Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Основы менеджмента Учебное пособие

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30


В.Ф. Володько

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА:

Учебное пособие

Минск – 2005

Володько В.Ф.  Основы менеджмента. – Мн., 2005.

Рецензенты:

Падалко Л.П.            – доктор экономических наук, профессор (НАН РБ);

Пергаменщик Л.А.   – доктор психологических наук, профессор (БГПУ)

           Фурманов И.А. – доктор психологических наук, профессор (БГУ).

В книге раскрываются основные понятия менеджмента, классические аспекты его теории и практики. В доступной форме описан весь комплекс механизмов, методов и элементов управленческой деятельности.

Особое внимание уделено новейшим достижениям менеджмента: взгляды на роль менеджмента в жизни общества и отдельного человека;  новые концепции менеджмента; современные функции управления и стили руководства;  новейшие тенденции развития организаций и трудовых отношений; творческие приемы принятия управленческих решений и мотивация персонала;  требования к менеджеру и пути его саморазвития; конфликт-менеджмент;  РR – менеджмент и др.

По ряду позиций автор предлагает свой взгляд, оригинальные подходы и творческие находки.

Книга предназначена для студентов, преподавателей и практических менеджеров.

Минск - 2005


СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                        стр.  

Предисловие                                                                                                                     4

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ

       1.1. «Основы менеджмента» как учебная дисциплина…………………….........5

       1.2. Основные категории менеджмента………………………………………..... 6

       1.3. Современный взгляд на роль менеджмента……………………………...….9

       

