Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Место собственности в реформировании экономики России Курсовая работа Студента дневн

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30


PAGE  23

Санкт-Петербургский университет управления и экономики

Факультет экономики и финансов

«Место собственности в реформировании экономики России»

Курсовая работа

Студента дневного отделения  1-го курса, группы 351-1

Павлова Александра Васильевича

Научный руководитель:

к.э.н. доцент

Виноградов В.Н.

Санкт-Петербург

2011

СОДЕРЖАНИЕ

[1] Введение

[1.1] 1.1 Понятие собственности

[1.2] 1.2 Субъекты и объекты собственности. Формы собственности

[2] 2. Реформирование прав собственности

[2.1] 2.1 История отношений собственности в России

[2.2] 2.2 Разгосударствление собственности

[3]
Заключение

[4]
Библиографический список


Введение

Этап перехода к рыночной экономике в России характеризовался качественными изменениями в социально-экономических отношениях.

Важнейшей предпосылкой комплекса мер по реформированию экономики является преобразование отношений собственности, которые справедливо считаются стержнем всей совокупности экономических отношений. Преобразование отношений собственности также является основой трансформации системы управления объектами собственности на различных уровнях. Поэтому представляется целесообразным, прежде всего, раскрыть и уточнить некоторые основные положения, касающиеся правового, экономического содержания и форм проявления отношений собственности.

Главными целями рыночных преобразований провозглашались повышение эффективности общественного производства и его социальная направленность. В основе механизма реализации поставленных целей лежал процесс трансформации системы отношений собственности на основе введения частной собственности на средства производства как необходимого и достаточного условия для формирования механизма ответственности за экономически эффективное использование производственных ресурсов, усиления мотивов высокопроизводительного труда и предпринимательской деятельности.

В качестве основных инструментов достижения намеченных целей были выбраны разгосударствление и приватизация, передача средств производства в частные руки, полная хозяйственная самостоятельность предприятий при отсутствии государственного вмешательства в процессы экономического развития.

Однако получилось, что сформировавшиеся в результате рыночных изменений отношения собственности не соответствуют созданному в прошлые годы уровню развития производительных сил, основанных на индустриальных промышленных технологиях, узкоспециализированном и интегрированном производстве.

В результате рыночной трансформации сформировавшиеся отношения собственности не только не создали условий для дальнейшего эффективного развития производительных сил на базе научно-технического прогресса, а, даже напротив, привели к частичному их разрушению и социальной деградации общества.

Актуальность, большая практическая значимость крупной народнохозяйственной проблемы изменения системы отношений собственности в экономике рыночной ориентации и определили выбор темы курсовой работы.

Цель курсовой работы заключается в изучении основ исследования проблемы трансформации системы отношений собственности, выявление ее особенностей на этапе переходной экономики рыночной ориентации.

Поставленная цель предопределила решение следующих основных задач:

– изучить теоретические основы изменения системы отношений собственности, раскрыть особенности и формы ее проявления на этапе развития экономики рыночной ориентации;

– раскрыть место форм собственности в рыночной экономике.


1. Социально-экономическое содержание собственности. экономическая и юридическая стороны собственности

1.1 Понятие собственности

Первое представление о собственности обычно связывается с некоей вещью. Отождествление с вещью есть упрощенное представление о собственности.

Собственность – это система отношений между людьми, складывающаяся по поводу пользования материальными благами и присвоения результатов их хозяйственной деятельности. Отношения собственности характеризуют способ соединения работников со средствами производства, условия использования факторов производства, тип общественного производства и формы его организации.

Экономические отношения собственности можно представить в виде совокупности производственных отношений, характеризующих отношения между людьми по поводу использования факторов производства. Эти отношения сводятся к тому, что любой процесс производства завершается потреблением, присвоением его результатов, которое осуществляется в интересах тех или иных субъектов.

Правовыми отношениями собственности является совокупность прав субъекта по управлению условиями экономической деятельности и использованию ее результатов. Совокупность вещей, принадлежащих субъекту, собственнику, составляет объект собственности, или имущество. В качестве объектов собственности выступают здания, сооружения, оборудование, а также земля, вода, недра.

