Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Методические рекомендации к содержанию курсовой работы

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

Загрузка...

Диплом на заказ

PAGE  34

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение...........................................................................................................   4

2. Структура курсовой работы.......................................................................   5

3. Методические рекомендации к содержанию курсовой работы……….   6 

Глава 1. Общая характеристика предприятия……………………...….   6

Глава 2. Анализ деятельности предприятия согласно содержательной модели СЭП………………………………………………………………….   7

Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию социально-экономического процесса………………………………………………….   15

4. Требования к оформлению курсовой работы..........................................   27

5.  Рекомендуемая литература......................................................................  28

6. Краткий словарь базовых управленческих терминов…………………   30

7. Приложения..................................................................................................   48


1. Введение

Курсовая работа по дисциплине «Управление персоналом» предназначена для закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков по разработке программы социально-экономического развития организаций как коллективов людей объединенных для достижения общей цели, раскрытия потенциала работников в процессе экономической деятельности.

Целостно–динамический подход к управлению позволит увидеть социально-экономический процесс цельным, объемным, динамичным в органичном единстве взаимодействующих разнородных элементов в изменяющихся условиях внешней среды. Наличие в памяти такого мысленного образа способствует приобретению навыка управлять в целом, что позволяет разрабатывать решения, реализация которых помогает проявлению положительного синергетического эффекта деятельности  коллектива людей организации, способствует её переходу на более высокий уровень развития.

С переходом на рыночные отношения предприятиям уже никто не устанавливает контрольные цифры и не требует представить к определенному сроку план экономического и социального развития. Почувствовав свободу и бесконтрольность, некоторые предприятия стали меньше внимания уделять правильному управлению людьми,  планированию и мотивации их деятельности. Это есть одна из первых и весьма существенных их ошибок. Как показывает анализ, такие предприятия в своем значительном большинстве оказались в тяжелом финансовом положении или стали банкротами.

Выполнение курсовой работы направлено на устранение этого существенного недостатка. Производство и применение студентами системы ярких биоадекватных мысленных образов социально-экономических процессов позволяет в органичном единстве познавать взаимосвязанные социальные, технические, технологические и экономические процессы и тем самым повышать уровень обоснованности применяемых решений по управлению персоналом.

Студенты разрабатывают план социально-экономического  развития на базе конкретного предприятия  на основе содержательной модели социально- экономического процесса и информации, собранной при прохождении производственной практики.

Курсовая работа рецензируется руководителем (преподавателем) и выносится на защиту.

Работа выполняется по единой схеме, предложенной в данных методических рекомендациях каждым студентом по выбранному предприятию. Все возникающие отклонения от заданного плана оговариваются с руководителем. Окончательный вариант плана работы утверждается на кафедре.

2. Структура курсовой работы

1. Титульный лист.

2. Лист-задание.

3. Содержание.

4. Введение.

5. Глава 1. Общая характеристика предприятия.

6. Глава 2. Анализ деятельности предприятия согласно содержательной модели СЭП.

7. Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию социально– экономического процесса.

8. Выводы и рекомендации (вместо заключения).

9. Список использованной литературы.

10. Приложения.

 

3. Методические рекомендации к содержанию курсовой работы

Общий объем курсовой работы 30-45 страниц машинописного текста.

3.1. Титульный лист (см. Приложение 1)

3.2. Лист-задание (см. Приложение 2)

3.3. Содержание

Раздел «Содержание» включает название всех глав, под глав (параграфов) с указанием номера страницы. Отражает названия всех пунктов плана социально-экономического развития выбранного предприятия. Титульный лист и лист-задание в раздел «Содержание» не включаются.

3.4. Введение

Введение начинается с нового листа, нумеруется. Введение должно содержать информацию об актуальности темы курсовой работы, ее цели, объекте, предмете и основных задачах. (Общий объем раздела «Введение» - 1-2 стр.).

3.5. Глава 1. Общая характеристика предприятия

Раздел состоит из двух подглав (нумеруются соответственно):

1.1. Описание предприятия

1.2. Описание продукции, услуг предприятия

1.1. Описание предприятия

В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке:

• название предприятия, его полный юридический адрес, организационно-правовая форма;

• возраст предприятия, его история (кратко), перечень основных владельцев;

 события, повлиявшие на развитие предприятия;

• организационная структура и кадровый состав предприятия;

 основные достижения предприятия;

 показатели хозяйственной деятельности предприятия за последние три года;

• используемые ноу-хау;

 уровень технологий;

 географическое положение предприятия.

1.2. Описание продукции/услуг предприятия

В этом разделе приводится характеристика производимой предприятием продукции или услуг, анализируется производство в следующей последовательности:

• виды продукции/услуг;

 функциональное назначение продукции;

 примеры использования продукции;

•технологичность, универсальность, соответствие принятым стандартам;

 требования к контролю качества, к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;

 цели и описание планируемых НИОКР;

 наличие внедренных инновационных технологий на предприятии.

*Общий объем раздела «Глава1. Общая характеристика предприятия» - 10-15 стр.

З.6. Глава 2. Анализ деятельности предприятия согласно содержательной модели СЭП (10-15 стр)

Для написания данной главы необходимо усвоить приведенные ниже модели.

Установлено, что в настоящее время в российском управлении в качестве конфигураторов воздействий применяются Западные модели, в которых заложены манипулятивные и эксплуатационные начала. В наиболее распространенных схемах организаций люди рассматриваются как средство получения прибыли, приравненное к технике технологии и структуре. Это противоречит российским социо-культурным ценностям и приводит к углублению конфликта между человеком и организацией, субъектом и объектом системы управления. Применение Западных моделей в управлении чревато искажением российской социо-экономической реальности в процессе её моделирования, что лежит в основе несостоятельности теории управления и ошибочности принимаемых управленческих решений.

При разработке схемы мыслеобраза социально-экономического процесса (СЭП) как объекта реальности нами учтены достижения российской научной управленческой мысли, наиболее ярко проявившиеся поэтапно через каждые 50 лет и существенно обогатившие мировую науку управления: 1861-1880 гг. русский операционный метод практической подготовки инженеров-механиков (Д. Советкин); 1911-1930 гг. - теория организационного эффекта, интернационистская модель организации, учения о ноосфере и идеальном строе жизни (А.А. Богданов, В.И. Ленин, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, В.И.Вернадский, К.Э. Циолковский); 1961-1980 гг.-гуманистическая система ценностей, научное управление обществом (И.А. Ефремов, В.Г. Афанасьев). Указанные выше этапы характеризуются осознанием необходимости управления, раскрывающего творческий потенциал человека, являющегося «ядром» системы управления.

В реальности мы наблюдаем целостный социально-экономический процесс как органичное единство единовременно и в определенном порядке осуществляемых элементов от появления потребности человека до ее удовлетворения, что изображается схематически в виде линии экономической деятельности (рисунок 1).

Рисунок 1. - Схема линии экономической деятельности людей.

1. Человек опредмечивает потребность (ставит цель); 2. Человек осуществляет умственные и физические движения по достижению цели;

3. Человек пользуется инструментами, приспособлениями; 4. Вещество природы подвергается воздействию; 5. Превращение вещества под воздействием; 6. Появляется продукт удовлетворения потребностей;

7. Человек - люди; 8. Линия экономической деятельности; 9. Среда.

Полученная нами схема символизирует экономическую деятельность людей, т.е. является информационным устройством, фиксирующим процесс удовлетворения потребности человека через целенаправленное преобразование с помощью средств вещества природы в продукт удовлетворения потребности.

