Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Методические рекомендации для практических занятий Тема- Клиникоморфологическая характерист

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30


Ф КГМА 1-8-22/02

МУ «Организация  методической  работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г

        

Карагандинская государственная медицинская академия

Кафедра   патологической анатомии, судебной медицины с курсом гистологии

    

Методические рекомендации для практических занятий

Тема:    Клинико-морфологическая характеристика гранулематозов на примере туберкулеза, сифилиса, проказы, сапа, риносклеромы, эхинококкоза, актиномикоза. Сифилис. Первичный, вторичный третичный периоды.     

Специальность:  051301 – «Общая медицина»

Дисциплина:  патологическая анатомия - 1

Курс:  2

Составитель:  _______асс. Ким Н.Б._______________

Караганда 2008


Обсуждена и утверждена

на заседании кафедры патологической анатомии,

судебной медицины с курсом гистологии

Протокол № __ от ____.____. 200___ .

зав. кафедрой, проф., д.м.н. _______ Тусупбекова М.М.


Тема: Клинико-морфологическая характеристика гранулематозов на примере туберкулеза, сифилиса, проказы, сапа, риносклеромы, эхинококкоза, актиномикоза. Сифилис. Первичный, вторичный третичный периоды.     

Цель: Научить диагностировать гранулематозное воспаление по  морфологическим признакам на примере туберкулеза, сифилиса, проказы, сапа, риносклеромы, эхинококкоза, актиномикоза, сифилиса.

Задачи обучения:

  •   Называть определение гранулематозных болезней
  •  Объяснять этиологию, морфогенез пролиферативного гранулематозного воспаления
  •  Называть классификацию гранулематозных болезней
  •  Давать морфологическую характеристику различных видов гранулематозных болезней
  •  Отличать различные виды гранулематозных болезней от других патологических процессов на основании их макро- и микроскопических признаков
  •  Оценивать значение и исходы различных   видов гранулематозных болезней

  •  Основные вопросы темы:
    •  Гранулематозная болезнь: характеристика понятия
    •  Классификации гранулематозных болезней
    •  Клинико - морфологическая характеристика гранулематозного  воспаления на примере туберкулеза
    •  Клинико - морфологическая характеристика гранулематозного  воспаления на примере сифилиса
    •  Клинико - морфологическая характеристика гранулематозного  воспаления на примере проказы
    •  Клинико - морфологическая характеристика гранулематозного  воспаления на примере сапа
    •  Клинико - морфологическая характеристика гранулематозного  воспаления на примере риносклеромы
    •  Клинико - морфологическая характеристика гранулематозного  воспаления на примере эхинококкоза
    •  Клинико - морфологическая характеристика гранулематозного  воспаления на примере актиномикоза
    •  Клинико - морфологическая характеристика гранулематозного  воспаления на примере сифилиса
    •    Значение и исходы различных видов  гранулематозного  воспаления

  •  Методы обучения и преподавания:
    •  дискуссия в малых группах
    •  презентации
    •  решение ситуационных задач
    •  решение тестовых заданий
    •  описание  и зарисовка макро- и микропрепаратов по предложенному алгоритму

  •  Литература

Основная:

  1.  Патологическая анатомия. Курс лекций: Учебное пос. (Под ред. В.В.Серова, М.А.Пальцева.- М.: Медицина, 1998.- 640с.:ил.-( Учеб. лит. для студ. мед. вузов).
  2.  Пальцев М.А., Аничков Н.Н. Патологическая анатомия: Учебник. Том 1, 2. М.:Медицина,2001.
  3.  Абдуллахождаева М.С. Основы патологии человека. -  Ташкент, 1998. – 300с.

          

Дополнительная:

  1.  Пальцев М.А., Пауков В.С., Улумбеков Э.Г. Патология: Издательский дом: «ГЭОТАР-МЕД» 2002.- 959 с.
  2.  Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии /В.В.Серов, Т.Н.Дрозд, В.А.Варшавский, Г.О.Тетевосянц. - М.: Медицина,  1987.– 285с.-(Учеб. лит. для студ. мед. вузов).
  3.  Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии: Учеб. пос. /В.В.Серов, М.А.Пальцев, Т.Н.Ганзен.-М:Медицина, 1998.-544с.-(Учеб. лит. для студ. мед. вузов).
  4.  Струков А.И. Патологическая анатомия: Учебник/А.И.Струков, В.В.Серов.-4-е изд., стереотип. М.:Медицина,1995.- 688с.- (Учеб. лит. для  студ. мед. вузов).
  5.  Хазанов А.Т., Чалисов И.А. Руководство по секционному курсу. \\ М.  - 1986.С.10-87
  6.  Общая патология человека: Руководство /Под ред. А.И. Струкова. - М.: Медицина, 1990. – Т.1, 2...
  7.  Серов В.В., Ярыгин Н.Е., Пауков В.С. Патологическая анатомия: Атлас. - М.: Медицина, 1986. – 305с.