Глава 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

       2.1. Истоки научного менеджмента………...…………………………………...12

       2.2. Развитие менеджмента в Европе…………………………………………....16

       2.3. Менеджмент человеческих отношений…………………………………… 19

       2.4. Японская система управления……………………………………………... 22

       2.5. Социально-психологический менеджмент………………………………....24

       2.6. Развитие управленческой мысли в России и Беларуси…………………....26

Глава 3. ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

       3.1. Современные подходы (концепции) менеджмента………………………...30

       3.2. Принципы менеджмента……………………………………………………..30

       3.3. Методы менеджмента………………………………………………………...31

       3.4. Модели менеджмента………………………………………………………...34

Глава 4. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

       4.1. Понятие функций……………………………………………………………..37

       4.2. Прогнозирование и планирование…………………………………………..38

       4.3. Организация и координация…………………………………………………41

       4.4. Стимулирование и мотивация.………………………………………………44

       4.5. Контроль и контроллинг……………………………………………………..49

       4.6. Коммуникация в менеджменте………………………………………………52

       4.7. Принятие управленческих решений………………………………………...54

       4.8. Консалтинг……………………………………………………………………58

       4.9. Специальные функции управления…………………………………………61

Глава 5. СТИЛИ РУКОВОДСТВА

       5.1. Классические стили руководства……………………………………………63

       5.2. Теории стиля руководства……………………………………………....…...66

       5.3. Специальные стили руководства…………………………………….………68

       5.4. Современные стили руководства…………………………………………....69

Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

       6.1. Основы организации…………………………………………………………72

       6.2. Внутренняя среда организации……………………………………………...75

       6.3. Корпоративная культура……………………………………………….…….82

       6.4. Психологический климат в коллективе……………………………….…….86

       6.5. Внешняя среда организации…………………………………………….…...88

       6.6. Международная среда…………………………………………………….….91

       6.7. Новейшие тенденции в развитии организаций…………………………......92

Глава 7. РАБОТА В КОМАНДАХ

       7.1. Командный труд……………………………………………………………..95

       7.2. Командные процессы………………………………………………………..97

       7.3. Преимущества и недостатки командной работы…………………………..99

Глава 8. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

       8.1. Индивидуально-профессиональные особенности сотрудников…………102

       8.2. Эмоциональный мир личности…………………………………………….104

       8.3. Управление эмоциями и стрессами………………………………………..106

       8.4. Школа самокоррекции……………………………………………………...108

       8.5. Персональный менеджмент………………………………………………...111

Глава 9. МЕНЕДЖЕР

       9.1. Портрет менеджера…………………………………………………….……113

       9.2. Имидж менеджера…………………………………………………………..119

       9.3. Требования к современному менеджеру…………………………………..122

       9.4. Менеджмент и лидерство…………………………………………………...124

       9.5. Саморазвитие менеджера…………………………………………………...128

       9.6. Отбор и подготовка будущих менеджеров

Глава 10. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

       10.1. Из истории ораторского искусства……………………………………….131

       10.2. Подготовка публичного выступления……………………………………133

       10.3. Содержание публичного выступления…………………………………...137

       10.4. Деловое общение. Беседа………………………………………………….141

       10.5. Деловые совещания и заседания………………………………………….143

       10.6. Подготовка к переговорам………………………………………………...147

       10.7. Переговорный процесс…………………………………………………….149

       10.8. Искусство полемики……………………………………………………….153

Глава 11. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ

       11.1. Основы конфликтологии………………………………………………….155

       11.2. Поведение в конфликте…………………………………………………...158

       11.3. Конфликт-менеджмент……………………………………………………160

Глава 12. РR – МЕНЕДЖМЕНТ

       12.1. Общественное мнение и работа с общественностью…………………....165

       12.2. РR – технологии…………………………………………………………....167

       12.3. Формирование имиджа менеджера и репутации фирмы…….………….169

Глоссарий………………………………………………………………………………175

Предисловие

Учебное пособие написано на основе типовых учебных программ дисциплин «Основы менеджмента» и «Теоретические основы менеджмента» для студентов по управленческим и экономическим специальности. Содержание его соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по данным дисциплинам.

Книга содержит системное изложение предмета от классики до современных теоретических и практических находок мировой науки управления. Книга написана в такой форме, чтобы быть востребованной как у студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей, так и массового читателя, который в той или иной форме интересуется проблемами управления.

В пособии изложены основные понятия и закономерности современной теории менеджмента, даются практические подходы к решению управленческих задач, приводятся многочисленные примеры. Автор ставил задачу изложить дисциплину глубоко, но при этом немногословно и понятно.

Предметом менеджмента является управление людьми, а через них – социально-экономическими процессами в самых разных сферах человеческой жизни и деятельности. Поэтому значительное место в книге уделено вопросам психологии управления. В частности, изложены темы: социально-психологический менеджмент, современные приемы мотивации, личность как объект управления, деловое общение, управление конфликтами и стрессами, РR – технологии и др.

В сегодняшней Беларуси каждый седьмой работник является менеджером. А это сотни тысяч людей. К сожалению, теоретическая и практическая подготовка тех, кто сегодня управляет людьми и процессами, оставляет желать много лучшего. Данная книга является попыткой в определенной степени восполнить этот пробел.

При написании книги были использованы труды многих отечественных и зарубежных теоретиков и практиков менеджмента. Автор также использовал свой многолетний опыт как управленческой деятельности (от директора малого предприятия до заместителя министра), так и работы в качестве профессора Белорусского национального технического университета и Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ

  1.    «Основы менеджмента» как учебная дисциплина

«Счастлив человек, который утром с удовольствием идет на работу, а вечером с удовольствием возвращается домой», – гласит психологическая формула счастья. Такое состояние, по крайней мере, относительно первой части формулы, зависит от психологического климата на работе. А это связано,  прежде всего, от отношений с непосредственным руководителем.

«Хорошие управляющие не только делают деньги, но создают смысл существования людей», – указывают Т. Питерс и Р. Уолтермен в книге «В поисках эффективного управления».

Иными словами, современное понимание менеджмента заключается в искусстве управления людьми, а через них – управление различными процессами, системами, явлениями. Именно человек является центром, ядром любого социально-экономического процесса, управление которым составляет предмет менеджмента.

