Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Организация и технология процесса научного исследования

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

Контрольная работа

Организация и технология процесса научного

Исследования


Содержание

1. Программный (подготовительный) этап научного исследования.

1.1. Выбор темы исследования.

1.2. Разработка программы научного исследования.

1.3. Постановка и обоснование научной проблемы (проблемной ситуации).

1.4. Определение объекта, предмета, цели, основных задач и методов исследования.

1.5. Выдвижение и обоснование исходной гипотезы исследования.

1.6. Составление плана научного исследования.

2. Информационно-аналитический (основной) этап научного исследования.

2.1. Сбор и анализ документальной научной информации.

2.2. Сбор и анализ фактического материала.

2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов.

3. Практический (заключительный) этап научного исследования.

3.1. Практическая апробация научного исследования, определение его эффективности.

3.2. Подведение итогов научного исследования, представление результатов, обоснование заключительных выводов.

3.3. Оформление результатов научного исследования.

3.4. Внедрение полученных научно-исследовательских результатов в практику.

Литература


1. Программный (подготовительный) этап научного исследования.

Как уже отмечалось, научное исследование – это сложный процесс познавательной деятельности, в процессе которой исследователь (субъект познания) последовательно переходит от одних качественных этапов познания к другим, от непонимания сущности исследуемого социального объекта к получению необходимых и достоверных знаний о нем.

Для успеха и эффективности научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и осуществлять в определенной последовательности. Эта спланированная последовательность, то есть алгоритм действий, зависит от вида, объекта и целей научного исследования. Однако, какой бы ни была специфика конкретного исследования, оно всегда проходит определенные этапы. Как правило, научно-исследовательскую работу ориентировочно подразделяют на три этапа: 1) программный (подготовительный или установочный); 2) информационно-аналитический (основной, собственно исследовательский); 3) практический (заключительный).

Каждый этап исследования имеет свои характерные особенности.

Первый (программный, подготовительный) этап состоит из выбора области сферы исследования, причем этот важный выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью, ценностью и т. д.), так и субъективными (опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, склонностями, складом ума и т. д.). Помимо этого первый этап заключается в разработке базовых вопросов методологии, методики и техники научного исследования.

1.1. Выбор темы исследования.

Выбор темы – наиболее трудный и ответственный этап исследования.

Тема – это краткая и четкая формулировка сути проблемы (или ее части), которую предполагается разрешить в исследовании.

Принято считать, что правильно выбрать тему – это наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Тема должна быть актуальной, отличаться новизной, направлять научный поиск в область жизненно важных, еще не разрешенных проблем и вопросов современной науки и практики. Актуальность и соответствие научно-практическим требованиям – серьезный критерий при выборе темы исследования. Искусственные, оторванные от жизни темы исследовательской работы не оправдывают себя с точки зрения современных запросов научной и профессиональной деятельности.

Следует учитывать и субъективный фактор при выборе темы исследования. Личный интерес, имеющийся положительный опыт работы в избранном тематическом направлении являются мощным стимулом, мобилизующим энергию исследователя и гарантирующим достижение им необходимых результатов.

Можно сформулировать определенные требования к выбору и формулированию темы научного исследования:

1) актуальность (новизна, связь с жизнью общества, учет социальных потребностей в разрешении назревшего противоречия);

2) конкретность (реальное существование объекта исследования, его предметная определенность, ясность, четкость и точность обозначения);

3) проблемность (наличие в теме проблемного аспекта, заключающегося в необходимости найти способы и механизмы разрешения противоречия);

4) определенность понятий (недопустимость употребления двусмысленных, многозначных и нечетких дефиниций);

5) краткость (лаконичность формулировки темы в сочетании со смысловой емкостью).

Таким образом, суммируя вышеприведенные требования, подчеркнем: тема исследования должна отвечать следующим главным условиям: 1) в названии темы должна быть сформулирована проблема; 2) тема должна быть достаточно конкретной; 3) в названии темы должны присутствовать важнейшие категории, выражающие качественные характеристики проблемы.

1.2. Разработка программы научного исследования.

Осуществление любого научного исследования (после определения его темы) должно начинаться с разработки его программы, предусматривающей решение целого комплекса методологических, методических и организационно-технических задач.

С одной стороны, программа представляет собой основной документ научной работы, по которому можно судить о степени научной обоснованности исследования, а с другой – это определенная модель исследования, где фиксируются: проблема, цель и задачи исследования, способы их решения, основные пути и формы внедрения в практику ожидаемых результатов.

Правильно разработанная программа четко определяет предмет поиска, помогает ограничить круг фактов, подлежащих изучению, позволяет вести исследование с наименьшими затратами сил и средств и при этом достигать наилучших результатов.  

Любая программа исследования должна удовлетворять следующим основным требованиям: теоретико-методологической обоснованности; структурной полноте, то есть наличию в ней всех структурных элементов; логичности и последовательности ее частей; гибкости (не должна сковывать творческие возможности исследователя); ясности, четкости и конкретности.

Программа научного исследования должна содержать два блока: методологический и организационно-методический (процедурный).

Методологический раздел программы обеспечивает теоретико-методологическую ориентацию исследователя в научной деятельности. Данный раздел включает: постановку и обоснование научной проблемы (проблемной ситуации); определение объекта, предмета, цели, основных задач и методов исследования; выдвижение и обоснование исходной гипотезы исследования.

Организационно-методический (процедурный) раздел программы обосновывает организацию, методику и технику проведения исследования. Данный раздел включает: разработку методов сбора информации; изложение основных процедур обработки и анализа первичной информации; определение направлений практического использования результатов; разработку стратегического и рабочего планов исследования.

Программа научного исследования должна быть гибкой и обеспечивать исследователя (исследовательскую группу) четкой стратегией деятельности. В каждом пункте указанного алгоритма разработки программы возможны многообразные варьирования. Поэтому изучение одного и того же процесса может осуществляться множеством программ. Умение разрабатывать научно обоснованные программы исследований – важный показатель высокого уровня научной культуры и подготовки исследователя.