  •  Контроль
  •  Вопросы для заключительного контроля знаний:
  •  Дайте определение гранулематозных болезней
  •  Охарактеризуйте отличительные особенности пролиферативного  гранулематозного воспаления.
  •  Назовите причины гранулематоза
  •  Назовите классификацию гранулематозных болезней
  •  Объясните морфогенез гранулематоза
  •  Клинико - морфологическая характеристика гранулематозного  воспаления на примере туберкулеза
  •  Клинико - морфологическая характеристика гранулематозного  воспаления на примере сифилиса
  •  Клинико - морфологическая характеристика гранулематозного  воспаления на примере проказы
  •  Клинико - морфологическая характеристика гранулематозного  воспаления на примере сапа
  •  Клинико - морфологическая характеристика гранулематозного  воспаления на примере риносклеромы
  •  Клинико - морфологическая характеристика гранулематозного  воспаления на примере эхинококкоза
  •  Клинико - морфологическая характеристика гранулематозного  воспаления на примере актиномикоза
  •  Клинико - морфологическая характеристика гранулематозного  воспаления на примере сифилиса
  •  Оцените функциональное значение и исходы гранулематозного воспаления в различных органах.

  •  Ситуационные задачи:
  1.  Спустя две недели после гастроэктомии, произведенной по поводу рака желудка, развился разлитой перитонит в связи с недостаточностью швов эзофагоэнтнроанастамоза. Произведена релапаротомия и ушивание анастамоза. При микроскопическом исследовании ткани из области анастамоза вокруг шовного материала обнаружены скопления лейкоцитов, макрофагов, а также крупных многоядерных клеток; фибробластов в инфильтрате мало.

А) Какой вид продуктивного воспаления развился в области анастамоза? Б) Как называются многоядерные клетки? В) Варианты положительного исхода воспаления в данном случае?

  1.  На вскрытии трупа умершего от туберкулеза в легких и печени обнаружено множество бело-желтых бугорков величиной с просяное зерно.

А) Как называется такой туберкулез легких и печени? Б) Какую тканевую реакцию обычно отражают такие бугорки? В) Каково строение таких бугорков?

  1.  В период обострения туберкулеза легких больной умер. При патологоанатомическом  вскрытии обнаружены изменения в верхней доле правого легкого: она плотная, серо-желтая, на плевре пленчатые наложения.

А) Как называются обнаруженные изменения в легких? Б) О каком типе тканевой реакции следует думать в данном случае? В) какой патологический процесс лежит в основе обнаруженных изменений?

  1.  У больного, страдавшего пороком сердца (недостаточность клапанов аорты), внезапно появилась бледность кожных покровов, резко упало артериальное давление, наступила смерть. При судебно-медицинском вскрытии обнаружен разрыв аневризмы в восходящем отделе аорты, интима аорты с множественными бугристостями и втяжениями.

А) Какова этиология процесса? Б) С каким патологическим процессом связано развитие аневризмы аорты (название)? В) Каков клеточный состав инфильтрата в стенке аорты и в каких ее слоях он локализуется? Г) Как изменяются эластические волокна в стенке?

  •  Тестовые задания:

  1.  Укажите, какие изменения появляются в аорте в третичном периоде сифилиса:
    1.  - гумма
    2.  - сифилиды
    3.  - гуммозная инфильтрация
    4.  - твердый шанкр
    5.  - аневризма брюшного отдела
  2.  Укажите вид продуктивного воспаления:
    1.  - межуточное
    2.  - флегмона
    3.  - крупозное
    4.  - эмпиема
    5.  - банальное
  3.  Укажите проявление третичного периода сифилиса:
    1.  - лимфаденит
    2.  - твердый шанкр
    3.  - гуммозная инфильтрация сосудов
    4.  - сифилиды
    5.  - "белая пневмония"
  4.  Укажите, что отличает гумму от туберкулезной гранулемы:
    1.  - кровоизлияния
    2.  - наличие клеток Микулича
    3.  - наличие мелких сосудов
    4.  - тромбоз сосудов
    5.  - наличие клеток Вирхова
  5.  Укажите, при каком заболевании встречаются гранулемы:
    1.  - малярия
    2.  - сыпной тиф
    3.  - атеросклероз
    4.  - грипп
    5.  - амилоидоз
  6.  Укажите вид продуктивного воспаления:
    1.  - дифтерическое
    2.  - паренхиматозные
    3.  - гранулема
    4.  - гнойное
    5.  - крупозное

?

