Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Лекция для аспирантов- Исторические типы наук и ненаука

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

Лекция для аспирантов: Исторические типы наук и не-наука.

ПЛАН:

  1.  Типы науки и парадигма науки.
  2.  Античность: наука или нет?
  3.  Средневековье – темные века науки.
  4.  Возрождение: у истоков современной науки.

Исторический тип науки понимается нами как совокупность характерных идейных черт науки на качественно определенном этапе ее развития. Эти черты определяются прежде всего характером изучаемых наукой явлений и соотносятся с особенностями лидирующей научной дисциплины данного этапа.

Начиная с эпохи Научной революции обычно выделяют три основных этапа развития науки: классическую науку XVII–XIX вв., неклассическую науку первой половины и середины XX в. и современную постнеклассическую науку.

Выделение этапов в развитии науки связано со сменой ее парадигм, которые в свою очередь связаны как  с развитием самой науки, так и с внтуренней эволюцией общества, на которую в свою очередь влияет прогресс науки и особенно связанные с ней технологические революции.

Нам необходимо уточнить некоторые термины, используемые нами:

1. Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Под парадигмой мы понимаем совокупность представлений, законов, принципов, которые признаются ученым миром в качестве основополагающих, отделяющих научное знание от ненаучного. Данное понятие ввел в науковедение Т.Кун в своей работе, которая является сегодня классикой науковедения «Структура научных революций».

Сегодня активное расширение использования данного понятия и включения его в анализ не только культурологических проблем, но и менеджемента, дизайну, другим общественным явлениям. Такое расширение понятия в научном мире вызывает резкое неприятие и критику.

Т. Кун считал, что смена парадигм науки ведет  как к научной эволюции, так и к научным революциям. Парадокс развития науки заключается в том, что она постоянно разрушает тот каркас научного знания, который ею же создан., т.е. меняет свои парадигмы. Каждая парадигма проходит три стадии. Процесс зарождения новой парадигмы (собственно на этом этапе– это еще не парадигма, а только теория не вписывающаяся в парадигму), когда она встречается в штыки и ее проводники, как правило обвиняются в дилентатизме и других грехах приверженцами устоявшейся парадигмы. Затем новая теория признается и не только входит в структуру научного знания, но становится его базой, или новой парадигмой. И наконец, эта парадигма становится привычной, признаной и наступает время ее менять, но об этом пока задумываются не многие ученые, работающие, как правило, в наиболее быстро развивающихся науках.

2. Технологическая революция – это такие изменения в способах производства, которые ведут к изменению жизненых основ общества: социальной структуры, образа жизни, культуры, форм гос.устройства и т.д. Всего в истории человечества можно выделить 4 технологические революции: неолитическая революция (переход от присваивающей экономики к производящей, термин введен английским ученым Гордоном Чайлдом в 1949 г.); промышленная революция (первая – сер. XVIII в.- паровая машина Дж.Уатта; вторая – 70-е годы XIX в.– электричество, телеграф, телефон, двигатель вн. сгорания); научно-техническая революция и информационная революция. Как видим, между терминами научная революция и технологическая существует определенный разрыв, так как только две последние т.р. включают собственно науку. О сущности научной революции мы поговорим на следующей лекции.

II. Среди современных ученых распространено мнение, что античный мир не знал науки в подлинном смысле слова и что она возникла лишь в новое время, то ли с исследований Галилея, то ли Ньютона. мнение это не соответствует действительности. Насколько в Греции и Риме был велик интерес к науке, явствует хотя бы из того, что Плиний Старший, составляя обобщающую все виды современных ему знаний "Естественную историю", использовал около 2000 научных трудов, от которых до нас дошла лишь ничтожная часть. Правда, тогдашняя наука лишь в ограниченной мере знала эксперимент, хотя и к нему прибегали, например в медицине Так, Гален ставил опыты на животных, исследуя взаимосвязь спинного мозга обезьян с подвижностью и чувствительностью разных органов, доказал наличие в артериях крови, а не воздуха, как думали до него, и т. п. Диоскорид исследовал и описал лекарственные свойства 600 растений; Орибасий, в IV в. н. э., подводя итоги исследованиям предшественников, описал различные болезни, методы их лечения лекарствами, ваннами, физическими упражнениями, влияние на здоровье разных климатических условий и пищи, что невозможно было бы сделать без многих экспериментов. Другой врач. Секст Эмпирик, сформулировал необходимые для науки условия – наблюдение, опыт и метод обобщения. Накопление наблюдений и опытов в области обработки и удобрения разных почв, прививок, скрещивания, отбора для улучшения сортов растений, ухода за скотом и птицей способствовали развитию сельского хозяйства и т. д. Правда, в распоряжении античных ученых были лишь примитивные инструменты: например, Птолемей пользовался моделью небесной сферы; астролябией, параллактическим инструментом и квадрантом. Справедливо и то, что достижения античной науки ограниченно применялись на практике, в материальном производстве, хотя, несомненно, что при воздействии сложнейших сооружений - зданий, мостов, акведуков - были необходимы математические расчеты. Архимед использовал математику для конструирования грузоподъемных механизмов, метательных и водонапорных машин (наиболее известно практическое применение для водопроводов и откачивания воды в рудниках "винта Архимеда"). Папп в IV в. н. э. писал о приложении математики к механике, основываясь, между прочим, на трудах Герона Александрийского, открывшего движущую силу пара, конструировавшего различные, применявшиеся, главным образом, во всяких зрелищах автоматы, водяные часы, водяные органы. На основе достижений геометров, римские землемеры разработали методы размежевания земли и измерения участков, планировки городов и лагерей. Сведения об области химии использовались для изготовления сплавов и амальгам. Целью античной философии было обосновать различные концепции. Такие философы, как Пифагор и Платон, были математиками; Аристотель знал и обобщал все современные ему науки; его ученик Феофаст был естествоиспытателем; Лукреций, следуя за Эпикуром, учением об атомах подтверждал свою концепцию мироздания, истории человечества и задач человека. Сенека оставил сочинение о разных природных явлениях. В свою очередь труды по философии писали медики Гиппократ и Гален. Автор трактата по архитектуре Витрувий считал, что архитектор обязан знать философию. С философией связывались дискуссии о происхождении и строении мира, о составляющих его элементах, о движении и покое, о природе времени, непрерывности и дискретности пространства, бесконечной делимости материи, или о неких ее неделимых первоосновах - атомах. Целью философии по словам всех ее представителей, независимо от школ, к которым они принадлежали, было сделать людей счастливыми и добродетельными, хорошими гражданами.