Цель учебной дисциплины «Основы менеджмента» – освоение базовых теоретических знаний и приобретение практических умений в управленческой деятельности.

Дисциплина является профилирующей для управленческих и экономических специальностей.

Задачи дисциплины:

  1.  Изучение истории и теории менеджмента;
  2.  Изучение современных достижений и находок в теории и практике менеджмента;
  3.  Освоение практических умений в решении различных управленческих задач;
  4.  Обучение творческому подходу к решению конкретных управленческих задач;
  5.  Приобретение внутренней установки на эффективное и культурное управление.

Содержанием дисциплины «Основы менеджмента» является система научных и практических знаний, которая позволяет эффективно управлять различными социальными и экономическими процессами, разнообразными аспектами производства и рынка.

Теория менеджмента является универсальной. Она необходима для выполнения организаторских и мотивационных функций, планирования и контроля в самых разнообразных видах социальной и экономической деятельности. Теория менеджмента является базой для построения целого ряда учебных дисциплин: «стратегический менеджмент», «производственный менеджмент», «менеджмент реинжениринга», «менеджмент маркетинга», «инновационный менеджмент», «инвестиционный менеджмент», «персональный менеджмент», «менеджмент контроллинга», «финансовый менеджмент», «информационный менеджмент», «антикризисный менеджмент» и ряд других.

Дисциплина «Основы менеджмента» тесно связана и взаимодействует с целым рядом учебных курсов: «психология управления», «основы лидерства», «социология», «экономическая теория», «макро- и микроэкономика», «логистика», «статистика», «финансы», и многих других.

  1.    Основные категории менеджмента

Как и любая наука, менеджмент имеет свой категорийный аппарат. К основным категориям менеджмента можно отнести: управление, руководство, собственно менеджмент, самоуправление, лидерство, вождизм, администрирование, организация, коллектив. Рассмотрим эти категории.

Управление – это совокупность скоординированных мер, направленных на достижение определенной цели.

«To manege» –  (англ.) управлять. 

Очень близкое к управлению понятие – руководство. Однако данные категории не тождественны. Достаточно обратить внимание на то, как мы, не задумываясь, говорим. Мы можем сказать: «управлять автомобилем», но никак не: «руководить автомобилем». Иными словами, понятие «руководство» касается лишь людей, а понятие «управление» - более широкой сферы, включающей и механизмы, и процессы, и системы. Исходя из этого, дадим следующее определение.

Руководство – это воздействие на людей для достижения определенной цели.

Теперь рассмотрим собственно менеджмент. Как уже отмечалось, английское слово «management» означает управление. Однако в понятийном смысле это не совсем точный аналог. У большинства российских авторов в интерпретации теории менеджмента приняты свои определения основных понятий. По сути произошло разделение категорий «управление» и «менеджмент». Управление отнесено к сфере государственной деятельности. За менеджментом же оставлены экономическая и производственная сферы. Мы так же будем придерживаться данной позиции, хотя и с некоторыми корректировками. Итак, дадим определение.

Менеджмент  это управление в социально-экономической и производственной сферах.

Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управлением социально-экономическими и производственными процессами.

Управление можно рассматривать как систему. В этом случае можно выделить две подсистемы: управляющую и управляемую. Эти подсистемы в процессе управления теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом.

Управляющая подсистема – это субъект менеджмента, то есть менеджер. Управляемая подсистема – это объект менеджмента, то есть чаще всего работник. Взаимосвязь подсистем можно показать простой схемой:

Субъект, как изображено на схеме, воздействует на объект управления. Однако воздействие это не является строго односторонним. Существует и противоположное воздействие (обратная связь).

Безусловно, прямое воздействие намного интенсивнее обратного. Однако обратное воздействие также присутствует. Более того, оно просто необходимо. Без обратной связи управленческая система очень скоро начнет давать сбои, а затем и вовсе перестанет работать. Иными словами, менеджер не может эффективно управлять работниками, если он не имеет сведений о том, как выполняются его руководящие указания.