  1.  Назовите заболевание,  при котором развивается  специфическое воспаление:
    1.  - проказа
    2.  - ревматизм
    3.  - атеросклероз
    4.  - лимфогранулематоз
    5.  - брюшной тиф
  2.  Укажите, что характерно для казеозной пневмонии:
    1.  - преобладает альтерация
    2.  - преобладает продуктивная тканевая реакция
    3.  - вызывается пневмококком, характерно фибриноидное воспаление
    4.  - внешний вид органа не изменяется
    5.  - в легких появляются просовидные бугорки
  3.  Укажите, что характерно для сифилитической гранулемы:
    1.  - является проявлением экссудативной тканевой реакции
    2.  - является проявлением альтеративной тканевой реакции
    3.  - в гранулеме преобладают эластические волокна
    4.  - преобладают плазматические клетки, лимфоциты и фибробласты
    5.  - преобладают  эпителиоидные  клетки,  гигантские  клетки   Пирогов-Лангханса и лимфоциты
  4.  Назовите заболевание,  при котором развивается  специфическое воспаление:
    1.  - сифилис
    2.  - ревматизм
    3.  - атеросклероз
    4.  - лимфогранулематоз
    5.  - брюшной тиф

  •  Описание  и зарисовка макро- и микропрепаратов:

  1.  Диагностировать милиарный туберкулез легких по макроскопической картине по одноименному макропрепарату. Обратить внимание на толщину и прозрачность плевры, характер бугорков, их локализацию.
  2.  Диагностировать милиарный туберкулез легких по микроскопической картине. При малом увеличении микроскопа найти бугорок, При большом увеличении изучить очаг некроза и состав клеточного инфильтрата по его периферии. Зарисовать микропрепарат «Милиарный туберкулез легких».
  3.   Диагностировать сифилитический мезаортит по микроскопической картине по одноименному микропрепарату. Обратить внимание на локализацию и состав гуммозного инфильтрата.
  4.  Диагностировать эхинококк печени по макропрепарату. Обратить внимание на размеры, наличие пузырей и капсулы.
  5.  Диагностировать продуктивное воспаление вокруг животного паразита по микроскопической картине. Изучить и описать микропрепарат «Альвеококкоз печени». При малом увеличении микроскопа найти пузыри альвеококка, хитиновую оболочку. При большом увеличении – изучить характер клеточной реакции и строение гранулем.
  6.  Диагностировать склеромную гранулему по микроскопической картине. Изучить микропрепарат «Склеромная гранулема». В препарате видны гранулемы, состоящие преимущественно из плазматических клеток, лимфоцитов, среди которых встречаются крупные клетки со светлой цитоплазмой – клетки Микулича, обнаруживается много гиалиновых шаров.
  7.  Диагностировать лепрозную гранулему по микроскопической картине. Обратить внимание на узелковые разрастания клеток в дерме. Убедиться, что они состоят из лимфоцитов, плазматических клеток, макрофагов, среди которых встречаются лепрозные клетки Вирхова.

Примечание: описание  макро- и микропрепаратов осуществляется по предложенному алгоритму. Зарисовку и написание заключения по препаратам студенты делают в тетрадях для практических работ.

 




1. Католическая мариология.html
2. Виробництво мікрокапсул у фармацевтичному виробництві
3. Золотые ворота Христианства
4. Тема- Розробка програмного забезпечення на мові Jv для роботи з MySQL.html
5. Блок дифференциальных реле электровоза ВЛ80с
6. на тему Методы управления риском
7. Ромео и Джульетта (Romeo and Juliet).html
8. Сепаратизм в Украине
9.  г произошло повреждение моего здоровья в результате указать каким образом в результате к
10. ЛЕСНОЙ НА ЛЕТНИЙ СЕЗОН 2014 года
11. Доклад- Узбекский язык
12. 1. Огляд інформаційнокерованих комплексів
13. Territorial varieties of English pronunciation
14. XVIII веках Средневековое высшее образование в первую очередь преследовало цель обоснования богослов
15. Влияние внутрисемейных отношений на совершенствование личности глухих младших школьнико
16. владимирских мещан
17. Ксения Валентиновна Головина Елена Владимировна Кожурина ЯПОНИЯ- НЕСТАНДАРТНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ Ксения Гол
18.  вопрос судьбы России Переход к подъему решающим образом зависит от роли государства его стратегии и дейст
19. Політичний та соціально-економічний розвиток Білорусі у 19912005 рр
20. .Показатели эффективности как оценка качества деятельности в социальной сфере