведение.

Все это оказало глубокое воздействие на мировоззрение, культуру и философию. Появилось множество философских учений, которые по-разному объясняли мир, его многообразие и противоречивость. Все философские учения ставили вопросы о сущности человека и его месте в современном мире.

Коротко рассмотрим 3 учения: фрейдизм, экзистенциализм, антропология.

Фрейдизм.

Его основатель –австрийский врач –психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Идеи Фрейда развивали Альфред Адлер (1870-1937) и Карл Юнг (1875-1961), а позднее неофрейдисты: В. Райх, Г. Маркузе (1898-1979), Эрик Фромм (1900-1980).

З.Фрейд предложил новый метод лечения неврозов –психоанализ. С помощью психоанализа Фрейд объяснял искусство, мораль, мифологию, религию, историю. Фрейд разделил психику человека на 3 слоя: 1 слой (''Оно'') –самый мощный –это сфера бессознательного. Здесь действуют инстинкты, некоторые наши бессознательные желания, побуждения. Бессознательное прорывается в наших снах, мечтах, жестах, позах, в движениях, в случайных оговорка. С бессознательным связано воображение, интуиция, творчество, здесь вызревают замыслы, образы, идеи. Бессознательное оказывает большое влияние на нашу жизнь, но им нельзя управлять.

слой –это сфера сознания (''Я''). С помощью сознания человек ориентируется в окружающей среде, осмысливает происходящее и совершает поступки. Сознание также является своего рода цензурой, которая не дает проскальзывать бессознательному в сознание.

слой психики. (''Сверх –я'') –это социальные запреты, нормы, правила, выработанные обществом и усвоенные человеком. Они заставляют человека подавлять свои инстинкты и желания и вести себя так, как принято в обществе.

Итак,  в поведении человека главную роль играет бессознательное. Поведение направляется подавляемыми влечениями, в первую очередь, сексуальными, агрессивными. Фрейд говорил: ''Истинный человек –там,  в глубине''.

Он выделил три основных инстинкта: агрессивность, сексуальный (инстинкт жизни –Эрос), инстинкт смерти (Танатос), от их взаимосвязей зависит судьба каждого человека, а в итоге всего человечества.

Инстинкты ориентируют человека на удовольствие, на удовлетворение своих желаний. В то же время человек агрессивен, у него преобладает страсть к разрушению, к истязанию себя и других. Человек боится этих влечений, подавляет их и испытывает чувство вины, а отсюда вытекает неустойчивость человеческой культуры и цивилизации.

Фрейд говорил, что каждый человек носит в себе большое количество различных комплексов, страхов, суеверий. Многие детские переживания были забыты и, чтобы не разрушить детскую психику, вытеснены в бессознательное. Но они продолжают там жить и мучают человека. Они проявляются и в поведении человека: от безобидных чудачеств до антисоциального поведения, а также могут вызывать психические расстройства. Анализируя бессознательные переживания своих пациентов, ставшие причиной неврозов, Фрейд заявил, что главным источником жизненной активности является сексуальный инстинкт.

За подтверждением своего учения Фрейд обратился к мифологии, к мифу о царе Эдипе. В этом мифе Фрейд видит доказательство того, что сексуальные влечения являются основой деятельности человека, что в человеке с детства заложены сексуальные комплексы, в том числе так называемый ''Эдипов комплекс'', согласно которому мальчик испытывает влечение к матери и видит в отце своего соперника, а девочка- к отцу, это так называемый ''Комплекс Электры''.

Итак, Фрейд рассматривал внутриличностные проблемы. Его идеи широко используются в психотерапии и психоанализе.

Экзистенциализм, от слова- existentia- существование.

Экзистенциализм возник в годы первой мировой войны в России (Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов). После первой мировой войны появился в Германии (Мартин, Хайдеггер, Карл Ясперс и др.). Позже  во Франции (А. Камю, Ж-П. Сартр, Г. Марсель и др.).

Центральной проблемой экзистенциализма  является конфликт личности и общества.

Общество противостоит личности, обрекает её на повседневное существование, а это вызывает у человека страх, неуверенность, чувство обреченности. Будущее –это множество возможностей, и это ставит человека в ситуацию личного выбора, а значит, свободы. Человек стремится к свободе, но свобода –это не реальная жизнь, а только желание свободы, мечта о ней. Главное –это переживания человека, его настроения, эмоции- это и есть его реальное существование. Экзистенциализм рассматривал проблемы смысла жизни, свободы, ответственности, нравственного выбора, смерти. Эти темы анализируются как в философских сочинениях, так и в художественных произведениях. Ж-П. Сартр: пьеса ''Мухи'', романы: ''Тошнота'',  ''Мертвые без погребения''.

А. Камю: ''Чума'', ''Посторонний'', ''Бунтующий человек''. А.Камю говорил: «Реальность –это абсурд». Осознание бессмысленного существования приведет человека к самоубийству или к надежде на лучшее. А когда мир не имеет значения для человека, тогда он восстает против абсурда и получает свободу.

Кобо Абэ (японский писатель) –''Женщина в песках''. В этих произведениях рассматривается человек, попавший в критическую, кризисную ситуацию в жестоких испытаниях, на грани жизни и смерти. Это страдающий, отчаявшийся человек. Он должен понять смысл своей жизни, сделать нравственный выбор и найти себя даже в самых сложных жизненных обстоятельствах.

Экзистенциализм говорит о том, что судьба отдельного человека неотделима от общества. Задача человека –создать такие условия, при которых мысль о мире, о человеке, о жизни не будет наполнять его ни страхом смерти, ни отчаянием, ни ощущением абсурдности бытия.

Антропология.

Основатель этого направления –Макс Шелер (1874-1928). В центре учения стоит человек деятельный, развивающий интеллект, раскрывающий себя в творчестве. В разных людях проявляются разные свойства. Антропология рассматривает человека в конкретных ситуациях. В результате появляются различные антропологические учения: философия любви, смерти, науки, политики, философия сестринского дела, религиозная антропология, педагогическая антропология, антропология культуры и другие.

Выводы:

Современная философия изучает мир как сложную, целостную систему.

Главный вопрос современной философии: место человека в современном, быстро меняющимся мире.

В настоящее время на первый план воздвигаются проблемы познания, культуры, изучения человека, смысл жизни, права человека, жизненные ценности, творческие возможности, связь человека с природой и космосом.




1. Природа ~ воспитатель воспитателей
2.  Что такое классическая политическая экономия
3. ТЕМАТИКИ І МЕХАНІКИ КОЗАЧЕНКО Тетяна Олександрівна УДК 531
4. тематичних наук Львів ~7 Дисертацією є рукопис
5. Тема- Харчування Підтема- Час обіду
6. Доклад- Причины конкурентоспособности стран Северной Европы.html
7.  Виды поводы экспертизы живых лиц
8. Синтез комбинационных схем (устройств)
9.  Як змінюється тиск газу при зміні його об~єму й температури 2
10. ru Все книги автора Эта же книга в других форматах Приятного чтения Виктор Гюго Клод Ге Гюго
11. Реферат- Географические предпосылки развития туризма в Башкирии
12. Макс Вебер и Россия
13. Булгарпиво
14. Архітектура Стародавнього Єгипту
15. Лабораторная работа 3 ldquo; Градуировка термометра сопротивления
16. Кто двигается вперёд в науках но отстаёт в нравственности тот более идёт назад чем вперёд
17. издательским советом Саратовского государственного технического университета Сарато
18. Расчетный счет 52 Валютный счет и 55 Специальные счета в банках
19. Основные социологические понятия
20. Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества