Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса Окружающий мир разработана на основе авторской прогр

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-12-27


                                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой (Программа «Окружающий мир 1-4 классы» – М.: Вентана-Граф, 2011) Данная программа соответствует стандартам начального общего образования и учебному плану общеобразовательного учреждения  МБОУ «ООШ №22».

                                                                                                                

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н. Ф. Виноградова –4-е изд., дораб. -  М.: Вентана-Граф, 2011.

2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – 5-е изд., перераб. -  М. : Вентана-Граф, 2012.

В авторскую программу изменения не внесены.   

Цель данной программы в области формирования системы знаний, умений: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи курса:

-духовно-нравственное развитие на многообразном материале природы и культуры родного края;  

-формирование основ практико-ориентированных знаний о человеке,  природе и обществе; формирование умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;

-воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. воспитание экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей.

Общая характеристика учебного курса

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения.

4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения.

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение.

Место учебного курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 66 часов. На изучение предметного курса отводится 2 часа в неделю. На проведение контрольных работ – 1 час.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

  •  Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

Темы: «Мы — школьники», «Твое здоровье».

Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

Темы: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи».

  •  Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.

Темы: «Родная природа».

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.

Темы: «Родная страна».

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного курса

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  •  готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  •   достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  •  личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  •  формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  •  воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  •  понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  •  формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  •  осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  •  обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  •  овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  •  использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  •  расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Метапредметные результаты 

  •  познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  •  регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  •  коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

 

Формы организации учебного процесса:

 С целью оптимизации учебной деятельности первоклассников используются следующие формы проведения обучения: индивидуальные, парные, групповые, коллективные, а также нетрадиционные формы проведения урока: урок-сказка, урок-экскурсия, урок-игра, киноуроки,  урок-путешествие

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Планируемые результаты обучения

К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

— различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;

ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

— определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:

анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

различать основные нравственно-этические понятия;

рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

1 класс

Человек и природа

Времена года

Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке) Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.

Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой.

Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения). Погода весной.

Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных).

Природа вокруг нас

Растения – живые организмы. Свет, вода, почва – условия жизни растений.

Животные – живые организмы.

Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Их многообразие и полезные свойства.

Использование человеком богатств природы (вода, лес, дикие растения и животные). Значение природы для существования всего живого на Земле.

Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Бережное отношение к окружающему миру.

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала).

Природа неживая и живая

Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: снегопад, листопад, перелеты птиц, ветер, дождь, гроза.

Примеры веществ: вода.

Вода. Свойства воды (текуча; не имеет цвета и запаха); состояния воды, значение для живых организмов, человека.

Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности). Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные (на примере животных своей местности). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Человек – часть природы

Правила поведения в природе.

Красная книга России.

Тело человека

Система органов (чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Телефоны экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах.

Человек и общество

Я – школьник  

Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.

Определение времени по часам с точностью до часа

Правила безопасной жизнедеятельности –

Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. . Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана зрения, слуха.

Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика.

Моя Родина

Семья – самое близкое окружение человека. Семья ребенка и ее состав. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.

Родной город, село. Домашний адрес. Главные достопримечательности населенного пункта. Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населенного пункта. Городской транспорт. Правила уличного движения – гарантия безопасности на улицах города.

Название родной страны. Государственный флаг России, значение цветов флага. Москва – столица России. Красная площадь и Кремль – главные достопримечательности Москвы.

Праздничные дни России и родного города: День города, Новый год, Рождество, 8 Марта.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

Родной край – частица Родины

Семья и семейные традиции.

Название административного центра региона.

Человек – член общества

Взаимоотношение человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры.

Значение труда для человека и общества

Профессии людей. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Телефоны экстренной помощи.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Уважительное отношение к своему и другим народам.

Москва – столица России и центр управления страной. Некоторые достопримечательности столицы России – Большой театр, стадион Лужники, московское метро и др.

Государственный герб России, Государственный гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна. Права и обязанности граждан России. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Государственные и всенародные праздники России (продолжение): День защитника Отечества, День Победы, День весны и труда, День России, День народного единства, День Конституции, День защиты детей.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Человек и природа

Времена года

Природа вокруг нас

Природа неживая и живая

Человек – часть природы

Тело человека

Человек и общество

Я – школьник  

Правила безопасной жизнедеятельности

Моя Родина

Родной край – частица Родины

Человек – член общества

Значение труда для человека и общества

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

образовательного процесса по курсу «Окружающий мир»

Наименование

Технические характеристики

Количество на кабинет

Библиотечный фонд

Окружающий мир: программа: 1 класс/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2011г.

Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2011.

 Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир : рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012.

В программе определены цели и задачи курса «Окружающий мир»; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение.

В учебниках на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке.

С целью формирования умения планировать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата в учебники 1 классов включены планы описания и изучения объектов окружающего мира, алгоритмы практических действий, задания, предусматривающие определение этапов проведения опытов, способов моделирования.

Развитию умения планировать учебные действия, работать на результат служит осуществление проектной деятельности, предусмотренной в рубрике «Наши проекты» учебников 1 классов. В учебниках 1классов в методическом аппарате каждой темы имеются задания для осуществления контрольно-оценочной деятельности. В конце каждого раздела помещены задания под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения», которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач. В учебнике каждого класса имеются «Странички для самопроверки», помогающие осуществлять самоконтроль. Учебные проекты также предусматривают подготовку и проведение презентаций и оценку результатов работы. На освоение начальных форм познавательной рефлексии направлены практически все учебные темы учебников I классов.

Структура учебного материала по каждой теме предусматривает осознание учеником целей, процессов и результатов деятельности. Каждая тема в учебниках всех классов заканчивается рубрикой «Проверь себя» и кратким резюме по содержанию учебного материала, предоставляющим эталон, с которым дети сравнивают собственные выводы. Каждый раздел учебников для всех классов заканчивается заданиями под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения». Специальные условные знаки в виде «смайликов» помогают осуществлению действия самооценивания, после которого ученику предоставляется возможность повторить или заново изучить тот или иной учебный материал.

Знаково-символические средства активно используются для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Деятельность моделирования широко представлена в учебниках для всех классов. Задания такого рода отмечены специальным условным знаком. Немаловажное значение для достижения указанных результатов имеет освоение учащимися системы навигации учебников, выстроенной в едином ключе . Основным её элементом являются условные знаки и символы, нацеливающие на определённые виды деятельности и способы её организации.

Технические средства обучения

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор

Размер не менее 120 х 90 см.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Подставки для книг

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами


п/п

Наименование

раздела

программы

Тема урока

Характеристика деятельности

учащихся

(основные учебные умения и действия)

Часы учебного времени

Сроки прохождения

Примечание

план

факт

1

Этот удивительный мир

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

-задавать вопросы;

-вступать в учебный диалог;

-пользоваться условными обозначениями;

-оценивать результаты своей работы на уроке

1

Ты – первоклассник

2

Давай познакомимся

Рассказы учащихся «Какой я?» Дидактическая игра «Узнай по писанию, кто это». Чтение и обсуждение английской песенки «Жила-была девушка». Рассказы детей «Мое любимое занятие». Составление портретов детей

1

3

Мы – школьники

Знакомство с помещениями школы и правилами поведения в них. Моделирование и оценивание различных ситуаций поведения.

1

4

Правила поведения в школе

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

-задавать вопросы;

-вступать в учебный диалог;

-пользоваться условными обозначениями;

-оценивать результаты своей работы на уроке

1

Родная природа

5

Сентябрь – первый месяц осени

-Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;

-Наблюдать и сравнивать деревья с разными листьями ;

-сравнивать свои наблюдения с фотографиями.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых :

-знакомятся с народными приметами;

- учатся интервьюровать членов семьи;

-оценивать значение народных  примет;

-составлять экспозицию выставки;

-оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

1

6

Что нам осень подарила

-Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;

-группировать объекты живой природы, различать овощи и фрукты, осуществлять самопроверку;

-работать в группе: находить в учебнике информацию о времени сбора ягод;

-сравнивать свои наблюдения с фотографиями;

-выделять существенные признаки, учится описывать овощи по их существенным признакам;

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых :

-знакомятся с подарками осени на дачах и огородах;

- учатся интервьюровать членов семьи;

-оценивать значение выращенного урожая;

-составлять экспозицию выставки;

-оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

1

7

Грибная пора

-Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;