Античная наука развивалась свободно, не испытывая стеснения со стороны какой-либо религиозной догмы, она достигла известных результатов, впоследствии послуживших основой для движения вперед науки нового времени. В первую очередь это относится к математике и астрономии, по мнению некоторых современных историков, испытавших сильное влияние Египта и Вавилона, но, очевидно, дополненных и развитых античными учеными. Так, Аристарх Самосский обосновал гелиоцентрическую теорию строения солнечной системы. Она была затем вытеснена геоцентрической теорией Птолемея, считавшего, что наблюдения за движением небесных светил не подтверждают теорию Аристарха. Но знакомство с последней натолкнуло Коперника на мысль о пересмотре системы Птолемея, и гелиоцентрическая система стала общепризнанной, когда Кеплер доказал, что расхождение теории Аристарха с наблюдениями было вызвано его ошибкой в определении орбит земли и планет: он считал их круговыми, а не эллиптическими. Однако главное сочинение Птолемея "Альмагест" - трактат об астрономии как отрасли математики, содержал положения, на много веков определившие астрономические представления и методы, которыми пользовался Птолемей, опиравшийся на сферическую геометрию и тригонометрию, разработанные Гиппархом и Менелаем Александрийским. Последующие астрономы пользовались уточненными им расчетами солнечных и лунных затмений, длины самого короткого и самого длинного дня на различных широтах, его таблицами, отражавшими положение планет для каждого дня, и координатами 1028 неподвижных звезд. В математике осталось применявшееся им деление круга на 360 градусов и деление градуса на минуты и секунды; в географии - его таблицы параллелей и меридианов, математические методы черчения карт; в оптике - его наблюдения над преломлением лучей в разной среде.

Труды Птолемея, как и труды Галена, исторически сыграли двоякую роль. Как авторитеты, признанные церковью (которая, однако отбросила то, что не соответствовало ее догмам, например, разделявшееся Птолемеем представление античных ученых о шарообразности Земли, что некоторых из них привело к выводу о существовании "антиподов" на каком-то находящемся за океаном материке), они тормозили развитие науки, опровергавшей их системы и приходившей в противоречие с церковными постулатами. Отрицательную роль играла и подкрепленная авторитетом Птолемея вера в астрологию, которой он посвятил особый трактат, хотя и оговаривал в нем, что его астрономические выводы основаны на достоверности, астрологические - только на вероятности. Но, c другой стороны, сочинения обоих ученых содержали и элементы, затем использованные наукой нового времени.

Немаловажна была и роль античной математики. "Начала" Евклида легли в основу изучения геометрии. Труды Аполлония из Перги и Серена о сечении конусов и цилиндров - стереометрии, а составленные Гиппархом и Менелаем Александрийским таблицы хорд, соответствовавшие таблицам синусов, - тригонометрии. Работами Диофанта, Паппа и других математиков, содержавших, между прочим, методы решения квадратных и кубических уравнений, извлечения корней, были заложены начала аналитической геометрии и алгебры, разработанной впоследствии арабскими учеными. В VI в. Аммоний разделил математику на арифметику, геометрию, астрономию и музыку и такое деление сохранилось вплоть до нового времени.