Полученный символ мы считаем вполне удачным. Весьма успешным оказался поиск символов, отражающих процесс жизнедеятельности. Так от М. Дюваль было получено изображение, используемое древним кельтским народом, населявшим большую часть Европы более двух тысячелетий назад (рисунок 2).

Рисунок 2. - Кельтское «колесо жизни».

Извилистый лабиринт символизирует непрерывную жизнь и обновление.

(В третьей главе курсовой работы после усвоения и проговаривания линии экономической деятельности студенту необходимо найти в природе образ, олицетворяющий жизнедеятельность и на этой основе изобразить свой оригинальный логотип предприятия, описать его и объяснить. Предлагаемый символ должен отражать элементы линии деятельности).

Переходя от символьного к логическому этапу познания социально-экономического процесса воспользуемся основным требованием к отображению целостности: представлению в виде замкнутого круга, внутри которого каждый элемент связи является условием другого и обусловлен им. При этом не будем отходить от линии экономической деятельности людей, символизирующей социально-экономическую реальность и составленной на основе образа деятельности, как первичного конфигуратора.

Учитывая ценнейший исторический опыт становления совершенного социального управления, природосообразное поведение российских людей и соответствующую ему многовековую культуру нами предложено в качестве когнитивной модели социально-экономического процесса использовать явление экономической деятельности людей от появления потребности до её удовлетворения посредством целесообразного воздействия орудиями труда на предметы труда, превращаемые в продукты труда. Придерживаясь философской концепции целостности, законов органичности и непрерывного обновления жизнедеятельности людей, мы исходя из понятия линии деятельности вводим понятие единицы социально-экономического процесса как информационного устройства, фиксирующего явление целенаправленного преобразования с помощью средств вещества природы в продукт, присваиваемый для удовлетворения потребности (рисунок 3).

Рисунок 3. - Схема взаимосвязи первоэлементов СЭП (единицы деятельности): О - потребность, первопричина, цель; Д - движения, действия, Т - технические средства труда; Ч - вещество природы (предмет труда); П - превращение, преобразование «Ч»; Ш - результат (продукт труда); С - социум, человек, люди, сообщество; В - информационный пояс; Э - окружающая среда; [С (О,Д,Т,Ч,П,Ш,) В,Э] - линия экономической деятельности людей; 1 - сфера потребностей; 2 - сфера знаний, умений, навыков, интеллекта; 3 - техническая сфера; 4 - предметная сфера; 5 - технологическая сфера; 6 - продукционная сфера; 7 - социальная сфера; 8 - организационная сфера; 9 - среда.

Декомпозиция СЭП как целостного явления путем охвата сознанием различных разнородных первоэлементов позволяет получить его содержательные элементы;

ОДТЧ – трудовой процесс (целенаправленное расходование нервномышечной энергии человека);

ДТЧП - рабочий процесс (превращение энергии движения человека  и технических средств в энергию преобразования предмета труда);

ТЧПШ – технологический процесс (превращение энергии предмета труда в энергию продукта труда);

ЧПШО - потребительский процесс (переход энергии вещества природы в энергию потребителя);

7,1 – социально – потребительская система (характеризуется уровнем потребностей людей);

7,2 – социально – эргономическая система (характеризуется уровнем знаний опыта, мастерства, профессионализма людей);

7,3 – социально–техническая система (характеризуется уровнем применяемых технических средств деятельности);

7,4 – социально-предметная система (характеризуется уровнем материально – сырьевой базы деятельности);

7,5 - социально-технологическая система (характеризуется уровнем применяемых операционных технологий);

7,6 – социально-продукционная система (характеризуется потребительскими свойствами продуктов деятельности);

1,2,3,4,5,6 – производственный процесс (характеризуется качеством сопряжения первоэлементов 1-6);

1,2,3,4,5,6,7 – социально–экономический процесс (характеризуется качеством сопряжения разнородных систем и социальным положением людей).

Во второй главе необходимо подробно проанализировать системы

7-1; 7-2; 7-3; 7-4; 7-5; 7-6 и на этой основе оценить состояние СЭП (поставить диагноз несовершенства, если оно обнаружено).

При анализе социально–потребительской системы (7-1) необходимо охарактеризовать количественный состав работников, его динамику, уровень потребностей людей. При этом можно воспользоваться информацией о текучести кадров, данными тестирования на предмет потребности в достижении, самооценки, уровня ожиданий. Желательно в целом по пятибалльной шкале дать количественную оценку социально–потребительскому статусу коллектива. Для углубленного исследования можно с помощью анкетирования или интервьюирования определить желаемый размер денежного дохода в месяц (вознаграждения за труд). Оценка системы 7-1 может быть адекватной в случае освоения студентом теорий мотивации, привлечения мнений экспертов из числа непосредственных производственных работников и руководителей предприятия.

При оценки системы 7-2 (социально–эргономическая) необходимо учесть уровень знаний, опыта, мастерства (профессионализма) работников. Допускается экспертная оценка. Более точные данные могут быть получены с применением тестового контроля. Для этого необходимо сформулировать контрольные вопросы и возможные варианты ответов на них. Обычно составляется 20 вопросов и используется следующая шкала оценок:

Количество правильных                                        Оценка

ответов

до  50%                                                                          1

50 – 60%                                                                        2

60 – 70%                                                                        3

70 – 80%                                                                        4

80 – 90%                                                                        5

Такую же шкалу следует применить при оценке всех систем организации. Например: уровень технического обеспечения, уровень обеспеченности предметами труда, степень соблюдения требований технологии, степень удовлетворения потребностей и др.

Оценка системы 7-3 (социо–техническая) осуществляется также экспертно. Возможна и точная оценка, если в основу положить степень достижения нормативов обеспечения организации техническими средствами, (фондооснащенность, фондообеспеченность, фондовооруженность). Следует учитывать степень износа технических средств их моральный уровень. Для оценки социо–технической системы необходимо иметь представление о видах и уровнях техники, её возможностях.

Оценка системы 7-4 (социо–предметная) дается на основе анализа применяемых предметов труда (сырьевые материалы). Оценивается все подвергающееся обработке. При этом учитывается и количество и качество предметов труда. Очень важно оценивать возможности материально–сырьевой базы с учетом возможной глубины обработки. Допускается и экспертная оценка потенциала доступной материально–сырьевой базы.

Оценка системы 7–5 (социально–технологическая) может быть более точной, если учесть степень соблюдения требований технологий. Для этого можно воспользоваться правилами производства работ, которые имеются по каждому их виду. Методами визуального наблюдения, точных измерений можно обнаружить отклонения от норм (ошибки) и рассчитать степень соблюдения норм. Для этого не обязательно контролировать все операции. Можно взять одну – две наиболее массовые  или часто повторяющиеся. Как правило, уровень нарушений примерно одинаков по всем операциям. Следует охарактеризовать и общий уровень технологий (от примитивных до высоких).

Оценка системы 7-6 (социо–продукционная) осуществляется с учетом выхода продукта от возможного, степени удовлетворения желаемого вознаграждения за труд и многое другое. Возможный выход продукции и фактический легко определить, применяя натуральные и стоимостные показатели.

Как видно оценка процесса деятельности людей требует от студента знаний социального и технологического характера, глубокого проникновения в содержание деятельности, привлечения помощи специалистов и экспертов, изучения литературы.