1.3. Постановка и обоснование научной проблемы (проблемной ситуации).

В теме исследования отражается научная проблема в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Проблема научного исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать. (Более подробно о сущности научной проблемы как формы научного знания см. Тему 5, п. 3.2. настоящего учебного пособия). 

На данном этапе осуществляется общее ознакомление с проблемой исследования, определение ее внешних границ. Устанавливается уровень ее разработанности, перспективность. Исследователь должен ясно осознавать и мотивировать потребности общества в знании по данной проблеме. Сформулировать научную проблему (проблемную ситуацию) – эту значит выделить наиболее острое противоречие, содержащееся в научной и практической сфере, в деятельности профессионального сообщества.

Сформулировать проблему бывает иногда труднее, чем ее решить. Решение проблемы базируется на теоретических изысканиях и практических действиях за пределами изученного. Поэтому постановка проблемы требует от исследователя глубоких знаний в области истории, современного состояния и перспектив своей профессиональной деятельности, умения выделить наиболее актуальные явления, дать им правильную социальную оценку.

Соотношение темы исследования и его научной проблемы – важный вопрос в методологии. Существует методологическая закономерность формулировок тем исследования и достаточно быстрой смены одного или нескольких проблемных аспектов темы. Тема живет долго, а проблемные аспекты ее меняются и под влиянием научно-технического и социального прогресса, и под влиянием изменения мировоззренческих представлений о природе изучаемого явления.

1.4. Определение объекта, предмета, цели, основных задач и методов исследования.

После того, как сформулирована научная проблема, намечаются объект и предмет исследования.

Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания. Под объектом понимаются реальные факты, события, явления и процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию.

В одном исследовании невозможно решить все аспекты изучаемой проблемы, ее надо сузить, выбрать из нее «обозримый аспект», то есть стороны, свойства, характеристики, особенности, закономерности развития объекта, представляющие интерес для данного конкретного исследования. Они выступают в качестве предмета исследования.

Предмет исследования является более конкретным элементом по сравнению с объектом и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной исследовательской работе, устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Исследователю необходимо выбрать самые значимые с практической и теоретической точки зрения предметы исследования, наиболее полно выражающие противоречие, существующее в сфере объекта и подлежащее исследованию.

Из объекта и предмета вытекают цель и задачи исследования.

Цель исследования выражает познавательные и практические потребности, ради которых оно проводится, показывает, как будут использованы его результаты. Четкая постановка цели предполагает глубокое познание и осознание закономерностей развития событий, происходящих в реальной жизни. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Цель подробно конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Задачи отражают логическую последовательность (алгоритм) достижения цели исследования и получения его результатов.

Основные задачи исследования в научной работе могут быть ранжированы, например, в следующем виде:

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.

Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития во времени и пространстве.

Третья касается основных возможностей и способностей преобразования предмета исследования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.

Четвертая связана с выявлением направлений, путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, то есть с практическими аспектами научной работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Следует учитывать, что при малом количестве задачи сливаются с целью и не выполняют своего предназначения – быть ее конкретизацией и критерием. Большое количество задач неизбежно вносит элементы перегрузки и неопределенности, утрачивается целенаправленность исследования.

Важным этапом является определение методики и методологии (совокупности методов, принципов, способов и приемов) научного исследования. Именно с помощью методов достигается возможность решения поставленной цели и задач научной работы. Следует не только определить оптимальный перечень методов (общенаучных и специальных, эмпирических и теоретических, количественных и качественных), необходимо их организовать в систему, определяющую порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов. Важно четко представлять себе общие возможности каждого метода, уметь, исходя из особенностей объекта, предмета, цели, задач исследования, правильно оценивать целесообразность применения того или иного метода. Только на этой основе может быть создана оптимальная методика исследования.

Нет методики исследования вообще, а есть конкретные методики исследования различных объектов, явлений, процессов, что придает каждому отдельному исследованию ярко выраженные индивидуализированные черты. Поэтому определенная совокупность методов продумывается исследователем для каждого этапа исследования.

Умелое определение содержания каждого структурного элемента методики, их соотношения, взаимной связи и есть залог успешности исследования. Хорошо продуманная методика четко организует исследование, обеспечивает получение необходимого фактического материала, на основе анализа которого и делаются научные выводы.

1.5. Выдвижение и обоснование исходной гипотезы исследования.

Существенным этапом научного исследования является выдвижение и обоснование исходной гипотезы исследования. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое является важным инструментом успешного решения исследовательских задач. Она представляет собой возможный (вероятный) ответ на вопрос, который исследователь поставил перед собой, и состоит из предполагаемых связей между изучаемыми объектами. (О гипотезе как форме научного знания см. Тему 5, п. 3.3. настоящего учебного пособия).

Построение гипотезы является одним из наиболее трудных этапов исследования. Вместе с тем удачная исходная (рабочая) гипотеза – это верный методологический ориентир для выработки всей стратегии научного поиска. Программа исследования может быть ориентирована на одну или несколько гипотез. Различают гипотезы: описательные, объяснительные, прогнозные, основные и неосновные, первичные и вторичные и т. д.

Решающей проверкой истинности гипотезы является опыт, практика. Проверенная и доказанная на практике гипотеза переходит из разряда вероятных предположений в разряд достоверных истин, становится научной теорией.

Как уже отмечалось, гипотеза должна отвечать следующим основным требованиям: принципиальная проверяемость выдвинутых положений; максимальная общность (соответствие возможно более широкому кругу явлений); принципиальная (логическая) простота; преемственная связь с предшествующим знанием.