Еще более значительным было влияние на последующую культуру Европы античной философии. В средние века Аристотель был столь же непререкаемым авторитетом, как Птолемей, и, так же как Птолемей, использовался для обоснования церковной догматики. "Поповщина убила в Аристотеле живое и увековечила мертвое", - отмечал В. И. Ленин Со времени Возрождения и позже европейские мыслители познакомились со всем дошедшим до нас наследием античной философии, во многом от нее отталкиваясь. В. И. Ленин, говоря о познании как о "кругах" спирали, намечает такие "круги" в философии: в античной, от Демокрита до Платона и диалектики Гераклита; в эпоху Возрождения от Декарта versus Gassendi (Spinoza?); в новой: Гольбах-Гегель (через Беркли, Юм, Кант). Гегель - Фейербах - Маркс В конспектах "Истории философии" Гегеля и "Метафизики" Аристотеля В. И. Ленин особенно выделяет и подчеркивает элементы материализма и диалектики у античных философов и их поиски в данном направлении. Он отмечает, что приемы постановки вопросов, как бы пробные системы уже были у греков На примере античных философов он показывает корни зарождения идеализма: восприятие общего понятия, идеи как отдельного существа, и то же составляет основу современного идеализма Канта и Гегеля - превращение общего понятия, идеи, в идею природы, мира, логоса, бога В общем, основными вопросами в античной философии были те же, которые ставились в облеченной в религиозную форму философии средних веков и в философии нового времени, и примерно по тем же линиям проходил водораздел между разными ее направлениями: признававшими приоритет духа, мышления и признававшими приоритет бытия, материи, то есть между идеализмом и материализмом; между признанием возможности познания мира, адекватно отражаемого нашими чувствами и утверждением непознаваемости мира недоступного чувственному восприятию, допустимости только вероятностных суждений о реальной действительности на основании умозрительных заключений; самое суждение одни подчиняли формальной логике, детально разработанной Аристотелем, другие логике диалектической; споры шли о том, был ли космос некогда сотворен и конечен ли он, или вечен и бесконечен: о природе души - отлична ли она от телесности и бессмертна, или телесна и умирает вместе с телом. Правда, в античной философии ответы на подобные вопросы не всегда связывались в той же последовательности и с той же определенностью, как в философских системах нового времени, поскольку для греков и римлян до времен поздней античности вопросы религии не играли такой роли, как в средние века и новое время. Так, например, эпикурейцы, учившие, что мир материален, что он не был создан, а возник из комбинации атомов, что он познаваем и познание его законов - высочайшая задача человека, отрицавшие бессмертие души и вмешательство богов в судьбы космоса и человечества, все же признавали бытие богов как идеальных, блаженных существ, не требующих ни жертв, ни обрядов в свою честь. Бытие бога как некоей первопричины, "первого двигателя" признавал Аристотель, хотя в его концепции было много элементов материализма и он выступал с критикой идеализма Платона. Секст Эмпирик, ставя во главу угла науки опыт и обобщение, вместе с тем как скептик, отрицал возможность какого-либо познания мира и его законов, достоверности каких-либо общих, основанных на умозаключениях, "догматических" суждений в области точных наук, истории, этики.

И все же последующие философы постоянно обращались к трудам философов античных, видели в них истоки собственных систем. Так, в борьбе с католической церковью материалисты XVIII в. искали подтверждения своим положениям у эпикурейцев, особенно в поэме Лукреция "О природе вещей", но, в отличие от него, отрицали бытие бога. Идеалисты, напротив, нередко возводили свои концепции к Платону или Плотину. Как считают некоторые современные исследователи, экзистенциалисты многое заимствовали у стоиков. И в работах, посвященных какому-нибудь античному философу, их авторы часто стремятся видеть в нем предшественника того или иного, наиболее близкого им философа нового времени.

Но, пожалуй, еще большее значение имели созданные античными мыслителями политические учения и политическая практика античного мира. Первые в истории человечества демократические республики Греции и Рима, идеи политического равноправия и юридического равенства граждан, свободных, подчиняющихся только закону, ими самими установленному, верховной власти народа, вдохновляли борцов за республику, демократию и свободу против тиранической власти монархов и церкви во все последующие времена. На деле античные демократии были в достаточной мере ограниченными. К ним не были причастны рабы, а в Афинах и вольноотпущенники; граждане, особенно в Риме, могли только принять или отвергнуть внесенный магистратом закон, не обсуждая его, не внося свои предложения; пополнявшие сенат магистраты избирались обычно из ограниченного круга знати; известное экономическое благополучие граждан, лежавшее в основе их независимости и равенства, поддерживалось эксплуатацией не только своих рабов, но и других городов и народов: в Афинах их союзников, в Риме - покоренных племен и государств. Самое понятие "свободы" было довольно неопределенно, в то или иное время разные политические группировки во взаимных столкновениях использовали его как лозунг, но вкладывали в него разный смысл.

III. Тезис о том, что в основе европейской науки и технологии лежат античные достижения далеко не всегда подтверждается рассмотрением механизмов ассимиляции этих достижений. Кроме того, пресловутый европоцентризм существенно обеднил историческую картину становления системы рационального знания в Азии и Восточной Европе, в связи с чем, рассмотрение путей и специфики освоения античного наследия представляет существенный интерес. Это тем более важно, так как позволяет перейти к оценке развития науки и техники европейского средневековья как исторически и географически связанного явления. Важным аспектом темы является изучение взаимосвязи рационального знания и религиозной веры как в концептуальном, так и в социально-организационном планах. В основном проблематика темы относится (но не совпадает) ко времени средневековья.