Объекты управления могут быть самыми разнообразными: организации (предприятия), коллективы, процессы и системы (экономические, политические, технологические, технические). Таким образом, у нас появились две новых категории – «организация» и «коллектив». Дадим им определение.

Организация – это совокупность материальных объектов и коллектив людей, объединенных с определенной целью (миссией).

Коллектив – это сообщество людей, работающих в одной организации.

Весь коллектив в литературе часто образно делят на «синие воротнички» и «белые воротнички». К синим воротничкам относят всех рабочих и специалистов. Белые воротнички – это менеджеры, то есть руководители всех уровней.

Уровни у менеджеров по рангу выделяют три: первичный, средний и высший. Первичный уровень – это руководители низшего звена, то есть бригадиры, мастера, начальники профессиональных групп. Таких руководителей по аналогии с английского называют «фёст-менеджеры» (first – первый). Средний уровень – это «миддл-менеджеры» (middle – середина). И, наконец, высший уровень – «топ-менеджеры» (top – верх).

Управление в социальной сфере имеет свою специфику. Прежде всего, это связано с тем, что объект и субъект менеджмента – люди. Поэтому интенсивность обратного воздействия, как правило, достаточно высока. Взаимодействие в социальной системе управления всегда динамично, то есть оно меняется во времени. Более того, динамика может оказаться таковой, что объект и субъект менеджмента могут поменяться местами.

Особый случай в социальной системе управления – это совмещение объекта и субъекта управления. Такой случай называется «самоуправлением».

Взаимоотношения между субъектом и объектом в социальной системе управления можно определить как лидерство. Это понятие произошло от английского «leading» – ведущий. Дадим наше определение данной категории.

Лидерство – это отношения доминирования и подчинения.

В теории управления существуют традиционные и современные концепции лидерства. К традиционным относятся три концепции: личностная, поведенческая и ситуационная.

Личностная концепция лидерства рассматривает взаимодействие доминирования и подчинения на основе личных качеств объекта и субъекта. Лидер (субъект) отличается более высокой волей, уверенностью, активностью, упорством, решительностью. У ведомых (объектов) указанные качества выражены значительно слабее.

Поведенческая концепция лидерства опирается на практические активные действия, которые предпринимает ведущий в рамках управления поведением ведомых. Среди таких действий – распределение обязанностей, требование, поощрение или критика, координация и т.д.

Ситуационная концепция лидерства предполагает наличие определенной ситуации, в которой интересы группы вынуждают предоставить власть одному. Выбор лидера в этом случае опирается на наличие в нем тех качеств, которые диктуются ситуацией. Это могут быть знания, опыт, наличие связей, принадлежность к чему-либо и многое другое. Именно специфика ситуации определяет лидера. После изменения ситуации такой лидер обычно слагает с себя полномочия ведущего.

Современные концепции лидерства являются попытками соединить в новое качество как элементы традиционных подходов, так и новые находки. Современных концепций также три: атрибутивная, харизматическая и преобразующая.

Концепция атрибутивного лидерства базируется на причинно-следственных связях между тем, что произошло, и тем, что считается причиной произошедшего. Эту связь объясняет теория атрибуции. По факту следствия выдвигается причина, которая затем корректируется с целью получения нового следствия. Лидер субъективно устанавливает причины событий, приписывает ведомым определенные качества, дает им оценки. На основании этого лидер корректирует и свое поведение, и задания для ведомых.

В случаях правильной установки причинно-следственной связи атрибутивное лидерство оказывается весьма эффективным. Однако возможны и неадекватные атрибуты, ошибочные оценки со стороны лидера. В этом случае атрибутивное лидерство будет не только неэффективным, но может нанести большой урон ведомым.