Итак, гипотеза является одним из главных методов развития научного познания. В его ходе происходит выдвижение и последующая экспериментальная и теоретическая поверка гипотезы, вследствие чего она либо подтверждается и становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергается, и тогда строится новая гипотеза и процесс исследования продолжается.

1.6. Составление плана научного исследования.

Выдвижением и обоснованием исходной гипотезы фактически заканчивается первоначальный – подготовительный (программный) – этап научного исследования. Основным результатом данного этапа является собственно разработанная программа исследования.

После разработки программы последним, завершающим штрихом является составление плана исследования. Он должен в соответствии с программой наметить основные этапы работы. В плане рассматриваются следующие организационные вопросы: где, когда, какими силами будет проводиться исследование; распределение обязанностей и ответственности за каждый вид работы и за исследование в целом; разработка календарного графика работ.

При выполнении научного исследования в виде курсовой, дипломной, диссертационной работы план составляется как структура будущего исследования. План должен содержать перечень основных вопросов, поставленных перед исследователем при решении выбранной темы, и включать введение, основную часть и заключение. При составлении плана следует стремиться, чтобы: а) вопросы соответствовали выбранной теме и не выходили за ее пределы; б) вопросы темы располагались в логической последовательности; в) тема была исследована всесторонне.

План не является окончательным и в процессе исследования может меняться, так как могут быть найдены новые аспекты изучения объекта и решения научной задачи. Чтобы упорядочить основные этапы научной работы в соответствии с программой исследования и календарными сроками, составляется рабочий план-график выполнения работ.

2. Информационно-аналитический (основной) этап научного исследования.

2.1. Сбор и анализ документальной научной информации.

Сбор и анализ информации по теме научной работы – это важный процесс информационно-аналитического этапа исследования. Он предполагает осуществление поиска информации, проверку ее качественных характеристик, а также ее обработку с целью создания условий для правильной оценки исследуемых фактов, событий и явлений.

Термин «информация» имеет целый ряд определений. Приведем некоторые из них:

  •  сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми;
    •  уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений;
    •  сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик;
    •  передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).

В ходе проведения научного исследования ученый оперирует различными видами информации, но превалировать среди них должна научная информация.

Научная информация – это получаемая в процессе познания логическая информация, которая адекватно отображает закономерности объективного мира и используется в общественно-исторической практике. Другое определение: научная информациялогически организованная информация, получаемая в процессе научного познания и отображающая явления и законы природы, общества и мышления.

Из приведенных определений вытекает, что научной можно считать только ту информацию, которая получается человеком в процессе познания, и, следовательно, неразрывно связана с его практической деятельностью, поскольку последняя является основой познания. Во-вторых, научная информация – это логическая информация, которая образуется путем обработки информации, поставляемой человеку органами чувств, при помощи абстрактно-логического мышления. В-третьих, она должна адекватно отображать объективную действительность.

В связи с бурным ростом информационных потоков и массивов, постоянным усложнением системы и средств поиска информации, знания и навыки в этой области становятся все более обязательными для любого специалиста. Необходимо формировать четкие представления об общей системе информационных ресурсов и отраслевых подсистем источников информации по своей специальности; вырабатывать умения и навыки по выбору наиболее рациональных схем информационного поиска в соответствии с его задачами и условиями.

Важнейшим источником научной информации является документ. Под документами понимаются любые материальные носители информации, на которых зафиксирована важная социальная, в том числе научная, информация. К документам относятся рукописные (неопубликованные) источники, книги, периодические и продолжающиеся издания, карты, изографические материалы, патенты, стандарты, аудиовизуальные материалы (фото, кино- и видеофильмы, грампластинки и т. д.), электронные ресурсы (локальные и сетевые) и многие другие.

Не умаляя значение прочих видов документов, подчеркнем особое значение книги. Научная книга – основное средство обобщения научной информации. В книгах публикуются теоретические исследования, освещается опыт, достигнутый в тех или иных областях практической деятельности, разрабатываются стратегические проблемы науки, хозяйства и культуры. Для научно-исследовательской работы наибольшую ценность представляют следующие виды книжных изданий: монографии; сборники научных трудов; материалы научных конференций; справочники, словари, энциклопедии; учебные и официальные издания.

В зависимости от характера обработки содержащихся в них данных документы принято разделять на первичные и вторичные.

Первичный документ – материальный носитель, непосредственно фиксирующий результат познания реального мира или духовной, творческой, информационной деятельности (в виде описания фактов, отношений между ними, выявленных закономерностей, концепций, гипотез и т. д.). Это документ, содержащий оригинальное произведение, материалы и результаты исследований и разработок: первичную статистику, фактографическую и нормативно-правовую информацию; учебные, инструктивно-методические, практические материалы и пособия и т. д.

К вторичным относятся документы, являющиеся результатом аналитико-синтетической, логической переработки одного или нескольких первичных документов. В их числе библиографические пособия, реферативные журналы, обзорные и информационно-аналитические сборники. Вторичные документы выполняют две основные функции:

оперативно оповещают о появлении первичных документов;

в сжатом виде излагают основное их содержание.

Специфика документальной информации состоит в том, что в ней отражается как объективная действительность, так и отношение к ней субъекта, создателя документа. Задача исследователя – суметь получить из нее максимально достоверные данные об объекте изучения.

Приступая к сбору информации из документов, исследователь должен определить количество требуемых документов и их качество.

Количество необходимых документов устанавливается с помощью приемов математической статистики. Качество документов контролируется следующими правилами: исключают информацию, взятую из документов сомнительной надежности, используют только документальные первоисточники или, в крайнем случае, перепроверенные данные; сопоставляют полученную информацию с апробированными научными данными.

Все методы изучения документации можно разделить на две большие группы: традиционные и формализованные.