    Структура источниковой базы темы аналогична античной. Специфика проявляется, по крайней мере, в двух формах. Во-первых, сегодня есть возможность сопоставить различные "переводы" античных текстов, во-вторых, христианство принадлежит к числу наиболее открытых конфессий, что дает возможность использовать многие теологические тексты для достаточно адекватной реконструкции знания о мире и способах его познания и освоения, характерных для христианского средневековья. В корпус источников для реконструкции рационального знания средневековья и его различия со знанием иррациональным в последнее время включаются алхимические и астрологические трактаты с использованием, естественно, специальных методов интерпретации.

     Средневековье – принятое в истории науки обозначение периода Всемирной истории, следующего за историей Древнего мира и предшествующего Новой истории. Понятие Средние века (лат. -  medium aevum) появилось в XV-XVI вв. у итальянских историков-гуманистов (Ф.Бьондо и др.), утвердилось в науке с XVII в. Наука, изучающая историю Средних веков,  называется медиевистика.

  Понятие "средневековье" появилось в применении к культурно-исторической ситуации Западной Европы и имело достаточно четкую оценочную нагруженность (крушение античного мира, провал, разрыв исторического процесса, откуда  и пошло название  "темная ночь средневековья"). В середине XX в. оценки периода столь радикально изменились, что появилось историческое понятие "новое средневековье". В истории науки "открывателем" "нового средневековья" стал французский историк науки П.Дюэм.

Средневековье занимает особое место в предыстории науки и техники. Специфичность периода определяется: 

  •  принципиально иным, по отношению к античности, типом мышления ("религиозным"), характерным для ученого человека средневековья;
  •  качественно иным характером понимания связи теоретического знания и продуктивной деятельности;

радикальным изменением важнейших технологий.

Познавательная ситуация (идеалы знания, принципы научного мышления, методы, понятия, научные практики, в целом)   в Средние века задавалась следующими основными особенностями:

  •  понимание Истины как Божественного откровения, воплощенного в Слове; Слово как Бог и, соответственно, является общим для всего сотворенного; Священное писание (Книга как Текст сакральных смыслов), как речевая встреча смыслов Божественного откровения и человеческого постижения, что вызывало необходимость комментирования Текста;  
  •  понимание Истины для сотворения  человека по образу и подобию Бога, - как пути к ней и к Богу,  как непрерывного процесса самосовершенствования, пути к Богу в себе: "стучите, и отворят вам";
  •  понимание сотворенной природы как дополнительного средства постижения Истины; воплощение Божественного слова в Вещи - процесс вещания для человека;

понимание Разума как Причастия; Познания как Литургии, как самопознания и, тем самым, богопознания (внутреннего движения к Богу). Структура средневекового научного знания включает четыре основных направления: 

  •  физико-космологическое, ядром которого является учение о движении. На основе натурфилософии Аристотеля оно объединяет массив физических, астрономических и математических знаний, послуживших почвой для развития математической физики Нового времени;
  •  учение о свете; оптика в узком смысле слова является частью общей доктрины - "метафизики света", в рамках которой строится модель Вселенной, соответствующая принципам неоплатонизма;
  •  учение о живом, понимавшееся как наука о душе, рассматриваемое как принцип и источник и растительной, и животной, и разумной жизни. Оно  содержало богатый эмпирический материал и систему классификации аристотелевского толка;
  •  комплекс астролого-медицинских знаний, к которому в известном отношении примыкает также учение о минералах и алхимия.

      Систематизация знаний (как продолжение энциклопедической традиции эллинизма и, особенно, Рима) в средневековье приобрела важнейшее значение - разного рода "суммы" пользовались широкой популярностью. Важно отметить, что средневековый взгляд на мир был разрушен с помощью новой Энциклопедии (от греч. -"круг знаний") Французских просветителей. Дух механического рационализма был поколеблен диалектикой Гегеля, развитой в очередной  "Энциклопедии философских наук".

         Приведем отдельные выдержки из трактатов Флавия Кассиодора.

Философия есть приблизительная наука о делах человеческих и божественных в той мере, в какой понимание их доступно человеку, с одной стороны. С  другой стороны, она - искусство искусств и дисциплина дисциплин, а также размышления о смерти.

Созерцательной (теоретической, спекулятивной) называют философию, созерцающую нечто божественное, небесное, возвышающееся над видимым; все это постигается исключительно разумом, поскольку выходит за рамки телесного.

Натуральная философия - та, в которой исследуется природа всякой вещи. (Натурфилософия, философия природы, естественная философия = античной и средневековой "физиологии".)

Божественной философию называют тогда, когда исследуются глубочайшие свойства невыразимой Природы Господа, либо духовные материи, природа которых в некотором смысле весьма туманна.

Доктринальной философией называется наука, изучающая абстрактное количество.

Практической (актуальной) философией называется та, которая содержит объяснение предпосылок вещей их воздействием.

Моральная философия такова, что благодаря ей познается способ достойной жизни, а порядки (государства) направляются в русло добродетели.

Хозяйственной философией называется мудро упорядоченный способ ведения домашних дел.

Гражданской философией называют ту, благодаря которой достигается польза для всего общества.