Сопоставив оценки систем можно поставить диагноз несовершенства процесса деятельности и показать «болезнь» схематически и образно. Здесь надо дать описание и объяснение «болезни».

Проводя исследование шести систем, поставив «диагноз болезни» можно установить ее причину.

Как правило, причина в управлении. Это надо доказать, выразить своими словами, привести примеры. Если в процессе исследования Вы установили, что в управляющей системе нет информации по той или иной системе–это первый признак её несовершенства.

Глава 2 заканчивается выводами о состоянии СЭП.

3.7. Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию социально–экономического процесса

Одной из нерешенных проблем в управлении социально-экономическим процессом является недостаточная теоретическая разработанность субъектно-объектных отношений, что не позволяет в практике управления преодолеть постоянно усиливающийся «отрыв» управляющей системы от управляемой. Он своеобразно закреплен в классических схемах кибернетической системы управления, оправдывающих доминирование управления методом «проб и ошибок». С учетом закона голографического доминирования мироздания нами предложена нелинейная схема модели системы управления, показанная на рисунке 4.

Рисунок 4. - Нелинейная схема модели системы управления предприятия.

Данная схема иллюстрирует субъектно-объектное взаимоперекрытие. Применительно к управлению персоналом это означает глубокое проникновение управляющего в содержание управляемого объекта. Будем считать, что во второй главе курсовой работы Вам удалось это сделать. Вы поставили диагноз имеющегося несовершенства на основе системной диагностики. Теперь ставится новая проблема: Как оздоровить процесс деятельности персонала предприятия (организации) и избежать при этом диктата, который вызовет противление персонала и сведет одностороннее усилие управляющего к нулю. Более того, в ряде случаев возможен и отрицательный результат, когда лучше было бы не управлять. Согласно модели (рисунок 4) персонал, как управляемый объект должен принимать участие в управлении, т.е., находиться в режиме «самооздоровления», используя потенциал управляющей системы и свой собственный в общей окружающей среде. Вам желательно пронаблюдать содержание характерного вашему предприятию взаимоперекрытия управляющей и управляемой подсистем и сделать предложения по совершенствованию управления. При этом воспользуйтесь схемой, показанной на рисунке 5.

Эта схема иллюстрирует субъектно–объектное взаимоперекрытие и внутреннюю взаимопринадлежность систем, которая обеспечивает получение положительного организационного эффекта при условии применения показанной на рисунке логики исследования объекта.

Рисунок 5. - Схема соотносительности объекта и субъекта системы управления СЭП: управляющий (С) пошагово (1-У1) исследует СЭП; управляющий преобразует деятельность персонала, добиваясь организационного эффекта, находясь внутри целостной оздоравливаемой системы (СОДТЧПШВЭ).

Разрабатывая мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом Вам можно воспользоваться пониманием того, что связи развития находятся внутри объекта и, что положительное преобразующее начало надо «зародить» именно внутри и обеспечить его прорастание, рост, развитие, процветание, распространение. Так может быть организовано восхождение к боле совершенному новому качеству системы управления.

При разработке мероприятий используйте  естественные связи развития, показанные на рисунке 6. и условно названные нами генемическими от греч.  genos-ген и лат. еm-эм- приставка в словах, означающих появление, вытекание, восхождение, распространение и др. 

 

Рисунок 6. - Схема СЭП, отражающая генемические связи развития.

Используя изложенные методологические положения, дайте характеристику внутренней и внешней среды развития предприятия. Опишите, какие внутренние и внешние силы необходимо задействовать в преобразовании деятельности персонала. Их очень много, но далеко не все задействованы на вашем объекте. Нужно воспользоваться мнением работающих на объекте людей, литературными источниками, опытом талантливых руководителей. Огромное количество информации по данной проблеме находится в Интернете.

Разрабатывая мероприятия по совершенствованию управления социально–экономическими процессами, учитывайте принципы, изложенные в таблице 1.

Таблица 1. Принципы управления социально-экономическими процессами

Название принципов 

Краткое содержание принципов 

1. Принцип технологичности 

Любое управленческое решение по преобразованию социально-экономического процесса может быть принято при условии наличия гарантии, что его реализация не приведет к нарушению научно-обоснованных требований технологии и не вызовет отрицательных экологических последствий, снижающих экологическую безопасность. 

2. Принцип опережающего развития социально-эргономической системы 

Перевод социально-экономического процесса на более высокий качественный уровень должен осуществляться через первоочередные решения, способствующие повышению уровня знаний, опыта, мастерства, профессионализма, общественного интеллекта в сообществе, вовлеченном в этот социально-экономический процесс. 

3. Принцип обеспечения равнокачественности систем 

В управлении социально-экономическим процессом необходимо стремиться к установлению равнокачественности его систем, обеспечивая равновесное состояние целостной метасистемы. 

4. Принцип мотивации раскрытия и актуализации внутреннего потенциала 

Управление должно обеспечивать раскрытие и актуализацию всех внутренних сил, содержащихся во всех сферах и системах социально-экономического процесса. 

5. Принцип максимального использования

возможностей окружающей среды 

В управлении социально-экономическим процессом следует постоянно отслеживать изменения и тенденции в окружающей среде и обеспечивать посферное «врастание» в эту среду, что позволяет воспользоваться внешними силами развития с одной стороны и влиять на формирование среды с другой.

6. Принцип внутренней принадлежности управляющей системы управляемой 

Управляющая система (субъект) является внутренне присущей управляемой (объекту), что позволяет не допускать отрыва субъекта от объекта и образования межсистемного «вакуума». 

7. Принцип генемичности 

Преобразующее начало следует «зарождать» на элементарном уровне и способствовать восхождению его к глобальному. 

Показанные модели и принципы являются основой разработки ведущей идеи и конструктивного замысла преобразования социально-экономического процесса под  названием «управление социально-экономическими процессами на основе темперагенеза».

Сферами О, Д, Т, Ч, П, Ш любой социально-экономический процесс (СЭП) врастает в соответсвующие сферы окружающей среды, осваивая её и окультуривая. Управляющая система организует и отслеживает сферное восхождение СЭП. Именно качеством этого восхождения определяется социально-экономическое положение  организации. Наивысший положительный эффект может быть получен: 1) при относительной равнокачественности сфер (О «Д «Т «Ч «П «Ш); 2) когда СП -, СД -, СТ -, СЧ-, СП -, СШ - системы гармонично функционируют в целом [метасистема С(ОДТЧПШ)]; 3) сферы О, Д, Т, Ч, П, Ш равномерны в восхождении;

4) преобразования в сферах ОД, Т, Ч, П, Ш совпадают во времени; 5) при условии опережающего развития системы (СД).

В этом случае наблюдается внутренняя оптимизация функций систем СЭП, что обеспечивает положительный синергетический эффект. Гармония в функционировании систем СЭП достигается самоорганизацией и чаще всего нарушается деструктивными воздействиями извне, которые приводят к огромным потерям энергии, необходимой для осуществления уравновешивания с окружающей средой.

Совершенная самоорганизация в СЭП возможна, если не продавливать линейно сверху вниз готовые решения, а продвигать методологию, которая является особого рода «осветляющей» субстанцией, позволяющей обеспечивать творчество внутри СЭП, что и обеспечивает синергетический эффект. Творческий процесс сам по себе синергетичен, а творческий результат есть оригинальное сопряжение разнородных сфер О, Д, Т, Ч, Л, Ш и систем СО, СД, СТ, СЧ, СП, СШ, что не может ограничиваться рамками традиционного системного подхода. Здесь необходим метасистемный подход (целостно-деятельностный), чему в полной мере соответствует разработанный методологический инструментарий.