-группировать объекты живой природы на съедобные и несъедобные;

-сравнивать свои наблюдения с фотографиями;

-выделять существенные признаки, учится описывать грибы по их существенным признакам;

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых :

-знакомятся с подарками леса;

- учатся интервьюровать членов семьи;

-оценивать значение собранных подарков леса;

-составлять экспозицию выставки;

-оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

1

Родная страна

8

Семья

-Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;

-Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;

-называть по именам членов своей семьи;

оценивать значение семьи для человека и общества

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

-отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;

-интервьюровать членов семьи;

-оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

-составлять экспозицию выставки;

-оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

1

9

О маме

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;

-Рассказывать о маме по рисункам учебника;

-оценивать значение мамы для семьи и детей;

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

-отбирать из семейного архива фотографии мамы во время значимых для семьи событий;

-интервьюровать маму;

-оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

-составлять экспозицию выставки;

-оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

1

10

Любимые занятия

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;

-рассказывать о любимых занятиях семей по рисункам учебника;

-оценивать значение совместного отдыха и труда;

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

-отбирать из семейного архива фотографии досуговой и трудовой деятельности семьи;

-интервьюровать членов семьи о любимых занятиях;

-оценивать значение семейных дел для укрепления семейных отношений;

-составлять экспозицию выставки;

-оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

1

11

Воскресный день

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;

-рассказывать о проведении воскресного дня по рисункам учебника;

-оценивать значение совместного отдыха и труда;

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

-отбирать из семейного архива фотографии досуговой и трудовой деятельности семьи;

-интервьюровать членов семьи о любимых занятиях;

-оценивать значение семейных дел для укрепления семейных отношений;

-составлять экспозицию выставки;

-оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

1

Родная природа

12

Как из зерна получилась булка

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;

-рассказывать о том, как получают хлеб по рисункам учебника;

-оценивать значение бережного отношения к труду;

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых :

-проследили путь зернышка до стола;

-учатся интервьюровать членов семьи о хлебных изделиях;

-составлять экспозицию выставки;

-оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

1

13

Человек и домашние животные

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

-работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними;

-находить в тексте нужную информацию;

-сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном  по выбору);

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

14

Октябрь уж наступил

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-сравнивать и различать птиц, учиться описывать их, осуществлять контроль и коррекцию;

-работать в группе: приводить примеры диких животных, которые водятся в нашем крае,  рассказать об их зимовке.

-находить в тексте нужную информацию;

-сочинять и рассказывать сказочную историю о зимовке разных животных (по выбору);;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

15

Явление природы

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

-характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

-приводить примеры погодных явлений( дождь, гроза, метель и др.);

-работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану;

-сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

-работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в 2Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдений метеорологические знаки; составить сборник народных приметсвоего региона о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи.

1

Родная страна

16

Где ты живешь?

-Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать имеющиеся знания о родном городе;

-сравнивать свои наблюдения с фотографиями;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых :

-знакомятся с улицами и микрорайонами родного города;

- учатся интервьюровать членов семьи, друзей, соседей;

-оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

1

17

Правила поведения на дорогах

-Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать имеющиеся знания о правилах поведения на дорогах;

-сравнивать свои наблюдения с рисунками учебника;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

-работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;

-моделировать устройство светофора;

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых :

-знакомятся с дорожными знаками вблизи школы;

- учатся интервьюровать членов семьи, друзей, соседей;

-оценивать результаты собственного поведения на дороге и поведения товарищей, родителей

1

Все профессии важны

18

Ты и вещи

-Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-рассказать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов своей семьи, о том, кем бы детям хотелось стать;

-актуализировать имеющиеся знания о правилах бережного отношения к вещам;

-сравнивать свои наблюдения с рисунками учебника;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

-работать в паре: определять названия профессий, проводить самопроверку;

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых :

-знакомятся с профессиями людей;

- учатся интервьюровать членов семьи, друзей, соседей;

-оценивать результаты выполнения проекта.

1

19

Кто работает ночью

-Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-рассказать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов своей семьи, о том, кем бы детям хотелось стать;

-обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;

-сравнивать свои наблюдения с рисунками учебника;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

-работать в паре: определять названия профессий, проводить самопроверку;

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых :

-знакомятся с профессиями людей;

- учатся интервьюровать членов семьи, друзей, соседей;

-оценивать результаты выполнения проекта.