  Наука - есть изучение, свободное от заблуждений, порожденных субъективными взглядами; она никогда не может быть иной, чем она есть, и называется именно так, поскольку всегда функционирует на основе своих собственных правил. (В данном случае "наука" - "disciplina", в смысле подчинения правилам.)

 Наука - музыка - это отрасль знания, рассматривающая числа в отношении к звукам. Разделов музыки существует три: гармония,  ритмика,   метрика.

Астрономия - есть наука, изучающая движение небесных тел и все их формы, а также обычное положение звезд по отношению к Земле и друг к другу.   Разделы астрономии следующие: позиция сферы, сферическое движение, Восток, Запад, Север, Юг, полушарие над Землей, полушарие под Землей, орбитальные величины звезд, движение прогрессии звезд, движение ретрогрессии звезд, пауза звезд, поправка в подсчетах путем добавления, поправка в подсчетах путем вычитания, величины Солнца, Луны, Земли, затмения и иные фазы существования небесных тел.  

Проблема соотношения веры и разума была центральной в культуре Средних веков (и в философско-теологических доктринах,  и в конкретных поисках духовного самоопределения). Способом   ее решения определялся выбор концептуальных установок (от "верю, чтобы понимать" Ансельма Кентерберийского (1033-1109) до "понимать, чтобы верить" Петра Абеляра (1079-1142), статус Научной деятельности и положение ученого в обществе.

Проблема изначально задевала неустранимое противоречие. 

Наука, в конечном счете – творение особого мира, но ученый средневековья - не творец (самый страшный грех - это гордыня).

Возможно самым фундаментальным изменением познавательной ситуации, затронувшей все ее элементы, стало новое понимание сущности Творения. 

 Ничто, из которого создается мир, означает не абсолютное отсутствие чего бы то ни было, а лишь отсутствие определенности, регулярности в неопределенном потоке изменения.

  Процесс Творения – внесение порядка и закона внутрь стихии изменения. Бог становится тем началом, которое непрерывно вносит закон и порядок внутрь изменчивого, творит бытие человека и неотделим от него. Онтология творения пронизывает все средневековое мышление. Нет ничего статичного, все в непрерывном процессе становления.

Понятие движения приобрело онтологический статус. Установилась тенденция постоянного "концептуального схватывания" (forma fluens) любой рассматриваемой проблемы: текст никогда не самодостаточен – он раскрывается в толковании,  в диалоге; растения – то, что растет; вещь – то, что вещает; наиболее ярко эта тенденция выражалась в толковании физического движения.

Хотя разуму и отводилась  вспомогательная роль, все же познавательность получила статус одного из путей, ведущих к богопознанию.  

Религиозная и научная установка сознания отличаются экзистенциональной ("быть") направленностью первой и познавательной ("знать") – второй. Схоластическая наука пыталась найти возможность совмещения этих установок, что наиболее ярко проявилось в знаменитых дискуссиях по проблеме универсалий. В средневековых спорах о природе общих понятий выявились три тенденции в обосновании научного знания:

– реалистическая;

–концептуалистская;

–номиналистическая.

Отношение к объекту познания было однозначным и принципиально созерцательным. Альтернативных позиций не было. Теория (теоретическое знание) "принадлежало" не объекту, а субъекту познания, что и определило формирование такого специфического метода научного исследования, как схоластика.

Христианская ученость возникла в трудах ранних христианских апологетов II-III вв. как проповедническая. Целевое назначение словесной массовой религиозной проповеди обуславливало ее основные доминанты: защита и распространение христианства против язычников путем убеждения их на понятном им языке и доступной им картине мира.

В системе образования и научно-философской культуре все это формировало три основные направления:

–владение словом (красноречие, искусство убеждения, искусство толкования текста - грамматика, риторика, диалектика);

–построение связной и достаточно наглядной картины мира в рамках христианского вероучения, собственно теологии;

–обоснование праведной жизни - этика, экономика, право, политика.

 В конце XII – начале XIII в. наиболее популярные европейские школы стали преобразовываться в университеты.   В Средние  века  это слово не употреблялось  для обозначения учебного заведения, университеты называли  studium, что значило учебное заведение с универсальной программой, для наиболее знаменитых существовало название  studium generale. Главной задачей создания учебных заведений была необходимость профессионального (цехового) лицензирования интеллектуальной деятельности (поэтому universitas – корпорация преподавателей и студентов).

Университеты имели различную специализацию, но, как правило, было четыре факультета:

общеобразовательный   (факультет искусств); медицины; права; теологии.

 Старейшие университеты Европы   образовались в Болонье, Париже, Оксфорде, Орлеане. Позднее – в Неаполе, Тулузе и Праге.  

Природа, в христианском понимании, сама не есть нечто божественное, хотя сотворена Богом; она поручена им заботливой и разумной распорядительностью человека - поэтому она не только область хозяйственной деятельности, но и предмет нравственной обязанности. При этом в противостоянии язычеству происходила десакрализация природы.

Такое отношение к природе не делало ее "приоритетным" объектом размышлений, но и не осуждало их. Хотя, безусловно,   высшим знанием было знание пути к Богу. При этом, важным аспектом понимания творения природы в западно-христианской традиции была его интерпретация как делания, тогда природа могла рассматриваться как создание, а Творец как искусный механик. Нередко такой ориентацией объясняют практичность и рациональность западноевропейской технической деятельности.