В Законе Российской Федерации от 24.10.1990 г. «О собственности в РСФСР» юридические правомочия собственника определены как право по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться (например: продавать, обменивать, дарить, оставлять по наследству, отдавать в залог) имуществом.

Собственность закрепляется за ее субъектами определенными правовыми актами. Закрепление осуществляется в виде пользования, владения, распоряжения (так называемая триада прав собственности). Наиболее существенным элементом сложной системы собственности на средства производства и на его результаты является присвоение, которое непосредственно связано с правами собственности.

Необходимо рассмотреть подробнее эти понятия:

Право владения – это непосредственное фактическое удержание вещи субъектом собственности. Владение представляет собой фактическое обладание вещью, либо документально подтверждающее правомочия обладать объектом собственности. Владение объектом дает право использовать его, передавать объект в распоряжение другим лицам, продавать, дарить, наследовать.

Право пользования – это право использовать вещь для удовлетворения собственных потребностей и интересов в зависимости от ее назначения. Владелец имущества может передавать (сдавать) свое имущество во временное пользование на определенных условиях. Границы права пользования определяются правовым основанием.

Распоряжение – правомочия собственника могут быть временно ограничены по его инициативе. Владелец может сдать в аренду вещь другому лицу, но при этом он лишается права владения и пользования вещью на срок действия договора. В отличие от пользования право распоряжения может быть распределено между несколькими субъектами с закреплением за каждым определенных функций.

Кроме указанных также используются и другие формы прав собственности: право на доход, право на наследство, право на отчуждение, т. е. на передачу этих прав другим лицам, право на безопасность, право на ответственность, право на восстановление нарушенных прав. Такие правовые акты создают производителям важнейшие условия хозяйствования в рыночной экономике.

Собственность представляет собой неразрывное единство экономики и права. Отношения собственности не существуют без правового оформления, но они не существуют и без экономического взаимодействия между людьми по поводу объектов собственности. Экономическая сторона отношений собственности характеризует ее содержание, а правовое оформление – юридическую форму собственности.

1.2 Субъекты и объекты собственности. Формы собственности

Конституция и гражданский кодекс устанавливают, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Вместо термина «форма собственности» используется понятие «вид собственности». Вид собственности определяется субъектом, который в настоящий момент собственностью владеет, распоряжается и пользуется.

В соответствии с ГК субъектами права собственности могут выступать: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъект Российской Федерации. Этот перечень можно считать исчерпывающим. Не случайно понятие «иные формы собственности» хотя и используется в законе, но не раскрывается.

На территории Российской Федерации действует законодательство о праве собственности граждан (частных лиц) и юридических лиц Российской Федерации.

Частная собственность, субъектами которой выступают граждане и юридические лица, призвана обслуживать только лишь их интересы. Право частной собственности охраняется законом.

Муниципальная собственность представляет собой отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной формой собственности. Соответственно, право муниципальной собственности должно рассматриваться как самостоятельное право собственности. По своему характеру и юридической природе оно находится в одном ряду с правом государственной собственности. Их сближает то, что через посредство органов публичной власти оба права призваны обеспечивать только лишь общественные, а не частные интересы. Но между ними имеются и значительные различия. Если субъектами права государственной собственности являются государство и государственные образования, отделенные от гражданского общества, то в качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования, иначе говоря, население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления.

В условиях перехода российской экономики на рыночные методы хозяйствования исследование теоретических основ частной собственности становится особо актуальным. Поэтому необходимо рассмотреть такие важнейшие положения, как «собственник» и «производитель», «собственник» и «хозяин», «собственность» и «право распоряжения», «собственность» и «право на доход».

«Собственник» и «производитель». В соответствии с данным положением собственник средств производства и обслуживающий их работник выступают в одном лице. В этом случае результативность производства совпадает с интересами работника как собственника, так и производителя. При прочих равных условиях такая совместимость обеспечивает наивысшую производительность труда. Но такая совместимость имеет место только в мелкотоварном производстве при использовании индивидуальных орудий труда.

