Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Информационнотехнологический факультет Кафедра информатики

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30


НОУ ВПО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Информационно-технологический факультет

Кафедра информатики и естественнонаучных дисциплин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

          «Теория систем и системный анализ»

Направление подготовки

230700.62 Прикладная информатика

профиль «Прикладная информатика в дизайне»

  

Квалификация (степень) – бакалавр

Форма обучения очная, заочная

Сочи - 2013

 НОУ ВПО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Информационно-технологический факультет

Кафедра информатики и естественнонаучных дисциплин

Рабочая программа учебной дисциплины

 

«Теория систем и системный анализ»

направление подготовки

230700.62 Прикладная информатика

профиль «Прикладная информатика в дизайне»

  

Квалификация (степень) – бакалавр

Форма обучения очная, заочная

 

Сочи – 2013

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

НОУ ВПО «Международный инновационный университет»

УДК  

ББК  

Н

Автор-составитель: к.т.н., доцент Алексеев В.П.

Н

Рабочая программа дисциплины «Теория систем и системный анализ» / Алексеев В.П. Сочи: НОУ ВПО «Международный инновационный университет», 2013. 16 стр.

Рабочая программа включает цели и задачи освоения дисциплины, устанавливает требования к результатам освоения, содержит тематический план изучения, виды учебных занятий и учебно-методическое обеспечение дисциплины. Содержание программы основано на компетентностном подходе к обучению студентов.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО, основной образовательной программой и рабочим учебным планом НОУ ВПО МИУ по направлению 230700.62 Прикладная информатика.

© НОУ ВПО «Международный инновационный университет», 2013

ДИСЦИПЛИНА теория систем и системный анализ

1. Цели и задачи освоения дисциплины

    Цель освоения дисциплины: изучении основных понятий и рабочей терминологии, используемых в теории систем и системном анализе, ступенях и этапах исследовательского процесса, методологии прикладного системного анализа от сбора и обработки данных до построения эмпирических обобщений в виде формул и теоретических выводов.                                                                                                                                            

    Задачи дисциплины:                                                                   

           освоение студентами теоретического материала, включенного в цикл лекций;

           активное участие студентов в практических занятиях и семинарах;

активная самостоятельная работа студентов, включая выполнение домашних заданий, других учебных заданий;

своевременный контроль текущей и промежуточной успеваемости и принятие необходимых мер по его итогам.

                  2. Место дисциплины в структуре ООП

Учебная дисциплина «Теория систем и системный анализ» относится к базовой части математического и естественно-научного цикла основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования базовой подготовки.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способность использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);

           способность находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-4);

          стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

Общепрофессиональными - обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения, способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ПК-2);

          в научно-исследовательской деятельности - способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21);

в организационно – управлеческой и производственно- технологической деятельности - способность принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей ИС (ПК-14);

       в аналитической деятельности - способность применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

структуру, состав и свойства  систем и  методы системного анализа,

состав, структуру, принципы моделирования систем при их создании, инструментальные средства моделирования;             классификацию моделей систем;

принципы и методы управления системами и принятия решений по устранению проблемных ситуаций;  

технологию прикладного системного анализа при принятии решений.

          Уметь:

          выбирать метод исследований для решения конкретной проблемной ситуации при создании систем;

          выбирать методику моделирования различных систем;

ориентироваться в оценке результатов моделирования;

          применять результаты системного анализа в принятии проектных решений;

          проводить вариантную оценку возможных  решений в синтезе конкретных систем;

           оценивать результаты проектирования систем.

         Владеть: 

          методологией решения проблемных ситуаций, возникающих при исследованиях, моделировании, проектировании различных систем, связанных с информационными технологиями

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость: 5 зачетных единиц – 180 часов. Семестр изучения – 6.

4.1. Объем и виды учебной работы для студентов очной формы обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

68

Лекции (Л)

20

Практические занятия (ПЗ)

42

Семинарские занятия (СЗ)

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

КСР

6

Самостоятельная работа (всего)

76

в том числе:

Контрольная работа (КР)

-

Индивидуальное творческое задание (ИТЗ)

24

Другие виды самостоятельной работы (СР):

52

Подготовка к экзамену

36

Форма итогового контроля

экзамен

Общая трудоемкость (часы)

180

Общая трудоемкость (зачетные единицы)

5

4.2. Объем и виды учебной работы для студентов

заочной формы обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

12

Лекции (ЛК)

4

Практические занятия (ПЗ)

8

Семинарские занятия (СЗ)

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

Самостоятельная работа (всего)

132

в том числе:

Контрольная работа (КР)

4

Индивидуальное творческое задание (ИТЗ)

24

Другие виды самостоятельной работы (СРС)