1

Ты и здоровье

20

Что такое здоровье?

-Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-рассказать о закаливании, о занятии спортом;

-актуализировать имеющиеся знания о здоровье;

-сравнивать свои наблюдения с рисунками учебника;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

1

21

Наши помощники – органы чувств

-Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-работать в группе: называть и показывать органы чувств,  памятка о бережном отношении к зрению

1

22

Правила гигиены

-Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-рассказать о своем режиме дня;

-актуализировать имеющиеся знания о здоровье;

-сравнивать свои наблюдения с рисунками учебника;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

-работать в паре: формулировать правила личной гигиены

1

23

О режиме дня

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-рассказать о своем режиме дня;

-актуализировать имеющиеся знания о здоровье;

-сравнивать свои наблюдения с рисунками учебника;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

-работать в паре: формулировать режим дня

1

24

О времени и часах

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-рассказать о времени и часах;

-актуализировать имеющиеся знания об определении времени ;

-сравнивать свои наблюдения с рисунками учебника;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

-работать в паре: определять время по часам.

1

25

Игры-соревнования на ловкость, быстроту

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-проверить свою силу и ловкость при занятии в спортзале.

1

Родная природа

26

Ноябрь – зиме родной брат

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-рассказать о поздней осени;

-актуализировать имеющиеся знания о приметах поздней осени;

-сравнивать свои наблюдения с рисунками учебника;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

-работать в паре: соотнесение картинок и названий

1

27-


28

Звери – млекопитающие

-Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать имеющиеся знания о зверях - млекопитающих;

-сравнивать свои наблюдения с рисунками учебника;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

-работать в паре: рассказать, что нового узнал о млекопитающих;

-формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни млекопитающих;

2

29

Что мы знаем о птицах

-Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать имеющиеся знания о птицах;

- наблюдать зимующих птиц, сравнивать свои наблюдения с рисунками учебника;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

-работать в паре: рассказать, что нового узнал о кормушках и видах корма для птиц;

Практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;

-запомнить правила подкормки птиц;

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

Родная страна

30

Родной край

-Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать имеющиеся знания о родном городе;

-сравнивать свои наблюдения с фотографиями;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых :

-знакомятся с достопримечательностью  города;

- учатся интервьюровать членов семьи, друзей, соседей;

-оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

1

31

Дом, в котором ты живёшь

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-анализировать иллюстрации учебника, обсуждать проекты домов;

-коллективно составлять «сочинялки»

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

-составлять план квартиры, в которой они живут;

-проектировать дом будущего;

1

32

Зачем люди трудятся

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной работы;

-работать в паре, сравнивать фотографии в учебнике с аналогичными жизненными ситуациями;

-рассказать о своих беседах со взрослыми о пользе труда.

1

Родная природа

33

В декабре, в декабре…

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведенными во время экскурсии и в предшествующие дни зимы;

-измерить высоту снежного покрова;

-выяснить, есть ли зеленая трава под снегом;

-формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;

-работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «Научном дневнике», готовить фоторассказ или серию рисунков на тему «красота зимы».

1

34

Проведём опыты с водой

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-прослеживать по рисунку-схеме состояние воды;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Практическая работа:

-проводить опыты, показывающие свойства воды;

-выяснять опасность употребления загрязненной воды

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

Твои  друзья – взрослые и дети

35

Поговорим

о дружбе. Поиграем: принимаем гостей

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-обсуждать отношение детей к подаркам;

-участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения детей в гостях;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свое отношение к подаркам.

1

36

Новогодний праздник

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-работать в группе: выбрать роль и сочинить свою новогоднюю сказку;

-донести свою новогоднюю историю до слушателя.

1

Родная природа

37

Январь – году начало

Понимать учебные задачи экскурсии,  стремиться ее выполнить;

-актуализировать имеющиеся знания о зимних месяцах, о погоде в январе;

- наблюдать в парке деревья и пытаться их определить, сравнивать свои наблюдения с рисунками учебника;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

-работать в паре: рассказать, что нового узнал о деревьях нашего края;

-опытным путем доказать, что деревья зимой не погибают, а засыпают.