Если проследить динамику капиталистической системы хозяйства, можно увидеть, что изменение отношений собственности, их преобразование происходило в результате развития производительных сил. Это обстоятельство явилось результатом того, что изменение частной собственности шло в направлении усиления ее общественного характера и машинизации орудий труда: от частной собственности, основанной на личном труде, к мелкотоварному производству, а затем к крупной промышленности, возникновению акционерных форм хозяйства, государственно-монополистических объединений и транснациональных корпораций.

«Собственник» и «хозяин».  При переводе экономики на рыночные методы хозяйствования в качестве определяющего положения выдвигается передача всех средств производства и всех предприятий в частную собственность.

«Собственность» и «право распоряжения». Владение – это обладание средствами производства, но использование этих средств осуществляется в виде пользования или распоряжения. При этом субъект распоряжения не обязательно должен быть собственником.

Так, при аренде собственник в качестве юридического лица передает средства производства арендатору в пользование или распоряжение для осуществления хозяйственной деятельности. В качестве арендатора может выступать как отдельный предприниматель, так и целый коллектив работников. Собственником имущества, переданного в аренду, остается арендодатель, но произведенная продукция и доходы, полученные при использовании этих средств производства, являются собственностью арендатора. В результате этого происходит отделение процесса хозяйствования от права собственности.

«Собственность» и «право на доход». Собственность на средства производства в виде прав владения, пользования, распоряжения, как правило, ограничивается различными законодательными актами. Право пользования – это право управления средствами производства, право распоряжения – обеспечение свободы действий производителя в рамках установленных функций. При всем этом эти правовые акты могут не распространяться на полное использование результатов производства. Даже право владения как обладание средствами производства обычно ограничивается на стадии распределения путем установления системы налогообложения.

Частная собственность оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на развитие народного хозяйства.

К положительным факторам распространения частной собственности относится:

1) воздействие ее на ускорение формирования рыночных отношений. Это обусловлено тем, что частная собственность расширяет возможности по реализации индивидуальной предприимчивости, так как экономические интересы производителя как собственника и как хозяйствующего субъекта совпадают;

2) частная собственность усиливает конкурентные начала, делает экономику более гибкой, способной к саморегулированию;

3) индивидуальное предпринимательство и частная собственность позволяют разгрузить госсектор от многих несвойственных ему функций и производственных проблем;

4) частная собственность позволяет поставить в более жесткую зависимость благосостояние каждого от результатов производственной деятельности, преодолеть чрезмерные уравнительные процессы в общественном воспроизводстве.

К отрицательным факторам частной собственности относятся:

1) распространение частной собственности сопровождается значительной имущественной дифференциацией собственников, что ведет к обострению социальных отношений.

2) частная собственность порождает атмосферу чрезмерно высокого экономического напряжения;

3) при определенных условиях частная собственность ведет к развитию чрезмерно высокой эксплуатации наемного труда.

Объективной предпосылкой возникновения общественной собственности является обобществление производства. Развитие производительных сил снабжается накоплением капитала, его концентрацией. В результате происходит усиление общественного характера собственности. Крупная промышленность основывается на применении монопольных, акционерных, государственно-монополистических форм хозяйствования, в основе которых может лежать любая форма собственности.

Коллективная форма собственности – форма собственности, при которой собственником выступает коллектив, можно отнести к разновидностям и частной и общественной форм. К. Маркс писал, что в пределах таких фабрик рабочие как ассоциация являются капиталистами «по отношению к самим себе», а значит, в условиях крупного машинного производства преодолевается важнейшее противоречие в виде отчуждения производителя от средств производства; коллектив трудящихся становится и собственником средств производства, и производителем. Распространение коллективных форм собственности К. Маркс описал как процесс, на основе которого «с естественной необходимостью из одного способа производства возникает и развивается новый способ производства».

Выбор и использование форм собственности определяется личным интересом, который пронизывает все сферы народного хозяйства, все категории работников от продавца непроизводственной сферы до директора, занятого в сфере материального производства. Успехи в области экономического прогресса, совершенные развитыми странами, основываются не столько на использовании той или иной формы собственности, сколько на интересе производителей.