Традиционные методы делятся, в свою очередь, на общие и специальные. Общие методы (понимание, осмысление, интерпретация и т. д.) являются общенаучными и определяются основными закономерностями процесса познания. Специальные методы (источниковедческие, библиотековедческие, библиографические, текстологические и др.) развиваются с учетом особенностей конкретных наук. Применение общих и специальных методов изучения документов требует от исследователя умения осуществлять оптимальный поиск необходимых документов, оценивать их по критерию надежности и, в случае необходимости, создавать на основе уже известных новые специальные методы.

Позволяя выявить самые глубокие, подчас скрытые стороны содержания документа, традиционные методы в большей или меньшей степени страдают субъективизмом. Поэтому исследователи должны использовать формализованные (количественные) методы изучения содержания документов. Одним из подобных методов является контент-анализ.

Как уже отмечалось, этот метод применяется для изучения более или менее значительных массивов документов. В процессе контент-анализа в текстах документов выделяются некоторые смысловые единицы (так называемые единицы наблюдения), которые затем подвергаются квантификации, то есть подсчету частоты употребления этих единиц текста в соотношении с общим объемом информации в изучаемой совокупности документов. Тщательный подсчет по каждой единице наблюдения с обязательным учетом оценок, которые даются им в текстах, позволяет познать закономерности, объективированные в документах и не улавливаемые при обычном ознакомлении с ними. Таким образом, контент-анализ обеспечивает исследователю восхождение от текста к внетекстовой реальности, то есть к социальной действительности.

Контент-аналитические исследования часто проводятся в библиотековедении, библиографоведении, книговедении, информатике, документоведении и смежных науках. С помощью контент-анализа, например, можно многоаспектно исследовать массивы документов, отражающих проблемы чтения и библиотечного обслуживания читателей, специфику восприятия различных видов документов, глубину мышления и информационную культуру читателей различных социальных групп, закономерности процессов создания определенных видов библиографической информации и т. д.   

Методы изучения документов используются в той или иной степени на всех этапах исследования. На подготовительном этапе они помогают установить степень разработанности проблемы, построить гипотезы и т. д. При сборе научной информации помогают получить более широкие сведения об объекте, содержащиеся в первичных и вторичных документах. После обработки материалы анализа собранных документов становятся основой для теоретических и практических выводов, а также для проверки данных, полученных другими методами и т. д. Результаты работы исследователя с документальными источниками находят отражение также в процессе оформления многих видов научных исследований. Так, составление аналитического или историографического обзора литературы (раздела, который есть почти во всех дипломных и диссертационных работах, монографиях) – это концентрированное выражение итога такой работы.

2.2. Сбор и анализ фактического материала.

Сбор фактического материала является ответственной стадией исследовательской деятельности, так как позволяет получить исходную, первичную информацию об изучаемом объекте. Качество и глубина научного исследования, объективность выводов во многом будут зависеть от того, насколько правильно, полно подобран и проанализирован фактический материал.

Работа с фактическим материалом состоит из двух процессов:

1) добывания, получения и фиксации научных фактов;

2) первичной обработки и оценки фактов в их взаимосвязи, то есть осмысления и строгого описания добытых фактов в терминах научного языка.

В ходе первого процесса исследователь, используя различные методы эмпирического исследования (изучение документальной информации, наблюдение, эксперимент, мониторинг, опрос и т. д.) получает и фиксирует необходимые научные факты.

В ходе второго процесса исследователь осуществляет: критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несущественных деталей; описание каждого факта научным языком; отбор из всех фактов типичных, наиболее часто повторяющихся и выражающих основные тенденции развития; классификацию фактов по видам изучаемых явлений, приведение их в систему; вскрывает очевидные связи между отобранными фактами, то есть на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые характеризуют изучаемые явления.

Отбор научных фактов – не механический, а творческий процесс, требующий вдумчивой, целенаправленной работы. Необходимо отбирать только те факты, которые отвечают требованиям новизны, точности, достоверности. Новизна научного факта говорит о принципиально новом, ранее неизвестном предмете, явлении или процессе. Подобные факты способствуют формированию нового знания об изучаемом объекте, расширению представлений о реальной действительности, обогащению возможностей для ее изменения. Большое познавательное значение новых научных фактов требует учета и критической оценки их действенности.

Точность научного факта определяется объективными методами и отражает совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и качественных параметров.

Достоверность научного факта характеризует его безусловное реальное существование, подтверждаемое при построении аналогичных ситуаций. Если такого подтверждения нет, то достоверность научного факта опровергается.

При отборе фактов исследователю необходимо быть научно объективным. Нельзя руководствоваться принципом случайности или «удобства» в получении и объяснении факта, отбрасывать в сторону некоторые факты только потому, что их трудно изучать, интерпретировать, найти им практическое применение. Многие научные факты, особенно новые и малоизученные, иногда довольно долго могут оставаться в «резерве» науки и не использоваться в теоретическом и практическом аспектах.

Отобранный фактический материал необходимо тщательно регистрировать (фиксировать). Используются различные способы подобной регистрации: дневники научных наблюдений; графики этапов и результатов экспериментальных исследований; записи данных проведенных опросов или материалы анкетирования; таблицы и диаграммы, обобщающие и систематизирующие различные данные, в том числе цифровые; выписки из анализируемых документов, литературных источников и т. п.

Зачастую собранный в ходе исследования фактический материал представляет собой массу не структурированных, трудно обозреваемых и не поддающихся непосредственному теоретическому анализу данных. Поэтому исследователю необходимо определить способы их дальнейшей обработки, классификации и оценки. В этой связи важно уже одновременно с регистрацией собранного материала начать вести его группировку, сопоставлять полученные данные, выявлять связи и зависимости между ними.

При этом особую роль играет метод классификации, который дает оптимальную возможность упорядочить собранные факты по группам на основе различных критериев, признаков сходства и различия между ними. Именно классификация облегчает изучение многочисленных (порой противоречивых) фактов, их сопоставление и анализ, что ведет в конечном итоге к выявлению закономерностей, основных тенденций развития исследуемого явления, его логические взаимосвязей.