Концепция харизматического лидерства опирается на понятие «харизма». Это понятие означает особую природную способность человека воздействовать на других людей, убеждать их, вести за собой. Харизматический лидер обладает влиянием, основанным не на логике и рассудительности, а на вере и эмоциях ведомых. Последние убеждены в том, что лидер всегда прав, он обладает недоступным для остальных знанием, исключительными качествами.

Харизма может быть позитивно-нравственной. Примерами могут служить мать Тереза, Мартин Лютер Кинг, Андрей Сахаров и многие другие. В тоже время харизма может оказаться и негативной, и даже античеловечной. Таких примеров в истории, к сожалению, немало. Можно назвать Адольфа Гитлера, Иосифа Сталина и многих других.

Концепция преобразующего (реформирующего) лидерства строится на способности лидера переводить новое видение проблем в действия. Лидер выстраивает алгоритм деятельности, разъясняет, вызывает энтузиазм у ведомых, ставит перед ними задачи. Ведомые рассчитывают на знание и мастерство ведущего (лидера). Такое лидерство эффективно в условиях инновационной (обновляющей) деятельности.

Отношение ведомых к лидеру в каждой из изложенных концепций можно образно выразить так:

в атрибутивной – «признаю – подчиняюсь»;

в харизматической – «люблю – обожаю»;

в преобразующей – «уважаю – рассчитываю».

Особую роль лидерство играет в политической сфере. Наиболее крупных лидеров, имеющих завышенные самооценки и претензии, называют вождями. Отсюда возникает и наша очередная категория – вождизм.

Вождизм – это претенциозное политическое лидерство.

Вождь, как правило, стремиться к всеохватности, всеобщности, единообразию, единомыслию. Это явление получило название «тоталитаризм». Оно произошло от немецкого слова «total», что означает всеобщий, всеохватный.

Тоталитарный вождь всячески стремится ко всеобщей любви и безмерному поклонению. Он настолько страстно этого желает, что сам готов обманываться. Он искренне верит, что все его обожают. Любое инакомыслие ведомых считается вредным. Даже самые мягкие оппоненты объявляются врагами. Причем врагами не самого вождя, а народа.

Итак, рассмотрев ряд разновидностей (категорий) управления, попробуем определить сферу применения каждой из них. Для этого построим специальную таблицу.

Таблица № 1.1. Сферы применения категорий управления.

Сфера

применения

Управление

Руководство

Менеджмент

Лидерство

Вождизм

1.

Политические процессы

(власть)

+

+

2.

Социальные процессы

(люди)

+

+

+

+

3.

Технологические процессы

(производство)

+

+

4.

Технические системы

(машины)

+

+

Анализируя таблицу, мы видим, что менеджмент охватывает все сферы человеческой деятельности, кроме политики. Но это российско-белорусский подход. В западной же практике менеджеры присутствуют и во властных структурах.

В сфере управления людьми в рамках профессиональной деятельности менеджера часто называют администратором. Этим словом обозначается человек, который официально назначен либо избран на определенный пост (должность). Отсюда возникает еще одно понятие из сферы управления.

Администрирование – это управление профессиональной деятельностью подчиненных.

Взаимоотношения «начальник-подчиненный» являются острейшей социальной темой. По этому поводу обществом создан огромный фольклор, от смешного до трагического, от безразличного до страстного.

Например, в наставлении российским чиновникам времен Екатерины II указано: «Подчиненный должен всегда вид иметь молодцеватый и придурковатый, дабы умным видом своим не смущать начальствующее лицо».

Юмористическая трактовка армейского устава гласит: «Пункт 1: Начальник всегда прав. Пункт 2: Если начальник не прав, смотри пункт 1».

  1.    Современный взгляд на роль менеджмента

Каждый работающий современный человек проводит на работе почти треть своей взрослой жизни, а многие и более. Время, проведенное на работе, в современной психологии управления рассматривается не как способ зарабатывания денег для своей бытовой, и семейной личной жизни. Это абсолютно самостоятельная и весьма значимая часть нашей жизни. Она обозначается как « профессиональная жизнь». И эта часть жизни имеет законное право быть интересной, привлекательной для работника, давать возможности для самореализации, приносить удовлетворение.