Используя приведенный выше теоретический материал, раскройте деятельность руководителя организации в управлении персоналом по принципам управления. Покажите позитивные и негативные стороны управления.

В разработанных схемах не отражается структура организации и лишь потому, что мы показывали ее «срез». Что касается структуры организации, то она представляется нами в виде «дерева». Это способствует в полной мере принципу природосообразности. Именно природосообразность и, «космизм» являются самыми отличительными чертами менталитета российских людей. Между прочим можно отметить, что Западные модели организации созданы исходя из воображения структуры неорганического вещества и технических средств. Отсюда весьма примечательными являются предикаты (наиболее часто применяемые слова) в лексиконе западных авторов: «кристалл», «алмаз», «механизм», «рычаг», «цепь», «приводной ремень» и д.р. Они «перекочевали» в нашу литературу в силу известных причин и не способствуют развитию природосообразности мышления. Разрабатываемые нами модели основаны на воображении органических тел, т.е. отличаются органичностью, что в более полной мере соответствует даже понятию организации как объекта - основой ее являются люди, осуществляющие деятельность в природной и социальной среде. Большинство авторов по системному анализу также придерживаются технократического подхода к трактовке организации и обозначают ее как социо-техническую систему.

Люди объединены в организациях. Они рассредоточены территориально. Хозяйства, предприятия расположены на определенных территориях по сотовому принципу. Разделение труда привело к его кооперации и обусловило иерархическое построение организации. Иерархическими являются структуры государственного и муниципального управления. Иерархия свойственна интегрированным формированиям. Сколько бы ни говорили ученые и политики о преимуществах гетерархических структур типа «футбольная команда» над иерархическими типа «боевой корабль» следует учесть, что иерархия естественно присуща социально-экономическому процессу в силу  разделения труда по видам деятельности. В связи с этим мы и представляем социально-экономический процесс в виде дерева, срез которого на любом иерархическом уровне адекватен модели типа «ромашка» (рисунок 7).

Корневая система - ресурсообеспечивающие процессы, крона – «перерабатывающие». «Корневые волоски» и «листья» - люди.

Рисунок 7. - Схема объемной модели социально-экономического процесса.

Кора-информация. Корни, ствол, ветви и веточки - связующие структурные элементы.

Социально–экономические процессы также зависимы от структуры, насколько зависит плодоношение яблони от особенностей ее кроны. Нетрудно заметить, что основное отличие разработанных нами моделей от Западных состоит в природосообразности. Это усиливает их интегрирующее и организующее значение, т.е. обеспечивает методологическую организованность управления.

Используя приведенный выше материал, в курсовой работе изобразите «дерево целей» предприятия, выбранного Вами  в качестве объекта исследования.

Применительно к теме курсовой работы объектом системы управления персоналом является социально-экономический процесс, а субъектом - управляющая подсистема, характеризуемая содержательно процессом деятельности аппарата управления. В этом процессе следует различать те же элементы, что и в объекте (социально-экономическом процессе). Однако, они являются разными в зависимости от того или иного цикла процесса управления, показанного на рисунке 8.  

Информационный цикл

Рисунок 8. - Схема непрерывности процесса управления  персоналом.

Показанные связи составляющих существенны только при взаимоперекрытости и взаимодействии. Ниже в табличной форме показано содержание циклов процесса управления (таблица 2).

Обращая внимание на содержание таблицы 2 можно заключить, что в конечном итоге продуктом труда в управлении персоналом является преобразованный социально-экономический процесс. Его состояние определяется качеством информации, решений и процесса их реализации. Утверждение о том, что продуктом управленческого труда является решение, можно признать верным только в том случае если управление рассматривать как таковое в самом себе. Считается, что предложенные нами схемы являются методологическими элементами, использование которых можно положить в основу преодоления технического отчуждения управляющей системы от управляемой.

Таблица 2. Содержание циклов управления социально- экономическим процессом

Наименование циклов 

Содержание циклов 

Орудие труда 

Предмет труда 

Продукт труда 

Информационный цикл 

Средства получения и обработки информации 

Реальный социально-экономический процесс 

Информация о состоянии социально-экономического процесса 

Цикл разработки и принятия управленческого решения 

Средства анализа информации и разработки управленческого решения 

Информация о состоянии социально-экономического процесса 

Управленческое решение 

Цикл реализации управленческого решения 

Средства реализации решения (преобразование социально-экономического процесса) 

Управленческое решение 

Преобразованный социально-экономический процесс 

В условиях рыночной экономики с целью ее эффективного регулирования и усиления гуманного начала, ослабления влияния технократических сил рынка на жизнь людей в России возрождается "клинический" тип управления социально-экономическими процессами, обеспечивающий их диагностику и оздоровление. Каждому региону, каждому муниципальному образованию, каждому предприятию свойственно свое особое состояние, требуется свой выверенный "рецепт" оздоровления на данный момент времени, своя научно-обоснованная концепция и целевая программа развития. Для этого необходимо познать внутреннее состояние процесса и поставить точный диагноз несовершенства относительно идеального, совершенного процесса, имитирующего аналоговый процесс в окружающей среде.

Используя рисунок 8 и таблицу 2, опишите и оцените информационное обеспечение объекта. (Виды информации, способы получения, обработка информации, ее использование в управлении персоналом). Оцените уровень информационного обеспечения и информационной деятельности.

Отдельно оцените уровень циклов «Разработка и принятие управленческого решения», «Реализация управленческого решения».

В целях становления на предприятии указанных "клинического" и "развивающего" типов управления персонала  Вам  необходимо продолжить мероприятия по совершенствованию управленческой деятельности и показать эффект от их реализации.

Заключение по курсовой работе делается краткое. В нем отражается постановленный диагноз несовершенства, его причины и рекомендации по оздоровлению.

3.8. Список используемой литературы

Данный раздел в содержании курсовой работы озаглавливается как «Список литературы». Список литературы начинается с нового листа, помещается после выводов и рекомендаций и содержит список литературных источников, на которые сделаны ссылки в тексте курсовой работы. Список литературы должен содержать 15-20 библиографических источников, адреса использованных Интернет сайтов.

В тексте курсовой работы ссылки на литературный источник приводятся в конце цитаты или абзаца в виде цифры, обозначающей порядковый номер в списке литературы, заключенной в скобки. При ссылке на конкретную цитату, рисунок, формулу, кроме порядкового номера указывают номер страницы в этом литературном источнике. Например: [И, с.57-88]. Общий объем списка литературы - 1-2 страницы.

3.9. Приложения

Вспомогательный материал следует включать в приложения. Например, таблицы, схемы, графики, документы с экономическими показателями, документы или их копии, взятые на предприятии и др.

В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в разработанном плане мероприятий. К числу обязательных относятся:

 схема организационной структуры управления на предприятии с ее характеристикой; 

 подробные технические характеристики продукции;

 заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности, санитарно-эпидемиологических служб; 

• некоторые разделы бизнес-плана исследуемого предприятия;

 результаты финансовой и производственной деятельности (конкретные показатели с элементами расчета);

 показатели кадровой политики предприятия. 

Возможно, также предоставление в качестве приложения к разработанному плану фотографий или видеоролика образцов продукции и другой информации по желанию автора.