2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов.

Следующим этапом информационно-аналитического этапа научного исследования является анализ и интерпретация полученных результатов.

Анализ собранных данных в соответствии с целями и задачами исследования – это важный и сложный этап работы, на котором осуществляется осмысление материала, выработка новой информации, формирование предложений по практическому их применению и документированию результатов исследования. В процессе анализа собранная научная информация,  факты, первичные результаты подвергаются глубокому изучению, сопоставлению, сравнению, для чего применяются специальные методы логического мышления.

Теоретическая интерпретация (трактовка, толкование) полученных результатов – самый ответственный шаг в деятельности исследователя. Для этого он должен иметь хорошую теоретическую подготовку по соответствующей дисциплине.

Установить смысл, значение собранной информации – фактов, цифр, документов – в этом и состоит задача интерпретации. Без этого информация не может служить основой для принятия решений, практических действий. Любой отдельный факт – лишь фрагмент общей картины, а осмысленные решения, как правило, могут приниматься на основании картины в целом. Именно на этапе интерпретации ранее собранные фрагменты должны сложиться воедино. Для этого необходимо правильно соотнести собранные сведения и, возможно, понять, какой еще информации не хватает.

Содержанием интерпретации может быть, в частности, обобщение информации – установление закономерностей на основе собранных фактов, выявление причинно-следственных связей между явлениями.

Эта стадия научной работы наиболее трудно поддается формализации. Именно здесь требуется наибольшее напряжение творческой энергии, привлечение знаний и опыта, накопленных в ходе предшествующей работы. И именно на этой стадии часто допускаются существенные ошибки, которые могут свести на нет все усилия исследователя.

В большинстве случаев в ходе интерпретации требуется сопоставлять разнородную информацию, например, научную, технологическую, социальную информацию, относящуюся к исследуемой проблеме, нормативные документы и материалы отчетности учреждений.

Процесс интерпретации, являясь центральным, узловым моментом информационно-аналитического этапа исследования, нередко заставляет возвращаться к этапам сбора и обработки  информации, чтобы добавить недостающие фрагменты картины. Это возвращение может иметь форму короткого обращения к справочнику, но может потребовать и большой дополнительной работы.

Отметим, что полнота собранных научных данных является необходимым требованием для правильной их интерпретации. Упустив из виду какие-либо важные факты, можно прийти к ошибочным выводам даже в результате самой добросовестной интерпретации. Поэтому собранный массив сведений должен отражать все факты, существенные для данной проблемы.

Полный анализ и интерпретация полученных результатов позволяют сформулировать итоговые выводы и практические рекомендации по изучаемой проблеме.

3. Практический (заключительный) этап научного исследования.

3.1. Практическая апробация научного исследования, определение его эффективности.

Необходимым этапом исследовательской работы является ее практическая апробация. Практическая апробация научного исследования – проверочная процедура, направленная для выяснения качественных характеристик результатов исследования, возможностей реализации и внедрения их в практику.

Апробация (от латинского «approbatio» – одобрение, утверждение, установление качеств) исследования – одно из условий проверки его состоятельности, истинности и установление релевантности результатов. Под релевантностью здесь понимается не только оценка степени соответствия цели исследования, но и степени практической применимости результатов, а также степени социальной применимости варианта решения научной задачи.

Практическая апробация может быть организована в виде пробного испытания и опытного внедрения достигнутых результатов на каком-либо практическом участке профессиональной деятельности. Практической апробации могут подвергаться как теоретические положения (идеи, гипотезы, концепции, законы), так и прикладные разработки (программы, проекты, методики, технологии, алгоритмы и т. п.). В ходе подобной опытной проверки производится объективная оценка и конструктивная критика качества рабочей программы исследования: принципиальных установок, логических и методических оснований, научного и практического уровня и т. д. Экспертная оценка апробируемых положений и результатов исследования предполагает разработку соответствующих выводов об их истинности и рекомендаций о возможности их дальнейшего практического внедрения. Итоги практической апробации исследования в экспериментальном порядке, в ходе экспертизы окончательно определяют теоретическую и практическую значимость выполненного научного труда.

Апробация научных исследований, особенно дипломных и диссертационных, может проходить также в форме публичных обсуждений, дискуссий, докладов на научно-практических и методических конференциях, а также в форме рецензирования (устного или письменного) представленных работ. В роли экспертов, критиков, оппонентов выступают научные и профессиональные коллективы, а также отдельные и ученые и практики, компетентные в конкретной области исследования.

Выступления исследователя с лекциями, докладами, научными сообщениями о ходе и итогах научного поиска являются важной формой ознакомления профессионального сообщества с достигнутыми новшествами. В результате непосредственного контакта с коллегами-специалистами анализируется их реакция в виде вопросов, позитивных и негативных оценок, возражений и советов. Осмысление и учет различных точек зрения дает возможность исследователю уточнить свою собственную, откорректировать или пересмотреть выдвинутые положения и сделанные выводы.

Таким образом, апробация стимулирует ученого к углублению исследования, поиску для этого новых источников и способов. Доработка, более аргументированное обоснование ряда положений исследования и методов доказательства помогают утвердиться в признании истинности защищаемых положений.

Важным критерием оценки научной и практической значимости исследования является определение его эффективности. Под эффективностью научных исследований понимается достижение их максимальной действенности, результативности с минимально возможными издержками (времени, усилий, ресурсов и т. д.).

Основные виды эффективности научных исследований:

  •  научно-технический эффект, под которым понимают такое расширение знания о природе, обществе и мышлении, которое характеризуется выявлением новых фактов, связей, закономерностей, законов, разработкой принципиально новых способов, устройств и веществ; 
  •  экономический эффект, когда речь идет об экономии всех производственных ресурсов (живого труда, материалов, капитальных вложений), получаемой в хозяйственной деятельности, что проявляется в повышении производительности общественного труда и росте национального дохода;
  •  социальный эффект, под которым понимают улучшения характера и условий труда, техники безопасности, ее механизацию и автоматизацию, повышение жизненного уровня населения, совершенствование здравоохранения и народного образования, охрану окружающей среды и т. д.