Если говорить о нашем государстве, то принципиальным положением является уровень использования материально-экономической мотивации.

Первое направление мотивации базируется на принуждении, побудительными мотивами которого являются приказные, административные и морально-психологические методы воздействия. Результатом таких методов является страх потерять работу.

Второе направление мотивации базируется на личном интересе, побудительным мотивом которого является материальное и моральное поощрение работающих за высокоэффективный труд, высокое качество выполняемых работ.

2. Реформирование прав собственности

2.1 История отношений собственности в России

После социалистической революции в 1917 г. в России была провозглашена цель: замена капитализма социализмом. Существо концепции государственного социализма выражалось следующими положениями:

– государство обобществляет все средства производства;

– все трудоспособные граждане работают по найму у государства;

– со стороны общества и государства устанавливается строжайший контроль над трудом и потреблением каждого гражданина.

В соответствии с этими концепциями в России была проведена национализация крупной промышленности, банков, железных дорог, учреждений науки, образования, здравоохранения, культуры. В наибольшей степени огосударствление народного хозяйства было проведено во время гражданской войны (1918-1921). Государство взяло под свой контроль все народное хозяйство и ликвидировало частнокапиталистическую собственность: были национализированы даже такие капиталистические предприятия, где был всего один наемный работник.

Отставание от западных экономических систем в техническом отношении выражалось в том, что Россия, в основном пребывала на доиндустриальной стадии производства, и ей еще предстояло совершить переход в индустриальную стадию.

Задержка в организационно-экономическом и социально-экономическом развитии проявилась в том, что в основной сфере экономики (сельском хозяйстве) преобладали мелкие и раздробленные крестьянские хозяйства, базировавшиеся на общинном землепользовании.

Велик был промежуток от передовых государств и в культурном отношении: почти поголовная неграмотность, что, конечно же сказывалось на развитии отношений собственности.

В условиях новой экономической политики (1921-1930гг.) проявились  тенденции, характерные для развития многоукладной экономики: мелкие товаропроизводители и капиталистические предприниматели получили определенную свободу в своей хозяйственной деятельности, сами распоряжались значительной частью своей продукции, которая осталась у них после выплаты государству налога. Государство стало привлекать иностранный капитал для ускорения развития производства. Начал расти свободный рынок с устойчивым денежным обращением. Государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет, стали активными товаропроизводителями, добивающимися прибыльности, самоокупаемости и самофинансирования.

Тем не менее, с конца 20-х годов XX века в нашем государстве началась последняя атака на все виды частного присвоения и массовое огосударствление производства.

Государственный монополизм собственности получил теоретическое оправдание. Собственность оказалась в руках государства потому, что она вроде как соответствовала коллективной организации труда, общественному характеру производства и общенародному присвоению. Трудящиеся оказались у государства наемными работниками, отчужденными от материальных условий труда и его плодов, от управления производством, что, конечно, не способствовало их заинтересованности в развитии и доходности производства. Из истории видно, что подобная экономическая система оказалась нежизнеспособной. Обострилось противоречие между коренными интересами всех трудящихся, приумножающих общую собственность, и интересами присваивающей результаты труда государственной властью. Это противоречие могло быть решено путем коренной реформы системы отношений собственности. Реформирование системы социалистической собственности – это двусторонний процесс. С одной стороны, должна произойти ликвидация монополии государства на присвоение основных средств производства. С другой – необходимо изменение значительной части государственной собственности в иные формы хозяйства. Реформа собственности, которая началась в конце 1992 г., выдвинула ряд серьезных проблем перед теорией и хозяйственной практикой. Суть проведения реформы заключается в том, что общественная собственность, которая была единственным видом собственности во времена советского государства, частично преобразовывалась в частную. Зарубежный опыт показал, что реформа собственности государства и поиск иных видов присвоения зачастую проводятся в виде приватизации. Приватизировались как жилые помещения, так и целые предприятия. Начало реформирования государственной собственности открыло собой переходный период от государственного социализма к новой социально-экономической системе.