4. Требования к оформлению курсовой работы

1. Курсовая работа выполняется на основе общего для всех плана по выбранному студентом предприятию. Выполняется только машинописным текстом в текстовом редакторе MS Word (Times New Roman,кегль 14 пт), интервал 1,5; поля страницы 2-2-3-1,5 см. Всю работу необходимо пронумеровать внизу страницы и по середине, первый лист не нумеруется. Все разделы работы начинаются с новой страницы. Необходимо соблюдать единый стиль оформления работы: одинаковые шрифты для заголовков, подзаголовков и т.п.

2. Титульный лист оформляется на основе приложения 1.

3. Лист-задание не нумеруется, заполняется автором и руководителем курсовой работы, вкладывается в файл и помещается после титульного листа перед содержанием работы. Лист-задание оформляется на основе приложения 2., Исправления не допускаются.

4. Содержание курсовой работы оформляется на основе  заданий

5. Список литературы должен оформляться в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1 - 84 «Библиографическое описание документа». Источники следует располагать в алфавитном порядке. Источнику необходимо дать библиографическое описание, то есть указать порядковый номер арабскими цифрами, фамилии и инициалы авторов, заглавие, место издания, издательство, год издания и число страниц. Используемые юридические, экономические и другие нормативные акты выносятся в начало списка литературы, адреса Интернет сайтов  в конец.

6. Общий объем курсовой работы - 30-45 страниц машинописного текста (возможны отклонения от заданного количества страниц, как в меньшую, так и в большую сторону). Работа представляется к защите в распечатанном виде (на бумажном носителе), с приложением дискеты или (диска СDR) с курсовой работой. Электронный носитель прилагается в отдельном файле, прикрепленном к курсовой работе как заключительное приложение.

7. В печатном тексте курсовой работы должны присутствовать ссылки на использованную литературу с указанием страниц и номера источника из списка, или внутренние сноски (в конце каждой страницы) с указанием источника и номера страниц (по желанию автора).

8. Приложения начинаются с нового листа с указанием в правом верхнем углу прописными буквами слова «Приложение» и его номера, написанного арабскими цифрами. Например: Приложение 8. Страницы приложений не нумеруются в общей структуре курсовой работы. Многостраничный документ (от 2 и более страниц, например информация о численном составе предприятия) оформляется в одно приложение под одним порядковым номером, а все страницы вкладываются в файл.


5. Рекомендуемая литература

  1.  Анохина, О. Обучение действием: новый подход к корпоративному обучению и развитию персонала/О.Анохина, А. Павлуцкий//Управление персоналом.2001.- № 4.- с. 24-27.
  2.  Анисимов, О.С. Гегель: мышление и развитие (пути к культуре мышления)/О.С.Анисимов.- М.,2000.- 800с.
  3.  Анисимов, О. С. Методологический словарь для управленцев/О.С. Анисимов.- М., 2002.- 295с.
  4.  Афанасьев, В.Г. Человек в управлении обществом/В.Г.Афанасьев.- М.: Политиздат, 1977.- 287с.
  5.  Афанасьев, В. Г. Мир живого: системность, эволюция и управление/ В.Г.Афанасьев. – М.: Политиздат, 1986.- 333с.
  6.  Беляев, А.А. Системология организации /А.А.Беляев, Э.М.Коротков. М ,2000. – 456с.
  7.  Богданов, А.А. Вопросы социализма: Работы раз.лет/М.: Политиздат, 1990. – 477с.
  8.  Введение в управление: учеб. пособие/ Н.В. Антоненко[и др]. – М.: МОО Академия наук социальных технологий и местного самоуправления, 2002. – 360с.
  9.  Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 574с.
  10.   Гастев, А.К. Трудовые установки / А.К. Гастев. – М.: Экономика, 1973. – 343с.
  11.  Гилбрет, Ф. Изучение движения / Ф.Гилбрет; пер.с англ. – М. – Л.: Техника управления, 1930. – 110с.
  12.  Ерманский, О.А. Теория и практика рационализации / О.А. Ерманский. – М – Л.: НКТП,1933. – 508с.
  13.  Ерманский, О.А. Научная организация труда и система Тейлора / О.А.Ерманский. – М.: Пг., ГИЗ, 1923. – 384с.
  14.  Зинченко, В.П. Эргономические основы организации труда: учеб. пособие./ В.П.Зинченко [и др]. – М.: Экономика, 1974. – 204с.
  15.  Кафидов, В.В. Исследование систем управления / В.В. Кафидов. – Киров: Академический проект, 2001. – 155с. 51. Инновационные социальные технологии  устойчиво развития / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев, Г.Т. Галлиев. – Уфа: Дизайн Полиграф Сервис, 2003. – 352с.
  16.  Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок 53000 слов / С.И. Ожегов. – М.: ОНИКС 21 век, Мир и –образование, 2004. – 1200с.
  17.  Теория управления: социально технологический подход: энцикл. Словарь / Под. ред. В.Н.Иванова. – М.: Муниципальный мир,2004. – 672с.
  18.  Теория управления: учебник /Под ред. Ю.В.Васильева.    М.: Финансы и статистика, 2005. – 608с.
  19.  Тихомиров, О.К. Психология мышления / О.К.Тихомиров. – М.: Изд.центр «Академия», 2002. – 288с.
  20.  Управление персоналом: учебник / Под. ред, Т.Ю. Базарова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 432с.


6. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ

БАЗОВЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Афанасьев Виктор Григорьевич (1922- 1994) – философ, академик РАН (1981). Написал основные требования по проблемам общественного развития, управления, философские вопросы биологии.

Административное управление – практическая реализация исполнительной власти; деятельность государственных органов, институций «вторичного» мандата. Результат деятельности – правоприменительные административные акты, индивидуальные административно-правовые решения и действия.

Аппарат управления — система органов управления, совокупность организаций, обеспечивающих управление в той или иной управленческой деятельности; совокупность работников (руководителей, специалистов, технических исполнителей) какой-либо организации, выполняющих управленческую работу.

Бессознательное — воспринимаемая и (глубинный уровень) хранящаяся информация врожденного характера (безусловные рефлексы, информация по поводу самосохранения, продолжения рода, обновление информации).

Бит — единица измерения количества информации и объема памяти. Измеряет минимальное количество информации.

Бод — единица скорости передачи информации, исчисляется как бит в секунду.

Богданов Александр Александрович (наст. фам. Малиновский) (1873-1928), политический деятель, врач, философ, экономист. Выдвинул идею создания науки об общих принципах организации - тектологии, предвосхитил некоторые положения кибернетики. Предложил первый вариант обшей теории систем в 1912 году. Его тектологические размышления предвосхитили современные теории самоорганизации и общих систем.

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945)-российский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель, создатель нескольких научных школ, академик. Основоположник комплекса современных наук о Земле-геохимии, биогеохимии и др. Деятельность В.И Вернадского определялась широтой научных интересов, постановкой кардинальных научных проблем. Идеи В.И.Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной научной картины мира. В центре его естественно-научных и философских интересов разработка целостного учения о биосфере, эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность научной мысли становятся определяющим фактором.

Учение В.И.Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания.

Власть право и возможность распоряжаться, располагающая совокупностью полномочий, обеспеченных правовыми нормами, силовыми структурами, мотивационными факторами, способствующими организации согласованных действий людей в обществе, социальной организации.

Воздействие управляющее — сознательное действие субъекта управления по отношению к объекту управления с целью перевода его в новое желательное состояние.