Для оценки эффективности исследований применяют разные критерии, характеризующие степень их результативности.

Фундаментальные исследования начинают отдавать капиталовложения лишь спустя значительный период после начала разработки. Результаты их обычно широко применяют в различных отраслях, в том числе непрофильных для данного рода исследований. Поэтому подчас нелегко планировать результаты таких исследований.

Фундаментальные теоретические исследования трудно оценить количественными критериями эффективности. Обычно можно установить только качественные критерии: возможность широкого применения результатов исследований в различных отраслях народного хозяйства страны; новизна явлений, дающая большой толчок для принципиального развития наиболее актуальных исследований; существенный вклад в обороноспособность страны; приоритет отечественной науки; отрасль, где могут быть начаты прикладные исследования; широкое международное признание работ; фундаментальные монографии по теме; цитируемость их учеными различных стран.

Эффективность прикладных исследований оценить значительно проще. В этом случае применяют различные количественные критерии. По отношению к прикладным исследованиям более приложимы критерии экономической эффективности.

Различают три вида экономического эффекта: предварительный, ожидаемый и фактический.

Предварительный экономический эффект устанавливается при обосновании темы научного исследования и включении ее в план работ. Рассчитывают его по ориентировочным, укрупненным показателям с учетом прогнозируемого объема внедрения результатов исследований в группу предприятий данной отрасли.

Ожидаемый экономический эффект вычисляют в процессе выполнения научно-исследовательских работ. Его условно относят (прогнозируют) к определенному периоду внедрения результатов исследования в практику.

Фактический экономический эффект определяется после внедрения научных разработок в практику, но не ранее, чем через год. Расчет его производят по фактическим затратам на научные исследования и внедрение с учетом конкретных стоимостных показателей данной отрасли (предприятия), где внедрены научные разработки. Фактическая экономия почти всегда несколько ниже ожидаемой. Наиболее достоверным критерием экономической эффективности научных исследований является фактическая экономия от внедрения.

Таким образом, об эффективности любых исследований можно судить лишь после их завершения и внедрения, то есть тогда, когда они начинают давать отдачу для народного хозяйства.

3.2. Подведение итогов научного исследования, представление результатов, обоснование заключительных выводов.

Практическая апробация научного исследования позволяет окончательно подвести его итоги, представить совокупные результаты, обосновать заключительные выводы, предложения и рекомендации. Эта часть работы требует от исследователя высокой квалификации, поскольку необходимо четко, доказательно и убедительно выделить то новое и существенное, что является плодом научно-исследовательской работы, дать ему исчерпывающую и непредвзятую оценку.

Результат научного исследования – это заключительный компонент структуры любого научного исследования. Он является осуществленной, реализованной (материально или идеально) целью научной деятельности. Поэтому характер и содержание результатов должны прямо соответствовать заявленной в программе цели научного исследования.

В зависимости от вида научного исследования на первый план выдвигаются те или иные аспекты и формы результатов. Так, если основной характеристикой фундаментальных исследований является их теоретическая актуальность, новизна, концептуальность, доказательность, перспективность и возможность внедрения в практику, то при рассмотрении прикладных исследований следует оценивать в первую очередь их практическую значимость, способы практической реализации.

В этой связи в качестве результатов фундаментального научного исследования могут быть представлены:

1) описание и объяснение неизвестного обществу феномена;

2) разработка новых научных концепций; построение новой теории;

3) выявление научных законов и закономерностей развития изученного объекта исследования;

4) постановка новых научных проблем; прогнозирование будущей научной ситуации;

5) разработка классификации (или систематизации) изученных феноменов;

6) дефиниции изученного феномена, то есть формирование определения нового понятия;

7) опровержение ложной идеи или доказательство истинности идеи, подлинность которой была под вопросом.

Результатами прикладных научных исследований могут быть:

1) непосредственное решение конкретной практической задачи;

2) разработка программ, проектов, алгоритмов, методик, процедур, нормативных документов, способствующих практической реализации нового фундаментального знания;

3) разработка новых технологических процессов, технических средств, конструкций, материалов и т. д.;

4) обоснование практических рекомендаций, направленных на существенное изменение или преобразование объекта изучения.

В целом, каким бы ни было научное исследование – фундаментальным или прикладным, его результаты могут выполнять следующие функции:

  •  уточнять, конкретизировать отдельные теоретические и практические положения;  
  •  дополнять, расширять и углублять известные знания, открывая тем самым новые аспекты, грани проблемы, выделяя новые элементы, части, которые ранее не были известны;
  •  преобразовывать профессиональную сферу деятельности, то есть разрабатывать принципиально новые подходы, ранее отсутствовавшие или коренным образом отличающиеся от традиционных представлений в данной области науки и практики.

Результаты исследований должны быть соответствующим образом описаны (представлены). Можно выделить следующие основные требования к представлению результатов:

1. Результаты должны быть конкретными суждениями, выражающими установленные в процессе исследования утверждения, а не предположения.

2. Собственные результаты должны быть ясно выделены.

3. Указывается, чем собственные результаты отличаются от результатов других авторов.

4. Аргументировано доказывается новизна результата в сравнении с известными ранее решениями по всем аспектам.

5. Обосновывается истинность, достоверность результатов, исходя из определений понятий, введенных в работу на основе правил и законов формальной логики.

6. Указываются научно-практические задачи, которые решаются с помощью полученных результатов.

На основании представленных результатов формулируются заключительные выводы научного исследования, содержащие ответы на решаемые в исследовании задачи.