1

38

Хвойные деревья

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать имеющиеся знания о хвойных деревьях;

-различать лиственные и хвойные деревья;

-сравнивать ель, сосну и лиственницу;

-описывать дерево по плану;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Практическая работа в группе: определить деревья с помощью атласа-определителя

1

39

Жизнь птиц

-Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать имеющиеся знания о птицах;

- наблюдать зимующих птиц, сравнивать свои наблюдения с рисунками учебника;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

-работать в паре: рассказать, что нового узнал о клювах пти.

1

Родная страна

40

Наша страна – Россия

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;

-узнавать достопримечательности столицы;

-работать в паре: рассказать по фотографиям о жизни москвичей – своих сверстниках;

-сравнивать, различать и описывать флаг России;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

1

41

Богата природа России

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-работать с картинной картой России; актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей, о животных, обитающих на территории России;

-обсуждать, чем отличаются леса от лугов.

1

42

Мы – россияне

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о народах, проживающих на территории России;

-сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;

-работать в паре: рассказать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;

-обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью ;

-работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

1

43

Народная сказка

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о народах, проживающих на территории России;

-сравнивать сказки  представителей разных народов;

-работать в паре: рассказать сказки народов России.

1

44

Февраль – месяц метелей и вьюг

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-рассказать о последнем зимнем месяце;

-актуализировать имеющиеся знания о приметах февраля;

-сравнивать свои наблюдения с рисунками учебника;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

-работать в паре: сделать рисунки к тексту.

1

Родная природа

45

Звери - млекопитающие

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать имеющиеся знания о зверях - млекопитающих;

-сравнивать свои наблюдения с рисунками учебника;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

-работать в паре: рассказать, что нового узнал о млекопитающих;

-формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни млекопитающих.

1

46

Наш уголок природы

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать имеющиеся знания о животных уголка природы, комнатных растениях;

-сравнивать свои наблюдения с рисунками учебника;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

-работать в паре: рассказать, что нового узнал о зверях школьного уголка, сочинить рассказ о животном уголка;

-формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни млекопитающих, рыб, растений.

1

Родная страна

47

Мы – граждане России

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-познакомить с правами и обязанностями;

-определить, можно ли считать ученье обязанностью человека;

-формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения на уроке.

1

Твои

друзья – взрослые и дети

48

О правилах поведения

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

-обсуждать правила поведения с друзьями;

-формулировать правила этикета;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке.

1

49

23 февраля – День защитника Отечества

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

- работать со взрослыми, узнать, кто из членов семьи служил в армии, сражался, защищая Родину;

-рассказать о празднике, его величии;

-находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке.

1

50

8 Марта – праздник женщин

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-обсуждать, в какой форме можно поздравить родных с праздником;

-моделировать ситуацию поздравления;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке.

1

Родная природа

51

Март-капельник

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-рассказать о первом весеннем месяце;

-актуализировать имеющиеся знания о приметах марта;

-сравнивать свои наблюдения с рисунками учебника;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

-работать в паре: рассказать о гнездах, которые строят птицы.

Практическая работа: изготовление «жаворонков»  из теста.

1

Ты и твоё здоровье

52

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-характеризовать факторы закаливания;

-формулировать правила закаливания;

- различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;

-обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

53

Здоровая пища

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-практическая работа: определить наличие питательных веществ  в продуктах питания;

-обсуждать правила рационального питания;

-составлять меню здорового питания.

1

54

Какое бывает настроение

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-характеризовать факторы хорошего настроения;

-обсуждать, какое бывает настроение в зависимости от ситуации;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Родная природа

55

Звуки весны: апрель (экскурсия)

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-наблюдать за состоянием погоды, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц.

-используя наблюдения, рассказать о втором  весеннем месяце;

-актуализировать имеющиеся знания о приметах апреля;

-познакомиться с различными насекомыми, уметь их различать

-сравнивать свои наблюдения с рисунками учебника;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

-работать в паре: рассказать о насечках на теле насекомых;

1

56

Весенние работы

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-актуализировать знания о весенних работах;

-практическая работа в паре: обсуждать, зачем нужны весенние работы;

-работать со взрослыми: интервьюировать работников «Зеленстроя» ;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Родная природа

57

Кто работает на транспорте

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-актуализировать знания о разных видах транспорта;

-практическая работа в паре: обсуждать, какой транспорт можно назвать грузовым, легковым, общественным, личным;

-работать со взрослыми: интервьюировать работников транспортного хозяйства;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Родная страна

58

Комбинированная контрольная работа

1

59

День космонавтики

В ходе выполнения проекта дети учатся:

-собирать материал о космонавтах России;

-готовить сообщения;

-презентовать свои сообщения с демонстрацией.