Генема – некоторое целостное иерархическое образование, характеризуемое принадлежностью его элементарного уровня всем последующим уровням иерархии. Генема изображается линией развития, периодически возвращающейся к элементарному началу. Генема используется в социальном управлении для диагностики и совершенствования организаций, формирования природосообразного управленческого мышления.

Генемическое управление – положительное преобразование социальной организации путем зарождения преобразующего начала на элементарном уровне генемы и его продвижение по иерархии. Генема управления предотвращает паразитирование устаревших управленческих структур.

Дерево целей — графическое представление взаимосвязи и соподчинения целей одной или нескольких. При построении ДЦ вначале определяются цели верхнего уровня, далее они последовательно разукрупняются на подцели следующего уровня.

Дерево решений – схематическое представление сложного процесса принятия решения по какой-либо задаче. Важный технологический прием, широко применяемый при выработке стратегии управления, ее коррекции, субординации целей и задач.

Децентрализация – форма принятия управленческих решений, при которых власть передается на - более низкие иерархические уровни, в том числе в системе местного самоуправления.

Диспрексия – рассогласование производственно-экономической системы социальной организации, приводящее к недоиспользованию ее совокупного потенциала и последующему разрушению. Диспрексия наступает в результате ригидного управления, выражающего в одностороннем воздействии на функциональные системы организации.

Деятельность управленческая - совокупность действий субъекта управления (руководителя, аппарата управления), направленная на изменение объекта управления в заданном направлении. Включает в себя: постановку и цели управления, сбор и анализ информации, оценку проблемной ситуации, организацию системы управления, подготовку и принятие управленческих решений, оценку эффективности управления, осуществление функций социально контроля.

Должность управленческая - первичный структурный элемент в органе управления, определяемый установленными задачами, правами и обязанностями, обусловленный также формами разделения и кооперации труда в управлении.

Ефремов Иван Антонович (1907-1972) –русский писатель палеонтолог. Основатель тафономии («Тафономия и геологическая летопись», написал научно – фантастический, приключенческий, социально-философский роман «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час быка».

Задача управления — предмет решения, предполагающий необходимость действий по переводу объекта управления в иное состояние.

Закономерности управления — объективные, необходимые, устойчивые и существенные отношения, связи, определяющие развитие и функционирование систем управления.

Законы науки управления — общие, существенные и необходимые связи явлений, изучаемые наукой управления. Законы науки управления выражают наиболее важные внутренние черты, особенности процесса управления. Например, закон необходимого разнообразия требует, чтобы разнообразие управляющей системы было не меньше разнообразия управляемого объекта.

Звено управления — элемент системы управления, в качестве которого может быть ее структурный элемент или определенный специалист.

Иерархия управления — последовательность уровней управления с указанием их подчиненности друг другу.

Интенсификация управления — совершенствование управления путем улучшения организации управленческого труда, методов разработки и реализации управленческих решений, рационального сокращения количества информации, унификации документов и т.д.

Информация — сведения, знания, сообщения, которые содержат необходимые данные для принятия управленческих решений и их реализации.

Искусство управления — умение применять научные знания по управлению, использовать накопленный опыт и полученные навыки творчески применительно к данной конкретной управленческой ситуации.

Кадры управления работники (служащие), профессиональная деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением функций управления.

Качество управления — оценка процесса управления, определяемая степенью достижения поставленной цели.

Кибернетика — наука об общих закономерностях управления в природе, обществе, живых организмах и социальных системах.

Коллегиальность — совместное выполнение управленческих функций коллегиальным органом управления.

Коммуникация — процесс обмена информации в социальной системе.

Контроль — функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию социальной системы, выявляющая отклонения от цели управления и их причины.

Концепция — совокупность понятий и связей между ними, определяющая основные направления развития и свойства какого-либо явления.

Конечный результат функционирования управленческой деятельности — это принятие и реализация грамотного управленческого решения, которое представляется интеллектуальным и психологическим актом выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов.

Координация — согласование действий элементов внутри социальной системы и внешних систем по отношению к рассматриваемой системе для достижения общих целей.

Корпорация (от лат. согрогаtiо — объединение) — тип экономической и социальной организации, при котором объединяются усилия общества для достижения общих социальных, экологических целей на основе принципов совладения, сораспоряжения корпоративной собственностью, договорных отношений между членами общества.

Корпоративный метод управления — тип взаимодействия центральной власти и органов самоуправления сообществом на основе договорных отношений между ними.

Конфликт – столкновение ценностей, целей, интересов, энергий, свойство всех социальных систем, находящихся в состоянии развития.

Критерий — признак, на основании которого выполняется оценка, сравнение альтернатив, классификация объектов управления.

Лидер – любой член сообщества, оказывающий значительное влияние на поведение людей, формально или неформально выполняющий функции управления, пользующийся уважением и авторитетом.

Лидер управления — человек, способный выдвигать продуктивные цели развития, находить оптимальные пути их достижения и объединять разных людей в социальные организации для решения общих задач, максимально использовать творческие возможности, как своей личности, так и окружающих его людей, в том числе талантливых, одаренных, неординарных.

Метауправление — управление самой системой управления, направленное на обеспечение  эффективной работы, как в целом, так и отдельных подсистем управления.

Методы управления — способы воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей.

Механизм управления — способ организации управления общественными делами, где взаимосвязаны методы; средства и принципы управления, что и обеспечивает эффективную реализацию целей управления.

Мировоззрение (миросозерцание) – система общественных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Носитель мировоззрения – личность, социальная группа. Выделяют три основные типа мировоззрение: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение, в котором обобщается опыт научного и практического освоения мира.

Модель – заместитель оригинала в познании, практике, созданная или выбранная субъектом система, воспроизводящая существенные для данной цели познания стороны (элементы, свойства, отношения, параметры) изучаемого объекта и в силу этого находящаяся с ним в таком отношении замещения и сходства (в частности, изоморфизма), что исследование ее служит опосредованным способом получения знания об этом объекте.   

Моделирование — исследование объекта управления путем построения и изучения его модели, применение существенных свойств моделируемого объекта к познанию мало изученных реальных социальных систем.

Мотивация управления — побуждение работника к управленческой деятельности путем воздействия на всю систему потребностей и интересов личности, группы, организации, возбуждение их осознанной социальной активности.

Научность управления — степень использования в процессе управления общественными делами достижений науки управления, особенно инновационных социальных технологий.

Нововведение управленческое - процесс освоения новых управленческих знаний, идей, организационных форм, методов и техники управления.

Ноосфера — эволюционно неизбежный этап в развитии человечества, эпоха единения и индивидуального, и коллективного интеллекта, и духовности, нового качества целостного мышления, когда мысль созидается человеком как "геообразующая сила" (по В.И. Вернадскому)

Ноосферное развитие — это осознанно управляемое ценностно ориентированное соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересов будущих поколений и вселенной. Ноосферное развитие направлено на восстановление экологического равновесия на планете.

Ноосферный переход — это период и процесс корректировки избыточно и, тем самым, гибельно проявивших себя искаженных состовляющих жизнедеятельности человека и общества, период и процесс корректировки волевого механизма, осознания и принятия человеком и обществом принципа экологического и этического императивов. Результатом ноосферного перехода станет принятие обществом новых духовных, когнитивных, методологических, принципиальных и профессиональных установок и ценностей.

Норма — минимальное или предельное количество чего-либо, допускаемое к использованию в процессе достижения целей, например, норма времени, норма ресурсов, в том числе не только природных, но и социальных, информационных, организационных и т.п.