Как уже отмечалось, к формулированию выводов предъявляются определенные методические требования. (См. Тему 3, п. 4. настоящего учебного пособия).

Перечислим основные из них:

1. Выводы должны быть краткими, конкретными и точными, и, вместе с тем, обобщающими все основные итоги исследования.

2. Выводы должны прямо соответствовать цели и задачам, поставленным в научном исследовании.

3. Выводы должны вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения.

4. Выводы не должны содержать ни одного общеизвестного утверждения, кроме тех, в которых данным исследованием подтверждается какая-либо недостаточно обоснованная ранее точка зрения (или гипотеза). В последнем случае необходимо сформулировать ее в форме подтверждения имеющихся предпосылок, теоретических данных и т. п.

При формулировании заключительных выводов исследователю важно избежать двух нередко встречающихся ошибок:

1) смысловой ограниченности интерпретации, когда на основе полноценного теоретического и эмпирического материала делаются весьма поверхностные, частного порядка выводы;

2) чрезмерно широкого обобщения полученных результатов, когда на основе незначительного материала формулируются неправомерно масштабные выводы.

3.3. Оформление результатов научного исследования.

После того как исследование завершено и прошло апробацию, его результаты должны быть литературно оформлены в виде соответствующего научного труда либо различных публикаций (монографии, статьи, методические пособия, дипломные, диссертационные работы и т. д.). Исследователь должен стремиться к тому, чтобы быть одновременно и популяризатором, пропагандистом своих идей и методов, иначе ценный опыт, интересные находки, оригинальные идеи могут остаться невостребованными, неизвестными научно-профессиональному сообществу. Сказанное определяет важность литературного оформления проделанной исследовательской работы.

Литературное оформление нельзя представлять себе только как изложение готового труда. Оформление работы всегда тесно связано с доработкой тех или иных положений, уточнением логики, аргументации и устранением пробелов в обосновании сделанных выводов, оно стимулирует убедительное раскрытие всех положений исследования. В ходе изложения они не только формулируются, но и во многом кристаллизуются, «шлифуются», оттачиваются. Вот почему литературное оформление – это важная часть самого исследования.

Основными требованиями к содержанию излагаемого исследовательского материала считаются следующие: концептуальная направленность; сущностный анализ и обобщение; аспектная определенность; сочетание широкого социального контекста рассмотрения с индивидуально-личностным; определенность и однозначность употребляемых понятий и терминов; четкое выделение нового и авторской позиции.

Следует учитывать, что изложение материалов исследования не следует подчинять задаче последовательного описания, воспроизводящего весь ход исследования. Изложение подчиняется иным, нежели само исследование, законам и обладает собственной логикой, вытекающей из содержания и логики исследования, но не воспроизводящей, не копирующей ее. Когда исследователь начинает писать научную работу (доклад, статью, отчет, курсовую или дипломную работу, диссертацию и т. п.), он уже знает результат, и этот результат так или иначе определяет способ изложения. Поэтому научное изложение, логика которого воспроизводит логику поиска от полученных результатов, отличается тем, что в нем не воспроизводятся все детали этого поиска. В нем высвечивается самое существенное для понимания процесса и результатов поиска.

При изложении результатов научного исследования можно начинать с теоретических исходных положений. Тогда изложение будет нацелено не на пересказ хода исследования, а, прежде всего, на воспроизведение истории развития, происхождения, структуры и функций изучаемых процессов.

Любой вид более или менее развернутого изложения результатов работы содержит следующие основные части: введение, теоретическое обоснование, описание опытно-экспериментальной работы, анализ полученных результатов, выводы, заключение, библиографию. Справочный материал (таблицы, схемы, графики) чаще всего выносятся в приложение, чтобы не загромождать основной текст.

Введение содержит обоснование актуальности и проблемности выбранной темы, определение объекта и предмета, структуры и методов исследования, указывает, в чем новизна и практическая значимость полученных результатов.

Теоретическое обоснование включает анализ литературы и других источников по интересующей проблеме, изложение научных концепций, составляющих базис исследования, анализ существующей практики, а также историю вопроса (если эти элементы даются в сжатом виде, они могут быть включены и во введение). В этой же части излагаются основные постулаты и гипотезы, обосновываются логика и условия исследовательского поиска. Далее следует описание опытной и экспериментальной работы, их анализ и обобщение.

Заключение содержит выводы, в нем формулируется то новое, что внес исследователь или исследовательский коллектив в теорию, практические советы и рекомендации, указываются ведущие направления дальнейшей разработки проблемы.

Библиография содержит перечень использованных литературных и рукописных источников, материалов на электронных носителях, располагаемых либо по алфавиту, либо по видам источников.

Таким образом, вычленить из собранных материалов и сформулировать основные идеи, положения и выводы полно, точно, доступно, способствуя тем самым их дальнейшему признанию и распространению – это главное, к чему следует стремиться исследователю в процессе литературного оформления материалов и результатов исследования.

3.4. Внедрение полученных научно-исследовательских результатов в практику.

Внедрение полученных результатов исследования в практику – заключительный, ответственный этап научных работ. Внедрение – это достижение практического использования результатов теоретических и экспериментальных исследований (часто многолетних), прогрессивных идей, открытий, инноваций. В процессе внедрения научно-исследовательских работ уточняется их эффективность, выявляются вопросы, требующие дополнительных исследований и доработки. Именно масштабом и объемом внедрения результатов исследования в практику определяется их научная новизна, теоретическая и практическая ценность.

Под внедрением понимается система целенаправленных действий, которые помогают ввести в различные области деятельности достижения науки и передового опыта.

С учетом классификации, подразделяющей все исследования на фундаментальные, поисковые, прикладные и разработки, выделяют два пути внедрения их результатов в практику:

- опосредованный, когда результаты исследований вводятся в теорию и, став ее составной частью, затем влияют на практику (фундаментальные и поисковые исследования);

- непосредственный, когда полученные в исследовании выводы прямо внедряются в практику (прикладные исследования и разработки).