Истоком византийской учености (философии) обычно считают анонимные "Ареопагитики" (первое упоминание о них относится к 533 г.),  приписываемые псевдо-Дионисию Ареопагиту. "Ареопагитики" пронизаны темой таинственного (мистического) богословия, и основным путем восхождения человека к Богу объявляется путь экстаза. (При дворе византийского императора даже имелась специальная должность мистика).

Среди византийских ученых-энциклопедистов, оказавших решающее влияние на развитие научных знаний, следует отметить следующих:

 Иоанн Дамаскин (около 675 - 753 гг.), его основной грандиозный трактат "Источник знания", имевший педагогическую направленность, получил широкое распространение на Руси. На латинский язык этот труд был переведен лишь в XII в. Теологический рационализм Иоанна Дамаскина, по существу, отрицает дистанцию между знанием естественнонаучным и богословским (богословие -–царица, прочие науки во главе с философией – лишь служат). По его учению все науки  инкорпорируются в состав богословия.

  Лев Математик (805 - 870) был ректором Константинопольского университета, профессором философии и математики. Сочинения Льва Математика не сохранились, но известно влияние его работ по прикладной механике и анатомии на общий уровень византийской науки. Историческая традиция приписывает ему изобретение светового телеграфа.

В  городах обучение было платным. Наряду с платными учебными заведениями различных ступеней, в Константинополе были высшие школы, которые назывались иногда "университетами". Эти школы, как правило, были   организованы либо императорами, либо от их имени регентами. Это были государственные учреждения с содержанием за счет казны.

   Михаил (Константин) Пселл (1018 - около 1096 гг.) был философом, ученым, государственным деятелем, воспитателем наследника престола, ставшего императором  Михаилом VII Пселл разделил философию на "высшую" и "низшую". Предмет последней – изменчивая и непостоянная природа. Между "философиями" он поместил "науку о бестелесном" - математику, которая по своему значению уступает лишь богословию. Пселл – автор многих литературных произведений, широко известна его "Хронология".

Варлаам Калабрийский (1290 - 1357) и его школа явились ярким примером заката византийской учености (XIV в.). Известны работы Варлаама по логике и математике - в частности, он первым предложил применять в математике буквенные обозначения для величин. Важно, что варлаамисты - первые и последние византийские гуманисты и рационалисты - были убеждены в том, что человеческому разуму свойственно постигать сущность вещей.

Не миновал Византию и спор об "универсалиях". Его пик пришелся на XII в. Спор был связан с "проблемой" Троицы, а в рациональном смысле - с проблемой существования Общего (поставленной, но не решенной, еще в античности). Византийские "реалисты" учили, что реально существует только Общее. "Номиналисты" полагали, что по-настоящему, реально существуют лишь отдельные виды, процессы, явления, а Общее существует лишь в понятиях об этих вещах, в языке, в терминах.

  В IX-XI вв. в Византии бурно развиваются ремесленные производства, добывающая промышленность, кораблестроение, происходит расцвет архитектуры, живописи, художественной литературы, исторических хроник. Византийские ученые собирают и комментируют уцелевшие рукописи античных авторов.      

Особое место среди разнообразных военных средств, занимает "греческий огонь". Он был изобретен около 673 г. Каллиником -  архитектором из Гелиополя в Сирии и представлял собой горючую смесь, состоящую из смолы, нефти, селитры и серы. Это вещество легко воспламенялось и горело даже на воде. "Греческий огонь" чаще использовали в морских сражениях, выбрасывая из сифонов - огнеметов, но его применяли и при обороне и осаде.

Составной частью византийской учености была система образования - светская и классическая. В ней не было особых новаций, но был довольно высокий  социальный статус и доступность. Невежество и незнание считались пороками, достойными самого большого осуждения. "Ненавижу невежду, как Иуду".

Технологическое развитие средневековья оценивают  более высоко, чем научное, считая, что именно тогда впервые в истории, в результате технической революции, была создана новая "сложная" цивилизация.

О высоком социальном статусе инженерии и занятиях "механическими искусствами", уважительном отношении к физическому труду, свидетельствует и классификация Гуго Сен-Викторского. 

В такой атмосфере вполне объяснимы пророчества о безграничных возможностях технического творчества, содержащиеся, например, в известных описаниях автомобилей, подводных лодок и самолетов Роджера Бэкона (около 1214 - 1292 гг.).

Это конкретное выражение важной для средневековья мотивации к труду - "человек должен трудиться, а праздность есть потворничество греху", однако при этом "труд не должен был вести к обогащению".

  Большой интерес представляет сочинение немецкого монаха - бенедиктинца Теофила "О различных искусствах", написанное в 1122 - 1123 гг. Это - свод знаний и умений, "полезных", прежде всего, для украшения церкви и изготовления церковной утвари,  эмалировки чаш, росписи храма, создания органных труб, отливки больших колоколов. Описывается также новый способ изготовления стекла, лужения железа погружением, множество различных механических приспособлений. Важно отметить, что Теофил был не просто искусным ремесленником, но и хорошо образованным человеком.