2.2 Разгосударствление собственности

Для Советской России был характерен государственный монополизм во всем, что касалось собственности и управления экономикой. В период новой экономической политики наблюдалось зачаточное развитие основных прав собственности, однако он был прерван и все процессы вернулись на прежнее место. В 1992 году в России была осуществлена реформа преобразования собственности, что привело к тому, что наша страна оказалась в переходном периоде к совершенно новой экономической системе.

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

Разгосударствление также означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

При разгосударствлении государство не перестает играть важную роль в рыночной экономике.

Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.

Основными способами разгосударствления являются:

  •  либерализация рынков;
  •  коммерциализация;
  •  стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий;
  •  денационализация.

Решение о начале приватизации в Российской Федерации было одним из вынужденных ответов на кризисное состояние экономики в начале 90-х годов и ключевым элементом экономической реформы.

В законе о приватизации указано три принципа "разгосударствления":

1) преимущественное право трудового коллектива предприятия на выбор формы и определение порядка разгосударствления;

2) обеспечение социальной защищенности всех граждан в условиях разгосударствления;

3) сочетание возмездного и безвозмездного характера передачи собственности при разгосударствлении.

Процессы разгосударствления и приватизации направлены на усиление хозяйственной инициативы и повышение заинтересованности людей в труде, создание условий для их экономической свободы, раскрытие потенциала людей в условиях ответственности, хозяйственной самостоятельности, преодоление монополизма и развитие конкуренции.

Формы, в которых законом было предусмотрено осуществление разгосударствления в российской экономике:

  •  преобразование государственного предприятия в арендное;
  •  приобретение гражданскими или юридическими лицами принадлежащих государству акций, долей или паев в акционерном обществе или товариществе;
  •  выкуп предприятия, сданного в аренду;
  •  преобразование государственного предприятия в коллективное;
  •  продажа предприятия на конкурсе или на аукционе;
  •  преобразование государственного предприятия в акционерное общество, товарищество с ограниченной ответственностью и другие типы товариществ;
  •  безвозмездная передача имущества предприятия трудовому коллективу.

Исследования Международного банка, которые были проведены в августе 1990 г. до начала приватизации, и в начале 1992 г., предполагали, что в России государство должно играть центральную роль по меньшей мере в четырех областях, имевших первостепенную важность для перехода к рыночной экономике:

а) соблюдение социального равенства, которое могло гарантировать общественную стабильность, необходимую для продвижения реформ;

б) поддержка частного сектора через четкие программы и антимонопольную деятельность;

в) сохранение внутреннего рынка, который был отделен от международного,  с защитой его слабых структур от предсказуемого натиска слишком могущественных иностранных инвесторов;

г) контроль над ключевыми элементами финансовой политики и развитие административной ниши для разумной налоговой политики.

В результате приватизации произошло не только резкое расслоение, но также и ограбление общества, снижение экономической эффективности, снижение производства по отношению к 1991 г. на десятки процентов, остановка сотен заводов. Конечно же, разгосударствление в значительной степени содействовало созданию в России рыночной экономики, ее включению в мировой рынок. Но ее социальная цена, как об этом заявлял Президент Российской Федерации, оказалась слишком высокой.

Согласно последним данным, в Российской Федерации до 60% бывшей государственной собственности перешло в частные руки. Разгосударствление собственности можно считать состоявшимся. Этого вполне хватит, чтобы в стране появился тот «средний класс», который на Западе составляет большинство населения и служит социальной базой гражданского общества. Однако такой класс еще не возник, ибо подавляющая часть приватизированной государственной собственности оказалось в руках немногих появившихся капиталистов, не говоря уже, о ее криминальном характере в ряде отраслей хозяйства. Государственная собственность, созданная трудом многих поколений советских людей, попала в руки 2–3% населения страны.