Однако для внедрения в практику выводы любого исследования должны, пройдя серьезную обработку, превратиться в проверенные и теоретически обоснованные рекомендации. Такие рекомендации должны: а) носить обобщенный и системный характер; б) иметь форму принципов и требований; в) включать разработанные и апробированные методики деятельности; г) указывать, при каких условиях выводы и рекомендации окажутся наиболее эффективными, а также возможные ограничения их использования; д) носить четкий, конкретный и доступный специалистам-практикам характер.

Внедрение в практику представляет собой определенный цикл, имеющий начало и конец.

Еще на этапе разработки программы исследования в нее «закладываются» в гипотетическом виде формы будущего внедрения (директивные, инструктивные, методические материалы, монография или учебник, проведение практикумов для специалистов и т. д.).

Процесс непосредственного внедрения начинается с апробации рекомендаций и заканчивается тогда, когда результат исследования начинает давать определенный социальный и экономический эффект.

Основные выводы и предложения исследователей до начала массового внедрения в практику должны пройти этап предварительного внедрения. В его ходе производится экспертная оценка предлагаемых новшеств, разрабатываются рекомендации, экспериментальные методики и т. д. Массовое внедрение может начаться только после того, как получен положительный экспертный отзыв из учреждений – баз внедрения. Такой отзыв должен содержать заключение о целесообразности новшества и его перспектив, что будет гарантировать ценность и необходимость внедрения.

Документы (отчет о проведении внедрения или акт о внедрении, расчет экономической эффективности, заключение, предложения), подтверждающие целесообразность и действенность широкого внедрения, должны быть утверждены соответствующими отраслевыми ведомствами и рекомендованы ими для всех учреждений отрасли или отдельных их видов.

Внедрение нового иногда связано с преодолением консерватизма мышления, возникающих трудностей, организационных проблем, требующих преодоления. Поэтому залогом успешного внедрения и распространения результатов научных исследований и научно обоснованного передового опыта является творческое содружество ученых и специалистов-практиков, интерес последних к инновационным идеям, прогрессивным методам и технологиям их профессиональной деятельности. Необходимо организовать широкое ознакомление научно-профессиональной общественности с выводами и рекомендациями исследования, их популяризацию и пропаганду; формирование положительного отношения к ним; практическое обучение специалистов использованию новых знаний, правил и приемов в практике профессиональной деятельности.

Большую роль в проникновении результатов научных исследований в практику играют печатные работы разного целевого и читательского назначения: монографии, статьи, методические разработки, учебные пособия, научно-популярные труды и т. д. Достижения науки проникают в профессиональную практику также через систему устных коммуникаций: научные конференции, совещания, семинары, практикумы, институты (курсы) повышения квалификации специалистов и т. д.

Формы и методы контроля над реализацией научных исследований и разработок используются различные, но во всех случаях контроль должен носить системный характер.

Завершенным, как уже отмечалось, исследование считается только тогда, когда его результаты начинают успешно использоваться в практической деятельности.

Литература

1. Завьялова М.П. Методы научного исследования: учеб. пособие / М.П. Завьялова; Томск. политехн. ун-т. – Томск, 2007. – 160 с.

2. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание / М.С. Каган. – СПб.: Изд. СПбГУ, 2010. – 305 с.

3. Калинина Г.П. Библиографический аппарат курсовых, дипломных работ и диссертаций / Г.П. Калинина // Библиография. – 2012. – № 2. – С. 50 – 55.

4. Канке В.А. Философия науки: крат. энцикл. словарь / В.А. Канке. – М.: Омега-Л, 2008. – 328 с.

5. Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы / А.Н. Кочергин. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – 79 с.

6. Крейденко В.С. Библиотечные исследования. Научные основы: учеб. пособие / В.С. Крейденко. – М.: Книга, 1983. – 143 с.

7.  Крейденко, В.С. Библиотечные исследования: учеб.-метод. пособие / В.С. Крейденко. – М.: Рус. шк. Библ. ассоц., 2007. – 351 с.

8.  Кузнецов И.Н. Рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы: метод. рекоменд. по подготовке и оформлению / И.Н. Кузнецов, Л.А. Лойко; под ред. проф. А. Макарова. – Минск: Завигар, 2008. – 145 с.

9. Кузнецов И.Н. Диссертационные работы. Методика подготовки и оформления: учеб.-метод. пособие / И.Н. Кузнецов. – 4-е изд. – М., 2010. – 488 с.


1. Ожерелье Брисингов
2. Курсовая работа- Методи збору журналістської інформації
3. ЭКОНОМИКА по специальности 030901
4. Многие хозяйства от продажи зерна получают до 60 80 всей прибыли что оказывает решающее влияние на финансов
5. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Харків
6. Тема А В С D Е 1 11
7. х гг во Франции начала работать группа молодых художников
8. Тема 2.1. Актуальные вопросы выявления и коррекции отклонений в развитии
9. Финансовые отношения организаций
10. Контрольная работа- Организация банкета-кофе на 24 человека
11. Трейд л инк использует систему оплаты труда реализаторов продовольственных товаров на рынке от выручки ба
12. Преступления против здоровья
13.  Поняття предмет та методи правового регулювання господарського права Господарське право це сукупн
14. Реферат- Экономическая сущность перестройки
15. ЗАПИСКА До курсового проекту з дисципліни Основи та фундаменти транспортних споруд Виконала-с
16. олеонафтов Он состоялся благодаря подвижнической деятельности Виктора Рагозина предпринимателя технол.html
17. Прием и порядок переведения работника на другую работу
18. перестроившись на новый лад страны Европы заметно перегнали Россию
19. Песнь о Роланде и Песнь о Нибелунгах Рыцарство как особый социокультурный институт в Средние века
20. Антивирусные программы.html