Основными   направлениями  средневековой "технологической революции" были:

–преобразование системы агротехники;

–освоение и использование новых энергетических устройств.

К техническим новациям, оказавшим радикальное воздействие на всю культуру средневековья относятся:

–заимствование пороха, что быстро привело к созданию пороходелательного производства (первый завод);

–разработка технологии гранулирования пороха, что резко повысило его эффективность;

–стремительное развитие производства огнестрельного оружия,  в корне изменило способы ведения боевых действий и привело к развитию новых технологий в литейном деле, направленных на повышение точности метания;

–заимствование бумаги, что привело к созданию книгопечатания; 

–создание и внедрение в хозяйственный и культурный оборот различных механических устройств, создавших со временем целую инфраструктуру;

–азвитие часового дела. 

 Средневековая наука не предложила новых фундаментальных программ, но в то же время она не ограничивалась только пассивным усвоением достижений античной науки. Ее вклад в развитие научного знания состоял в том, что был предложен целый ряд новых интерпретаций и уточнений античной науки, ряд новых понятий и методов исследований, которые разрушали античные научные программы, подготавливая почву для науки Нового времени.  

   Основной интерес к явлениям природы состоял в поиске иллюстраций к истинам морали и религии. Любые проблемы, в том числе и естественнонаучные, обсуждались с помощью толкования текстов Священного писания. Природа больше не воспринималась как нечто самостоятельное, несущее в себе свою цель и свой закон, как это было в античности. Она создана Богом для блага человека. Бог всемогущ, и способен в любой момент нарушить естественный ход природных процессов во имя своих целей. Сталкиваясь с необычными, поражающими воображение явлениями природы, человек воспринимал их как чудо, как промысел Божий, непостижимый для человеческого ума, слишком ограниченного в своих возможностях.

В сознание человека проникает идея, которая никогда не возникла бы в античности: раз человек является господином этого мира, значит, он имеет право переделывать этот мир так, как это нужно ему. Именно христианское мировоззрение посеяло зерна нового понимания природы, позволившего уйти от созерцательного отношения к ней античности и прийти к экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира. В Средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией. В этой ситуации наука становилась средством решения чисто практических задач. Арифметика и астрономия, в частности, были необходимы только для вычисления дат религиозных праздников. Такое чисто прагматическое отношение к средневековой науке привело к тому, что она утратила одно из самых ценных качеств античной науки, в которой научное знание рассматривалось как самоцель, познание истины осуществлялось ради самой истины, а не ради практических результатов.

Стремление найти для каждой вещи подходящее место в иерархии бытия четко прослеживается и в тенденции к систематизации и классификации знания - занятии, которое считали своим долгом ученые-схоласты. Очень популярным жанром в научной литературе были сочинения типа энциклопедий. В недрах средневековой культуры успешно развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, ятрохимия, которые подготовили возможность образования современной науки. Эти дисциплины представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки.

Ситуация в средневековой науке стала меняться в XII в., когда в научном обиходе стало использоваться   научное наследие Аристотеля. Тогда наука столкнулась с теологией и пришла с ней в противоречие. Разрешением этого противоречия стала концепция двойственной истины, то есть признание права на сосуществование “естественного разума” наряду с верой, основанной на откровении. Но даже в этих обстоятельствах еще очень долгое время все опытное знание и выводы, полученные из него методом дедукции, признавались лишь вероятными, обладающими только относительной, а не абсолютной достоверностью.

 Не менее важными для становления современной науки были религиозные обряды и ритуалы, подчинявшие жизнь горожан строгому ритму, распорядку, почасовой регламентации; особую роль играли также средневековая школа и университет, которые не только поощряли книжную ученость и усвоение элементов античной науки, но и столетиями прививали нормы логико-дискурсивного мышления и искусство аргументации. Это привело к высочайшему уровню умственной дисциплины в эпоху позднего Средневековья, без чего был бы невозможен дальнейший прогресс интеллектуальных средств научного познания.   Юнг определил средневековую схоластику как беспрецедентный интеллектуальный тренинг, результатом которого стало формирование чувства абсолютного доверия к логико-математическому доказательству и его продуктам, да и вообще к любым инструментам познания - вначале теориям, гипотезам, а затем и научным приборам и экспериментам. Так возникла вера в их истинность, адекватность реальности, ощущение интеллектуальной силы, основанной на знании.

 IV. Специфика Возрождения. В исследованиях по истории науки и техники обычно не выделяют период Возрождения.  Это приводит к тому, что при рассмотрении научной революции XVII в. приходится обращаться к ее "предыстории" в XV в. и ранее.

Нам представляется, что Возрождение - достаточно целостный этап в развитии европейской научно-технической мысли и технологии.  Эта целостность определяется решением исторической задачи, выпавшей на этот период, "системного разрушения старого Космоса". Механизм разрушения старых представлений, поиск и обновление новых принципов "конструирования" мира, появление нового универсального типа европейского мыслителя – основные задачи  темы.

Специфика Возрождения - наличие универсальных мыслителей и создателей нового художественного, интеллектуального и проектно-инженерного мира,   например таких, как Леонардо да Винчи, чье художественное творчество неразрывно связано с его естественнонаучными поисками и инженерными размышлениями.