В 1997 г. был принят Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», который устанавливает организационные и правовые основы изменения отношений собственности в Российской Федерации посредством приватизации государственного и муниципального имущества в целях повышения эффективности экономики, а также ее социальной ориентации, осуществления протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям, улучшения платежного баланса государства. В нем говорится, что под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности государства, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц.

Сущность основных принципов приватизации заключается в следующем:

1) в сочетании возмездного и безвозмездного способов приватизации, при которых часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан, а другая продается частным и негосударственным юридическим лицам;

2) в разделении методов, форм и процедур приватизации. То есть в связи с тем, что приватизируемые объекты отличаются размерами производства, значимостью и конкурентоспособностью продукции, финансовым положением уровнем технической оснащенности, данный принцип предполагает использование различных способов, методов и процедур при проведении приватизации. Так, платежи в бюджет за приобретенное государственное имущество могут быть одноразовые и в рассрочку, небольшие предприятия могут быть проданы с аукциона, а крупные преобразованы в акционерные общества;

3)в праве каждого гражданина Российской Федерации на часть безвозмездно передаваемой собственности. В связи с общенародным характером государственной собственности за каждым гражданином страны закреплено право получить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно. Практически это право реализовывалось путем выдачи именных приватизированных чеков;

4) в предоставлении конкретных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Государство обеспечивает более благоприятные условия для участия трудовых коллективов в приватизации своих предприятий. Трудовой коллектив может выступить зачинщиком приватизации предприятия, т.е. подать заявку на приватизацию в соответствующие органы. Члены трудового коллектива имеют первоочередное право покупать акции акционерных обществ, созданных путем изменения государственных и арендных предприятий, как за денежные средства, так и за приватизационные чеки, которые им были выданы. Трудовые коллективы арендных предприятий имеют первоочередное право выкупать арендуемое имущество.

Вопрос о частной собственности на землю связан с судьбой совхозов и колхозов и стоит очень остро не только в экономическом, но и в государственном, политическом плане.

В условиях общего экономического развала ставка на фермерские хозяйства в большинстве случаев не оправдалась. Преобладает; мнение, что нашему государству не нужна классическая частная собственность на землю, особенно если учитывать, что общественные земли могут стать социальным амортизирующим фактором.

История отношений собственности в России претерпела сложный путь от концепции государственного социализма и монополизма до реформы приватизации в 1992 г.


Заключение

Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества. Но просто борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений. В одних случаях эти попытки приводили к успеху, в других терпели крах. Были случаи, что общество действительно переходило на новую, более высокую степень своего развития. Но также случалось, что в результате ломки отношений собственности общество оказывалось отброшенным далеко назад и оказывалось в ситуации, из которой не знало, как выбраться.

В нашем государстве на протяжении всего двадцатого века дважды происходило изменение отношений собственности. Первое изменение началось в 1917 года и завершилось невиданной катастрофой, последствия которого будет исправлять много поколений. Второе происходит в наши дни. Его основная цель – возвратить отношениям собственности их истинное содержание, создать достаточно широкий слой частных собственников, который стал бы социальной опорой нынешнего режима. Так чем же является собственность?

Собственность можно определить как отношение индивида или коллектива к принадлежащей ему вещи как к лично своей. Любой тип и любая форма собственности, каким бы высоким ни был в любом конкретном случае уровень обобществления или, что то же самое, уровень коллективизации собственности, могут существовать только лишь при условии, что кто-то относится к условиям и продуктам производства как к своим, а кто-то к чужим. Без этого собственность не существует. С этой точки зрения любая форма собственности является частной.

Проблема изменения отношений и структуры собственности является одной из наиболее актуальных задач в ходе рыночных реформ, проводимых в любом из государств с переходной экономикой. Так как собственность является основой любой системы хозяйства, то необходимо учитывать, с одной стороны, системный характер изменений отношений собственности при переходе от одной системы хозяйства к другой и, с другой стороны, системный характер в рамках переходной экономики реформ в целом.

Естественно предположить, что основой реформы собственности в переходной экономике является процесс приватизации. Однако этому процессу предшествовал период, когда отношения собственности подвергались незначительным изменениям, а с окончанием приватизационных программ реформа собственности в переходной экономике не завершается, так как только после первичной приватизации начинается формирование действительно эффективной системы прав собственности и открываются новые возможности экономической реализации последней.