Общество — совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития конкретными общественными отношениями.

Сложная социальная система, организующая множество взаимосвязанных элементов (подсистем), находящихся в отношениях связи друг с другом.

Объект управления - управляемая подсистема (социальные процессы, ресурсы, социальные организации, люди), принимающая воздействия со стороны субъекта управления (системы управления, органа управления, руководителя).

Оптимизация управления — процесс выработки оптимальных решений.

Организационная структура — структура объекта управления (системы, организации), отражающая взаимодействие между его элементами. Она может быть линейной, функциональной, функционально-линейной, программно-целевой, матричной.

Организационное проектирование — разработка и внедрение проектов и программ рационализации управленческого труда.

Организация — объединение людей, совместно реализующих программу или цель, действующих на основе определенных правил (формальных и неформальных). Различаются две формы организации - формальная и неформальная.

Организация управления — создание, образование системы управления или внесение прогрессивных изменений в порядок ее функционирования и развития.

Организованность — наличие определенного порядка или степень упорядоченности социальной системы.

Ответственность управленческая - необходимость, обязанность отвечать за принятие и неприятие управленческих решений.

Отношения управленческие - складывающиеся между людьми в процессе управленческой деятельности.

Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец). Основное использование термина в языкознании: парадигмы лексические (т.е. видоизменения одного слова, например по окончаниям); морфологические (т.е. образцы изменения морфем); синтаксические (т.е. образцы форм предложений). В научной и социально-политической речи парадигма — это любая ограниченная заданными условиями система вторичных образований с единым концептуальным основанием. Так, дисциплина "Социальное управление" (единое концептуальное основание) может быть рассмотрена под разным углом зрения. Это будет ракурс (вторичное образование) с учетом заданных условий. Например, для выявления экологических аспектов, "Социальное управление" может быть рассмотрено в парадигме экологизации общества; для акцентирования этических аспектов — в парадигме этики; другие задачи потребуют рассмотреть "Социальное управление" в парадигме системности, устойчивого развития, эргономики, креативности, целостного мышления, корпоративности, ноосферизации общества и др.

Планирование — функция управления, процесс разработки планов, где предусматриваются сроки, этапы и показатели управленческой деятельности, просчитываются необходимые ресурсы и возможный конечный результат.

Перспектива в управлении — взгляд на будущее, выработка соответствующей стратегии.

Подсистема — часть системы, которая изучается и рассматривается самостоятельно и сама обладает системными свойствами.

Подсознательное -  воспринимаемая и хранящаяся информация: компонент приобретенного сознательно или неосознанно, но не осознаваемого впоследствии опыта.

Потребность — нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения.

Правила — совокупность обязанностей и требований, выполнение которых гарантирует создание определенных условий (дисциплины, порядка).

Праксеология - наука о принципах и методах эффективной деятельности.

Приватизация - передача государственной или муниципальной собственности в коллективную или частную собственность.

Принципы управления - основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятии различного рода управленческих решений. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных законов в практике управления.

Проблема управленческая — сложная теоретическая и практическая задача, для решения которой не существует общепринятых методов. Проблема требует изучения, анализа проблемной ситуации, получения полной информации, выработки концепции подхода к ее решению.

Прогноз — научно обоснованное суждение о возможном состоянии (состояниях) объекта или процесса в будущем, альтернативных путях и сроках их достижения.

Прогнозирование - научно обоснованное суждение о возможном состоянии (состояниях) объекта или процесса в будущем, альтернативных путях и сроках их достижения.

Программа — комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей. Оценка и выбор вариантов программ по различным критериям. План деятельности.

Программно-целевой метод управления — совокупность приемов и способов согласования целей с имеющимися ресурсами. Разработка программы предполагает: построение дерева целей, мероприятий, определение ресурсов, сравнение альтернативных вариантов и выбор наилучшего.

Проект социальный — совокупность расчетов для построения социального объекта по его модели. Реализация проекта требует наличия:

а) замысла плана;

б) управленческой концепции;

в) разработки и совокупности действий, исполнителей и средств не только определения целей, но и путей их достижения.

Процесс управления — управленческая деятельность объединенных в определенную структуру объектов управления, направленная на достижение определенных целей путем реализации функций управления, применения соответствующих принципов и методов управления.

Разделение труда в управлении — форма его организации в аппаратах управления, при которой управленческий процесс делится на отдельные элементы, функции, каждая из которых выполняется той или иной группой или отдельными работниками.

Резервы - ресурсы, находящиеся на хранении (неиспользуемые в данный момент) и предназначенные для удовлетворения спроса на эти ресурсы в будущем.

Ресурсы — запасы сырья, земли, кадров, управленческих знаний и навыков, научных знаний и т.п., которые используются в процессе управления.

Решение управленческое — социально-психологический и интеллектуальный акт выбора одной из нескольких альтернатив из множества возможных вариантов.

Руководство ведущая, направляющая, организующая и регулирующая деятельность субъекта управления (органа управления, отдельного руководителя).

Самоорганизация — сознательный, подсознательный, бессознательный естественный способ саморегулирования системы.

Саморегулирование - способность системы самостоятельно без воздействия извне реагировать на внешние воздействия, нарушающие ее нормальное функционирование, саморегулирование достигается с помощью обратной связи и осуществляется в форме самонастройки и самоорганизации.

Самоуправление — самостоятельность социальных организаций, заключающаяся в реальной возможности и праве самостоятельно, под своюответственность решать важные вопросы своей жизнедеятельности и принимать управленческие решения для достижения конечных результатов. Самоуправление связано с изменением соотношения централизации и децентрализации в системе управления.

Связь - категория управления, отражающая формы взаимодействия элементов системы. Посредством связи формируются отношения, определенные для данной структуры.

Сетевое планирование — система управления, широко применяемая в строительстве, в разработках крупных научно-технических проектов, использующая сетевой график как форму предоставления информации об управляемом объекте.

Система — множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях связи друг с другом, составляющих целостное образование. Организованная система характеризуется тем, что ее целостность всегда больше составляющих ее элементов подсистем.

Система:

Определенный порядок в расположении и связи частей чего-нибудь, в действиях.                                

Форма организации чего-нибудь.

Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

Общественный строй, форма общественного устройства.

Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое.

Техническое устройство, конструкция.

Система социальная – определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи. В широком смысле понятие система социальная относится к общественно–экономическим формациям.Системный подход — совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства и структуру объекта в целом, представив его в качестве системы, подготовить и обосновать комплексные управленческие решения с учетом всех взаимосвязей отдельных структурных частей, их взаимовлияния и выявления воздействия системы в целом на каждый элемент системы.

Сознательное — воспринимаемая и хранящаяся информация собственного сознания, рефлекс по поводу всех насущных потребностей, установок, оценок, целей человека.

Социология управления — раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы построения и функционирования социальных отношений в процессе управления.

Социальные технологии — инновационный раздел социологии управления, изучающий систему методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения социального результата при наименьших управленческих издержках.

Социальные отношения – отношения социализированных субъектов по поводу реализации их потребностей, интересов, ценностных ориентаций, жизненного потенциала.

Способности — предрасположенность, склонность и умение выполнять какие-либо действия. В основе способностей лежит одаренность. Для системы управления важно своевременно выявлять и использовать способности работника, в том числе и управленческие, создавать условия для их проявления и развития.

Стиль управления — совокупность наиболее характерных устойчивых методов решения проблем, используемых руководителями в практической управленческой деятельности.