104

Подготовка к экзамену

36

Форма итогового контроля

экзамен

Общая трудоемкость (часы)

180

Общая трудоемкость (зачетные единицы)

5

5. Структура и содержание дисциплины

                   5.1. Структура дисциплины для студентов

очной формы обучения

п/п

Наименование раздела, содержание раздела дисциплины

Виды учебной работы,

трудоемкость (в часах)

Формы*

текущего контроля успеваемости

Всего

СРС

ЛК

ПЗ

(СЗ)

ЛР

Раздел I

Введение в теорию систем (ТС)

18

14

2

2

О

Раздел II

Основы системного анализа

20

14

2

4

О

Раздел III

Основы моделирования систем

20

12

4

4

О, КО

Раздел IV

Управление системами

20

12

4

4

О, КО

Раздел V

Технология прикл. сист. анализа

44

16

4

24

О,КО,ПС,РФ

Раздел VI

Сист. анализ в организации экспертиз

16

8

4

4

О, КО

КСР

6

Подготовка к экзаменам

36

Итого

180

76

20

42

экзамен

                             5.2. Структура дисциплины для студентов

заочной формы обучения

п/п

Наименование раздела, содержание раздела дисциплины

Виды учебной работы,

трудоемкость (в часах)

Формы*

текущего контроля успеваемости

Всего

СРС

ЛК

ПЗ

(СЗ)

ЛР

Раздел I

Введение в теорию систем (ТС)

20

16

2

2

О

Раздел II

Основы системного анализа

20

20

О

Раздел III

Основы моделирования систем

22

20

2

О, КО

Раздел IV

Управление системами

22

20

2

О, КО

Раздел V

Технология прикл. сист. анализа

44

40

2

2

О,РФ

Раздел VI

Сист. анализ в организации экспертиз

16

16

О,Т

КСР

Подготовка к экзаменам

36

Итого

180

132

4

8

экзамен

*Формы текущего контроля:

О -

опрос (устный, письменный)

КО -

контрольный опрос по разделам дисциплины)

Т -

тестирование(устное, письменное)

РФ-

подготовка рефератов (докладов, эссе)

Д -

обсуждение основных теорий (понятий, положений)

ПС -

разбор практических (проблемных) ситуаций

5.3. Содержание дисциплины

   Раздел I. Введение в теорию систем (ТС)

Системы и закономерности их функционирования и развития. Переходные процессы. Принцип обратной связи. Методы и модели теории систем. Управляемость, достижимость, устойчивость. Элементы теории адаптивных систем. Оновные свойства систем.

   Раздел II. Основы системного анализа

Информационный подход к анализу систем. Основы системного анализа: система и ее свойства; дескриптивные и конструктивные определения в системном анализе; принципы системности и комплексности; принцип моделирования; типы шкал.

Понятие цели и закономерности целеобразования: определение цели; закономерности целеобразования; виды и формы представления структур целей (сетевая структура или сеть,  иерархические структуры, страты и эшелоны); методики анализа целей и функций систем управления. Соотношения категорий типа событие, явление, поведение. Функционирование систем в условиях неопределенности; управление в условиях риска.

   Раздел III. Основы моделирования систем

Виды моделей систем, классификация моделей. Виртуальность и адекватность моделирования. Способы преодоления виртуальности моделей. Конструктивное определение экономического анализа: системное описание экономического анализа; модель как средство экономического анализа. Принципы разработки аналитических экономико-математических моделей; понятие имитационного моделирования экономических процессов. Факторный анализ финансовой устойчивости при использовании ординальной шкалы.

   Раздел IV. Управление системами

Понятие управления системой. Траектория управления. Статическая и динамическая ошибка управления. Классификация систем управления. Особенности систем с ручным, автоматическим и автоматизированным управлением. Управление по отклонению, программное, целевое управление, их сочетание и особенности.

    Раздел V. Технология прикладного системного анализа в проектировании систем

   Формулировка проблемной ситуации (ПС), составление списка участников ПС, формирование проблемного массива, выбор конфигуратора, целевыявление, выбор критериев достижения цели, исследование ПС, генерация альтернативы. Методы исследования ПС – информационный, виды информационных материалов (патенты, статьи, учебные пособия), теоретический, экспериментальный, теоретико-экспериментальный, экспериментально-теоретический. Особенности проведения патентных исследований. Понятия патентоспособности и патентной чистоты. Метод планирования эксперимента в исследовании комплексов РЭС.

   Методы поиска новых технических решений в проектировании систем. Метод мозговой атаки, морфологические методы, метод эвристических приёмов, «изобретающие программы».