Процесс преобразования отношений собственности в переходной экономике – это, прежде всего, процесс экономического обоснования и юридического оформления институтов частной и публичной (т.е. государственной и муниципальной) собственности.

В России на первом этапе преобразования отношений собственности в качестве основной цели было принято временное массовое распределение и закрепление формальных прав частной собственности в обществе при минимальном количестве социальных конфликтов в расчете на последующие договоры в пользу эффективных ответственных собственников. Основной целью второго этапа стало достижение экономической эффективности через процесс перераспределения первоначально созданных прав собственности в пользу стратегических инвесторов.

Разгосударствление также можно рассмотреть как перераспределение прав собственности с их новой спецификацией (расщепление единого права государственной собственности на отдельные правомочия с их закреплением за различными собственниками). И, наконец, разгосударствление означает изменение отношений социально-экономического присвоения (переход от социалистического характера присвоения к капиталистическому и от общественно-регулируемой формы присвоения к рыночно-конкурентной форме).

В ходе реформ в России был взят курс на переход к системе, сочетающей государственную, частную и смешанную формы собственности. Это полностью соотносится с направлением перехода к рынку, поскольку, раз рынок предполагает свободу производителей и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должна возникнуть и конкуренция между различными формами собственности.

Отсюда вытекает основная цель преобразования собственности в переходной экономике – создание предпосылок для развития многообразия форм собственности и хозяйствования как основы высокоэффективной конкурентной экономики.

В данный момент процесс преобразования отношений собственности в России все еще не завершен. Остаются еще нерешенными многие проблемы, вызванные, прежде всего, неустойчивостью самих институтов собственности.


Библиографический список

  1.  Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, (с изменениями от 17 июля 2009 г.) 
  2.  Грицюк, Т. В.Государственное регулирование экономики :Теория и практика /Т. В. Грицюк. -М. :РДЛ,2004. -287 с.
  3.  Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник М.: Юристъ, 2002. – 511 с.
  4.  Крюков В. Совершенствование государственного управления собственностью// Экономист. 1999. № 3.
  5.  Милль Дж. Основы политической экономии. – М., 1980. – Т. 1. – 496 с;
  6.  Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. – Т. 25. – Ч. 1. – 494 с;
  7.  М.И. Беляев, «Милогия». – Краснознаменск, «Полиграф», 2001.
  8.  Экономическая теория: Учебник для вузов. 4-е изд., СПб., ЗАО Издательский дом «Питер», 2006 – 541 с.




1. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Київ 2002 Дисерта
2. ГЕНЕТИЧНОЇ СЛУЖБИ Загострення економічної кризи в Україні призвело до подальшого погіршення демогр
3. Тема- Свобода как философская проблема и ценность
4.  сделанное в предусмотренной законом форме личное распоряжение гражданина принадлежащим ему имуществом на
5. Растения и аллергия
6. Контрольная работа По предмету- Эстетические принципы кинофонографии Звуковой анализ фильма До свида
7. Затверджую
8. ВВЕДЕНИЕ Целый ряд инженерных задач сводится к рассмотрению систем уравнений имеющих единственное реш
9. ТЕМАТИКИ для 10 ' 11 класів загальноосвітніх навчальних закладів Рівень стандарту
10. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук К
11. Реферат на тему- Функции гражданского права в РФ Выполнила- студентка группы 11ЭБГУ1 Демченко
12. Нехай кожна людина кориться вищій владі бо немає влади яка не від Бога влади існуючі встановленні від
13. Контрольная работа- Задачі з міжнародного менеджменту
14. Неогреки Эклектика и историзм
15. Исследование технико-экономических показателей производственно-финансовой деятельности предприятия
16. Прагматизм как методологическая ориентация Чикагской школы
17. пирожки пирожки
18. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом не достигшим шестнадцатилетнего возраста
19. Греция
20. ТЕМА 3 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 1