Стратегия — определение направления деятельности организации. Выражается в обосновании, разработке и претворении в жизнь концепции в решении социальных задач. Присуща любому уровню управления, хотя и отличается определенной спецификой в зависимости от уровня управления (Центр, регион, муниципальное образование, трудовая ассоциация, каждая личность).

Структура системы социального управления — совокупность взаимодействия управляемой и управляющей подсистем.

Управляемая подсистема — совокупность элементов, которые обеспечивают процесс создания материальных, духовных благ или оказания услуг.

Управляющая подсистема — совокупность элементов, которые обеспечивают процесс целенаправленного воздействия на управляемую подсистему.

Субъект управления — управляющая подсистема, звено, элемент в системе управления, воздействующий на другие элементы субъекта управления; в зависимости от целей исследования может рассматриваться и как объект для вышестоящего звена в иерархии управления. Субъективный фактор в управлении — воздействие сознания людей, действующих в соответствии со своими целями и интересами на принятие управленческих решений.

Сфера – (от греческого слова sphaira -шар) область действия, пределы распространения чего- либо (например, сферы влияния), общественное окружение, среда, обстановка.

Социосфера – обозначение человечества, общества, а также освоенное человеком природной среды.

Темпера – (итал. tempera, от temperare – смешивать, соединять, преобразовывать).

Темперагенез – целенаправленное последовательное развитие социальных организаций путем обеспечения правильных количественных и качественных соотношений между ее функциональными системами.

Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей.

Труд управленческий — целесообразная деятельность человека, выполняемая в процессе управления. В процессе управленческого труда материальные ценности непосредственно не создаются, но он имеет производительный характер потому, что его затраты общественно необходимы и постоянно возрастают, так как без управления никакое общественное производство и нормальная жизнедеятельность не возможны.

Управленческая деятельность - совокупность действий субъекта управления (руководителя аппарата управления), направленная на изменение объекта управления в заданном направлении. Включает в себя: постановку цели управления, подготовку и принятие управленческих решений, оценку эффективности управления, осуществление функций социального контроля.

Управленческая культура — часть общей культуры общества, связанная преимущественно с формированием управленческих знаний, суждений, чувств, настроений, управленческих концепций, навыков управленческого и организационного поведения. Она может быть понята как единство управленческих знаний, чувств, ценностей, управленческих и организационных отношений на данном этапе развития общества, управленческой деятельности.

Управленческие отношения — отношения, складывающиеся между людьми в процессе управленческой деятельности.

Управление - процесс усиленного воздействия субъекта управления на объект для обеспечения его функционирования и эффективного развития.

Управляемость — отношение между управляющей способностью органа управления и сложностью объекта управления. Кризис управления — это результат острого противоречия между объектом и субъектом управления, который сегодня углубляется во всем мире, особенно в России.

Устойчивость системы — способность системы поддерживать намеченный режим функционирования, сохранять равновесие, несмотря на возмущающие внешние и внутренние воздействия.

Фактор — причина, источник воздействия на систему, определяющий ее состояние, условие управленческой деятельности.

Функция управления определенный вид управленческой деятельности, объективно необходимый для обеспечения установленного воздействия субъекта управления на объект управления.

Функциональный подход — подход, основанный на изучении функций системы, т.е. алгоритма проведения системы.

Целевая комплексная программа — комплекс мер, направленных на достижение заданных конечных результатов и решений конкретных общественных проблем.

Цель управления — желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто.

Определение целей управления - начальный и важнейший этап процесса управления. Цель управления определяется с учетом имеющихся коренных потребностей и реальных возможностей их удовлетворения.

Целеполагание — процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции и услугах и учета имеющихся реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

Цикл управления — полная совокупность периодически следующих друг за другом составляющих процесса управления:

а) получения информации;

б) принятия управленческого решения;

в) передачи решения для реализации. Человек:

1) Человек — живое существо, обладающее даром мышления и речи, способное создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

2) Человек — сложнейшая живая психофизическая открытая самоорганизующаяся система, которая, руководствуясь своими целями, методами, возможностями, обеспечивает свое физическое, творческое существование. Осуществляет выбор принципов, межличностных и социальных контактов.

Этика управления — система нравственных норм, которые определяют поведение субъекта управления в любой управленческой ситуации. Последние требуют совмещения основных управленческих принципов с общегуманистическими, нравственными требованиями, что предполагает не только знание основных нравственных норм взаимоотношений между людьми, но и соблюдение их в практической управленческой деятельности.

Эффективность социального управления - результативность управления, характеризующаяся степенью использования имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей. Это результат управленческой деятельности, который оценивается системой критериев и показателей (экономических, социальных, культурных и др.), позволяющих определить состояние объекта управления количественно и качественно.

Эффективность управления – соизмерение результата управления с заданными целями, затраченными усилиями или ресурсами. Одна из итоговых характеристик управления. Решение поставленных задач в возможно более короткий срок при наименьших затратах ресурсов. Критериями эффективности государственного управления являются права и свободы граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

 


Приложение 1

Образец выполнения титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО

Социально-экономический институт

Финансово-экономический факультет

Кафедра управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Управление персоналом»

Тема: Управление социально-экономическим процессом

(на примере ЗАО УК БМЗ).

Выполнил:

Студент 3 курса (сокр. 3,5 года) ОЗО

Группы №....

Специальность «»

Ф.И.О

Руководитель:

Ученая степень, Ф.И.О.

Брянск 2008

Приложение 2

Министерство образования и науки Российской Федерации 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО

Социально-экономический институт

Финансово-экономический факультет

Кафедра управления

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой управления,

д.э.н., профессор

_________________ Н.М. Горбов

___    _______________  200__г.

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу по дисциплине «Управление персоналом»

Тема:

Глава 1:

Глава 2:

Глава 3:

Студент (Ф.И.О.): 

                     

Форма обучения, курс, срок обучения, группа, специальность

Задание выдано:                                                                            (дата, подпись)

Задание получено:                                                                        (дата, подпись)

Руководитель КР (Ф.И.О.):                                                               (подпись)

Срок предоставления КР                                                                      (дата)

                                                                                                                              (дата защиты)




1. тема Великобританії після другої світової війни одержала подальший розвиток у напрямку більш активного втру
2. Морально-етичні та художні особливості Вед
3. Целью коммуникационного процесса является обеспечить понимание информации которую можно называть сооб
4. рисует бариста
5. педагогічна та вікова психологія А в т о р е ф е р а т дисертації на здобуття наукового ступеня докто
6. Супружеские конфликты на почве национальности
7. Реферат- Політичні еліти та лідерство
8. тема образования среднее образование высшее образование тенденции развития образования После изучени
9. Архитектура Китая
10. наслідкових зв~язків; географічних закономірностей
11. Москвы от Кеменова Михаила Николаевича
12. ТЕМА АНАРХИЗМА В ДЕСЯТИ БЕСЕДАХ Эррико МАЛАТЕСТА I Проспер толстый буржуа слегка знакомый с п
13. Диагностика опухолей спинного мозга
14. Тема уроку. Тематичне оцінювання 4
15. і. Так будь який дослідний інститут хімічного геологічного або металургійного профілю має аналітичні лабор
16. Дипломная работа- Антон Луцкевич и общественно-политическая деятельность
17. Гангрена газовая
18. Тема Анатомофизиологические особенности репродуктивной системы женщины
19. Моя истерика By Stupid Doll
20. Life Жизнь созданный под руководством X