Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

Акция
Закажите работу сегодня со скидкой до 5%
Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

Герберт Спенсер (1820–1903) – английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных, Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе – космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно – эволюции.

Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции – определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма.

Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил стороны:

интеграция – переход от простого к сложному, объединение

индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

дифференциация – переход от однородного к разнородному, усложнение строения. Первобытное общество – простое и однородное. Но впоследствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

возрастание порядка – переход от неопределенного к определенному

Каким образом осуществляется эволюция (медленное развитие) социальных организмов по Спенсеру? Прежде всего за счет роста населения, а также за счет объединения людей в социальные группы и классы. Люди объединяются в социальные системы либо ради зашиты и нападения, в результате чего возникают «военные типы обществ», либо ради производства предметов потребления, в результате чего появляются «промышленные общества». Между этими типами обществ происходит постоянная борьба.

Механизм социальной эволюции включает три фактора:

  •  люди изначально неравны по своим характерам, способностям, условиям жизни, в результате чего возникает дифференциация ролей, функций, власти, собственности, престижа;
  •  существует тенденция к усилению специализации ролей, росту социального неравенства (власти, достатка, образования);
  •  общество делится на экономические, политические, национальные, религиозные, профессиональные и т. п. классы, что вызывает его дестабилизацию и ослабление.

С помощью механизма социальной эволюции человечество проходит четыре этапа развития:

  •  простые и изолированные друг от друга человеческие общества, в которых люди заняты примерно одинаковой деятельностью;
  •  военные общества, характеризующиеся временной территорией, разделением труда, ведущей ролью централизованной политической организации;
  •  индустриальные общества, характеризующиеся постоянной территорией, конституцией и системой законов;
  •  цивилизации, которые включают в себя национальные государства, федерации государств, империи.

Главным в такой типологии обществ является дихотомия военного и промышленного общества. Ниже эта дихотомия по Спенсеру показана в табличной форме (табл. 1).

Согласно Г. Спенсеру, на первом этапе развитие обществознания находилось под полным контролем теологии, которая оставалась доминирующим видом познания и веры примерно до 1750 года. Затем в результате секуляризации общества теологии отказали в статусе привилегированной науки, и эта роль перешла к философии: не Бог, священник, а философ, мыслитель стали считаться источником (и критерием) истинного знания. В конце XVIII в. философов сменили ученые (естествоиспытатели), которые ввели в научный оборот эмпирическое обоснование истинности знаний, а не авторитет Бога или философии. Они отвергали философское обоснование истинности знаний как дедуктивную спекуляцию. В результате возникла позитивистская теория социопознания, которая включает в себя следующие основные положения:

  •  объективный мир дан человеку в форме чувственных явлений (ощущения, восприятия, представления), сам человек не может проникнуть в сущность объективного мира, а может только эмпирически описать эти явления;
  •  общество является результатом взаимодействия (а) сознательной деятельности людей и (б) объективных природных факторов;
  •  социальные явления (факты) качественно те же, что и природные явления, в силу чего методы естественно-научного познания применимы и в социологических исследованиях;
  •  общество подобно животному организму, оно имеет определенные органы-системы, взаимодействующие между собой;
  •  развитие общества является результатом увеличения численности людей, дифференциации и интеграции труда, усложнения прежних органов-систем и появления новых;
  •  наука представляет собой подлинное благо для людей, и развитие человечества непосредственно зависит от развития науки, в том числе социологической;
  •  социальные революции представляют для людей беду, являются результатом неправильного управления людьми, возникающим от незнания законов социологии;
  •  для нормального эволюционного развития руководители и ведущие классы должны знать социологию и руководствоваться ею при принятии политических решений;
  •  задача социологии заключается в выработке эмпирически обоснованных универсальных законов социального поведения, чтобы ориентировать его на общественное благо, разумный общественный строй;
  •  человечество состоит из разных стран (и народов), которые движутся по единому пути, проходят одни и те же этапы, а значит, подчиняются одним и тем же законам.




1. Настольный теннис
2. К лабораторной работе 7
3. Древнекитайская философия
4. Статья 1 Цели и сфера действия настоящего Федерального закона 1
5. Тема урока- АСПушкин Песнь о Вещем Олеге Цель и задачи урока- Познакомить учащихся с балладой А
6. Письма к близким 2 письма к брату Квинту 3 письма к близкому другу Цицерона Титу Помпонию Аттику и 4 пере
7. Особенности упаковки товара
8. 01 ~ Прикладна геометрія інженерна графіка А В Т О Р Е Ф Е Р А Т дисертації на здобуття науковог
9. и это деление всего сотворенного надвое всегда признавалось основным.html
10. ЭКОНОМИК И МИРОВ
11. Історія Західноукраїнської Народної Республіки
12. Развитие английского парламентаризма с XII до конца XVII в
13. Введение Организация и технология производства строительных работ сроки их выполнения и качество зави
14. ГЕРМАНСКИЙ ВЕРКБУНД Переход от ручного труда к промышленному производству в Германии произошел лишь в
15. Правовое регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического
16. і. Внутрішня та зовнішня політика Ярослава Мудрого
17. заражения на основе которого- строятся человеческие взаимоотношения происходит передача убежд
18.  гарниры пюре картоф
19. рефераті Книги Один автор 1
20. Лабораторная работа ’ 2 Тема- Организация запросов на выборку данных средствами SQL