Знакомятся с биографией первого  космонавта более подробно, узнают о женщинах – космонавтах.

1

Родная природа

60

Май весну завершает, лето начинает

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-рассказать о последнем  весеннем месяце;

-актуализировать имеющиеся знания о приметах мая;

-познакомиться с различными насекомыми, уметь их различать

-сравнивать свои наблюдения с рисунками учебника;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

-работать в паре: словесно описать любое цветущее весной растение.

1

61

Жизнь земноводных весной

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать имеющиеся знания о жизни земноводных;

-сравнивать свои наблюдения с рисунками учебника;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

-работать в паре: нарисовать процесс превращения икринки в лягушку;

-формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни земноводных.

1

62

Животное – живое существо

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать имеющиеся знания о жизни животных;

-сравнивать свои наблюдения с рисунками учебника;

-работать в паре: обсуждать меры по охране животных;

-формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе;

-с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесенных в Красную книгу;

-создать книжку-малышку «Береги животных»;

-формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни земноводных.

1

63

Животное – живое существо

1

Ты и здоровье

64

Ты – пешеход

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-актуализировать правила безопасного поведения на улице;

-работать в группах: готовить сообщения по правилам поведения на улице и в транспорте;

-обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;

-моделировать свои действия в ходе ролевой игры

1

65

Беседа по технике безопасности

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить:

-работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

66

\Урок-КВН

Дидактическая игра: принятие задачи, выполнение правил. Моделирование ситуаций на правила поведения во время еды; формулировка выводов из изученного материала, ответы  на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке

             Формы и средства контроля

(система контролирующих материалов для оценки освоения школьниками планируемого содержания)

№ п/п

Виды работ

Количество

1

Комбинированная контрольная работа

1

Итого

1

Материально – техническое обеспечение учебного процесса

Для учителя:

Основная литература

  •  Окружающий мир: программа: 1-4 классы/ Виноградова. Н. Ф..-М: Вентана – Граф, 2011.-128 с. :ил.- (Начальная школа XXI века).
  •  Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1  класс. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Дополнительная литература.

Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Твоя Родина – Россия. – М.: Просвещение, 2006

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий / А. Г. Асмолов, И. А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011.

Для ученика:

  •  Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2011.
  •  Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012.
  •  Виноградова, Н. Ф. Учимся думать и фантазировать: рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012

Оборудование и приборы:

Компьютер

Экран

Проектор

Диски

Глобус

Контурные карты

Гербарий

Коллекции минералов и полезных ископаемых




1. а Город 201г
2. то невнятные клочки бумаги приклеенные к голове.
3. Таможенное дело Понятие задачи и функции уголовного права.html
4. Комплекс программ для автоматизации исследований в экспериментальной психологии
5. Запорізький національний технічний університет Міністерства освіти і науки молоді та спорту України
6. Промышленное, химическое отравление диоксинами
7. теория государства и права1
8. Интернет-зависимость
9. IV в.н.э.. Уйсуни. Обитали в Семиречье на землях тиграхауда
10. О советской власти на Украине которая признавала самостоятельность УССР и возможность использования укра
11. Тема 4 Основы языка SQL
12. Тема- Пауза в искусстве
13. реферату- Прийоми і правила стрільби з малокаліберної гвинтівкиРозділ- Військова справа ДПЮ Прийоми і прав.
14. Общие критерии при отборе юных велосипедистов
15. Речовина що збільшує швидкість хімічних реакцій якісно або кількісно при цьому не змінюється
16. Strtаgene США и BL21DE3 Novgene СШ
17. выходца из Литвы
18. кореспондент Академії правових наук України заслужений юрист України Автор Скакун О
19. Смысловое поле метода обучения в отечественной педагогике
20. Тема- Пошук інформації засобами мережі Інтернет Мета- ознайомитися з інтерфейсом та налаштуваннями сучасни