Право на интересную профессиональную жизнь – неотъемлемое право каждого  человека.

Свыше двадцати лет назад (в 1984г.) ирландский профессор Чарльз Хенди издал книгу «Будущее труда». Анализируя тенденции трудовых отношений в ХIХ – ХХ веках, Хенди пришел к неутешительным выводам и мрачным прогнозам. В динамике труда автор отметил падение возможностей самореализации личности. Труд в массе своей не обеспечивает ни ощущения собственного достоинства, ни состояния защищенности, ни достойного материального вознаграждения. Чтобы восполнить указанное, многие участвуют в волонтерском (общественном, неоплачиваемом) труде помимо основной работы.

В динамике структуры общества Хенди указал на рост безработицы и появление «деклассированного» слоя, который не может отнести себя ни к какому классу это менеджеры.

Отмеченные тенденции, оставленные без внимания, по мнению автора, могут взорвать основные устои общества.В качестве «здоровой силы», способной остановить отрицательные социальные тенденции, Хенди видел высший менеджмент. Это топ-мненеджмент и «золотые воротнички» –  генералитет управленческой профессии. Хенди назвал эту социальную группу «не-класс не-производителей». Иными словами, это то, что находится за «продуктивизмом». Именно эта группа способна конструктивно преобразовать общество. Эти люди имеют колоссальное, сравнимое с ведущими политиками, влияние на национальные и мировую экономику и, как следствие, на национальные и мировую политику.

Однако огромную роль в обществе играет не только высший менеджмент. Сегодня в мире к профессии менеджера можно отнести около 15% работающих. Эти люди, как правило, сами являются хозяевами своей жизни. Они держат «птицу счастья» в собственных руках. Кроме того, от них в огромной степени зависит благополучие их подчиненных. Исходя из сказанного, можно сформулировать роль современного менеджмента в задачах его субъекта.

Задачи современного менеджера:

  1.  Сделать интересной свою профессиональную жизнь;
  2.  Сделать интересной профессиональную жизнь подчиненного персонала;
  3.  «Сделать деньги», то есть обеспечить эффективность (прибыльность) возглавляемой работы;
  4.  Сделать интересной свою личную и семейную жизнь.

Изложенные задачи предполагают, что менеджер – это человек, который внутренне (психологически) положительно настроен на свою работу. Более того, она приносит ему удовлетворение. Работать менеджером «по-принуждению» не только не следует, но и вредно. Вредно для себя и для общества. Такой человек сам испытывает дискомфорт, а также создает психологическое напряжение для своих подчиненных.

В дальнейшем рейтинге задач менеджер должен на первое место ставить людей – своих подчиненных. Ведь от них, от их душевного состояния зависит, в конечном счете, профессиональный успех фирмы. И, наконец, последняя задача. Современный менеджер – это прежде всего специалист в области человеческих отношений. Именно так. И если это так, то он вполне в состоянии проявить свои управленческие, регулирующе-настраивающие качества и на сферу своих отношений в семье и кругу друзей. В противном случае следует поставить под сомнение его управленческий профессионализм в современном его понимании. А если у самого менеджера нелады в доме и проблемы с друзьями, то он будет не в состоянии решать и те задачи, которые выше обозначены первыми.

До сих пор наш разговор велся без учета пола менеджера. А ведь около четверти менеджеров – женщины. Проблема пола в теории управления называется «гендерной».

Длительное время считалось, что для руководителя важнейшими качествами являются логика, рассудительность, эмоциональное равновесие. А это, в свою очередь, типичные качества того склада ума и характера, который принято называть мужским.

Однако 15-20% женщин вполне обладают перечисленными качествами. Значит, они могут быть успешными руководителями «играя на поле мужчин». Именно такими были политические лидеры Маргарет Тетчер, Индира Ганди, Беназир Бхутто и многие другие.