   Раздел VI. Системный анализ в организации экспертиз

Методы организации сложных экспертиз. Анализ информационных ресурсов. Развитие систем организационного управления. Применение системного анализа в совершенствовании информационных систем.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

6.1. В.П. Алексеев, Д.В. Озеркин. Основы научных исследований и патентоведение: Учебное пособие/  Издательство СО РАН. Рекомендовано СибРУМЦ в качестве учебного пособия для студентов специальности 210201. Томск: ТУСУР, 2012. – 171 с. Электронный ресурс. Режим доступа: http://edu.tusur.ru/training/publication/1283.

6.2. М.П. Силич,В.А. Силич. Теория систем и системный анализ: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2011. – 276 с. - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://edu.tusur.ru/training/publication/669                                       6.3. Системный анализ и принятие решений: словарь-справочник: учебное пособие для вузов / ред. В. Н. Волкова, ред. В. Н. Козлов. - М.: Высшая школа, 2004. - 613[3] с. - ISBN 5-06-004875-6.

б) дополнительная литература:

6.4. В.П. Алексеев, Д.В. Озёркин. Системный анализ и методы научно-технического творчества: Учебное пособие/ Издательство СО РАН. Рекомендовано СибРУМЦ в качестве учебного пособия для студентов специальности 210201. - Томск: ТУСУР, 2012. – 325 с. - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://edu.tusur.ru/training/publication/1284. 

6.5. В.П. Алексеев. Системная технология проектирования информационных систем. Учебное пособие для практикума по курсу « Теория систем и системный анализ». Сочи: МИУ, 2013. – 103 с. Используется в качестве учебно-методического пособия при выполнении практических занятий

в) ресурсы образовательного портала (класс самостоятельной работы, кабинет 5-9).

Автор:  к.т.н., доцент Алексеев В.П.

Программа одобрена на заседании кафедры информатики и естественнонаучных дисциплин

От « ____» _________________г., протокол №____

Зав. кафедрой информатики и естественнонаучных дисциплин

кандидат физико-математических наук                   Ленхорова И.А.

Рекомендовано НМС НОУ ВПО МИУ

От « ____» _____________2013г., протокол заседания №___

Президент НМС,

кандидат педагогических наук,

профессор                 Довгай Л.С.         

Программа переутверждена на ___________ учебный год, «____» _____________ 201__ г., протокол заседания № ___, зав. кафедрой психологии и социальной работы  ________________________________________________

___________________________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание)

Программа переутверждена на ___________ учебный год, «____» _____________ 201__ г., протокол заседания № ___, зав. кафедрой психологии и социальной работы  ________________________________________________

___________________________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание)

Программа переутверждена на ___________ учебный год, «____» _____________ 201__ г., протокол заседания № ___, зав. кафедрой психологии и социальной работы  ________________________________________________

___________________________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание)


Автор-составитель: к.т.н., доцент Алексеев В.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Теория систем и системный анализ

для студентов направления подготовки

230700.62 Прикладная информатика

профиль «Прикладная информатика в дизайне»

Подписано в печать __________ 2013г. Формат 60*84/16.

Печать офсетная. Бумага печатная.

Усл. печ. л. 0,4

Гарнитура Times New Roman, Arial.

Отпечатано в соответствии с электронным оригинал-макетом

в множительном центре Международного инновационного университета

354000, г. Сочи, ул.Орджоникидзе, 10а




1. 13 веках Русь удельная
2. 2014 День 1йДели По прибытию в международный аэропорт Дели
3. Радиоактивное излучение
4. Теоретические основы функционирования срочного рынка и его социально-экономическая роль
5. на тему- Социология конфликта на современном этапе Студента 3 курса Заочной формы обучения по спе
6. Ноотропные и нормотимические препараты
7. Организация общественного питания, создание, содержание и эксплуатация основных типов предприятий массового питания
8. тема цен включает в себя отдельные блоки цен взаимосвязанные и взаимодействующие
9. пособие по философии Владикавказ2010 УДК 1 091 Рекоме
10. варіанти розвитку кар~єри Використанні джерела Оформлення порт фоліо проекту Захист проекту
11. На тему- Свободные экономические зоны в современном мире и России Студентки курса УФФ за
12. Биография Высоцкого
13. Підготовка соціально компетентних вчителів в вищих закладах освіти
14. Естественная убыль товаров
15. 1 Наименование работ и процессов- Разбивка трассы газопровода трассировка срезка растительного с
16. Роль основного капитала в деятельности предприятия
17. Статья посвящена проблеме экологического сознания которое должно быть сформировано в пространстве мировоз
18. конструирования
19. У больной преклонного возраста уже 4 раза случается перелом костей верхней конечности
20. . У археологов производящих раскопки в центральной Африке вдали от населенных пунктов закончилась питье