Но современная теория управления совсем не настраивает женщин-менеджеров «быть мужчинами». Даже наоборот, женщина-менеджер может успешно руководить, используя именно типично «женские» качества. Среди таких качеств – эмоциональное отношение к работе, жизненная практичность, самоотверженность в делах. Современные теория и практика управления обосновали под сказанное даже специальный управленческий стиль – интерактивный.

Интерактивный стиль менеджмента – это вовлечение руководителем подчиненных в эмоциональное единение на базе как заинтересованного отношения к работе, так и внепроизводственным делам друг друга. В этом случае начальник – это «друг-заговорщик».

Таким образом, в современной профессии менеджера совсем не надо менять «половую ориентацию». Женщина вполне может «играть по женским правилам» управления, а мужчина – «по мужским».

Заключая разговор о роли менеджмента в современной жизни, можно еще раз сослаться на трактовку состояния счастья. Наша удовлетворенность своей профессиональной жизнью очень во многом зависит от непосредственного руководителя. Еще одна важнейшая часть – атмосфера в семье. Исходя из сказанного, мы можем глубже понять приведенную в начале главы психологическую формулу счастья.

Контрольные вопросы

  1.  В чем состоит современное понимание менеджмента?
  2.  Какова цель учебной дисциплины «Основы менеджмента».
  3.  Назовите задачи дисциплины «Основы менеджмента»?
  4.  С какими учебными курсами связана и взаимодействует дисциплина «Основы менеджмента»?
  5.  Назовите и охарактеризуйте основные категории менеджмента.
  6.  Каковы объекты, субъекты и подсистемы в системе менеджмента?
  7.  Каковы сферы применения различных категорий управления?
  8.  Назовите и охарактеризуйте традиционные концепции лидерства.
  9.  Назовите и охарактеризуйте современные концепции лидерства.
  10.  Что означает понятие «профессиональная жизнь»?
  11.  Что такое «не-класс не-производителей»?
  12.  Каковы задачи современного менеджера?
  13.  В чем состоит «тендерная проблема» в менеджменте?
  14.  Что такое интерактивный стиль менеджмента

Литература

  1.  Абшук В.А. Менеджмент. - СПб., 2002.
  2.  Брасс А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции. – Мн., 2003.
  3.  Дафт Р. Менеджмент. – СПб, 2002.
  4.  Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика. – Мн., 2002.
  5.  Томсон А., Стрикленд А.  Стратегический менеджмент. – М., 1998.
  6.  Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – М., 1997.




1. Российская империя в XIX веке
2. по Теме 1 Статистика населения Задача 1
3. Предметом культурологии является культура в единстве и уникальности различных культурных миров и про
4. пературы выше критической Лс3 для доэвтектоидной и Ас^ для заэвтектоидной сталей или температуры раствор.html
5. тема раннього попередження та реагування- основні завдання та порядок організації
6. то раз тете надо было уже идти в ночную смену но брата все не было мол он со мной должен посидеть
7. цивилизации XXI века в которых участвуют не только политики и ученые но и широкие массы граждан главным о
8. ПЕПСИКО18 21 Общая характеристика ООО Пепсико18 2
9. .Дегидрационный шок - Клинические проявления
10. . Теоретические основы эффективности менеджмента.
11. первых левая и правая створки более или менее симметричны[1] и при сокращении мускулааддуктора их края плот
12. Мы в этот день их поздравляем
13. Тема работы проекта в
14. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Львів 2002 Дис
15. Voclic nd consonntl distinctions of English SpSsConsonnts re defined s the sounds rticulted by temporry obstruction in the ir strem which psses through the mouth
16. ЗАПИСКА ~ это документ объясняющий причины какого~либо нарушения в производственном или учебном процессе
17. Тема- Корень слова.
18. Управление рисками в коммерческом банке
19. Синергетика и предпосылки синергетического подхода
20. ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 3