Поэтому в состав источниковой базы включены религиозно-философские трактаты, художественные произведения, памятники архитектуры и инженерно-технической деятельности.
        Наиболее
распространенная точка зрения - рассматривать период Возрождения в качестве предыстории науки Нового времени. Целесообразно упомянуть и те точки зрения, которые различным образом оценивают роль религиозного мышления и церкви как социального института в формировании новых естественнонаучных концепций и технических нововведений в рассматриваемый период (от высокой положительной оценки этой роли до абсолютно негативной). Имеется также множество интерпретаций и оценок Великих географических открытий, изобретения книгопечатания, мотивов и роли естественнонаучных поисков и технических изобретений Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера и др.

Средневековье было ориентировано на всеобщность, на Истину в Боге, на процесс ее постижения как приглашение. Продвижение к ИстинеБогу) реализовывалось как снятие индивидуального (особенного).   К концу средневековья "основным механизмом" реализации такой установки стала католическая церковь, разросшаяся в мощнейший социальный институт.  

Совокупность экономических, политических, социально-психологических факторов повлияла на возникновение гуманизма, главной и абсолютно новой идеей которого была идея "индивидуальности",  не сводимая к простой "атомарности" человека, но провозглашающая самоценность личности.

Особую роль на наш взгляд  среди нашазванных факторов сыграли

Великие географические открытия

Великие географические открытия - в это понятие включают целую серию экспедиций, завершившихся кругосветным плаванием Ф.Магеллана (около 1480-1521 гг.), что символизировало полное "освоение" Земли.

Самым значительным в серии открытий было открытие Америки, которое связывают с именем  Х.Колумба (1451-1506). Хотя и до Колумба европейцы не раз посещали Америку (известная концепция о викингах и Лейфе Эйриксоне). Важно отметить, что среди географов и культурологов существуют две полярные концепции, по поводу контактов (доколумбовых) Старого и Нового света -  "изоляционистов" и "диффузионистов".

Три небольших деревянных корабля - "Санта Мария", "Принта" и "Нинья" и около 100 человек команды отправились в плавание из порта Палос (Атлантическое побережье Испании) 3 августа 1492 г.
Цель экспедиции: явная - найти западный путь в Индию и Китай (поскольку восточный, после падения Константинополя, был перекрыт турками); тайная и главная - "зайти в тыл мусульманам".

12 октября 1492 г. суда достигли берега. Как потом было установлено,  вероятно,  это был один из Багамских островов, а именно Самана-Кей, туземцы называли его Гуанахани, Колумб "окрестил"  Сан-Сальвадор. Во второй экспедиции Колумба через Атлантику участвовало уже 17 кораблей и более чем 1500 человек. Были открыты острова - Ямайка и Гаити.

Возвратясь, путешественники привезли мало золота, и интерес к Колумбу стал падать; правда, он смог организовать еще два похода в Западное полушарие и открыл часть Центральной Америки (Никарагуа, Коста-Рика, Панама).

Умер Колумб в Испании в нищете и забвении, так и не узнав, впрочем, как и его современники, что же именно он открыл.

  

Мощь этой идеи (увы, и сегодня не реализованной до конца) проявлялась в двух направлениях -– в подрыве (казавшихся до того незыблемыми) основ католицизма и утверждении всемогущества человека.

 Мыслитель Возрождения – человек религиозный, но созерцательная  "теология разума" сменяется деятельной "теологией воли". Человек и природа становятся актуальными реальностями, предметом пристального интереса.

Научное мышление Возрождения  можно определить как довольно  "пестрое". Здесь была и "вторая схоластика", и "научные" аспекты Реформации, и научно-художественное мышление Леонардо да Винчи и Дюрера, и зарождавшееся экономико-статистическое мышление и алхимия, и вполне рациональные конкретные научные подходы в практических областях деятельности.

Возможно, самой яркой отличительной чертой Возрождения является связь научного мышления с художественным восприятием мира. Например, "Трактат о живописи" Леона Баттиста Альберти называют манифестом Возрождения. В своих трудах  Леонардо да Винчи часто использует выражение "наука живописи".

В этих и многих других работах проявляются как бы два пласта самовыражения "возрожденческого духа". Первый условно можно назвать социально-психологическим – художники-творцы не хотели больше принадлежать к "ремесленному цеху" средневековой классификации, они активно заявляли о своей свободе и своих претензиях на высокий социальный статус. Художники уходили от плоскостного религиозного схематизма, их сюжетами становились реальная жизнь реальных людей и реальный мир. Вся старая художественная техника не годилась для этого. Второй пласт самовыражения – понятие "наука живописи" – стало включать действительно немалую долю научного подхода:
– изображение трехмерного мира на плоскости требовало геометрического
обоснования перспективы;
– изображение реальной жизни требовало
систематических наблюдений и классификации видимого мира;

– изображение человека в динамике требовало хорошего знания анатомии, механики движений (недаром именно в это время появляется книга А. Везалия (1514-1564) "О строении человеческого тела").

Связь научного и художественного уникальным образом проявилась в творчестве Леонардо да Винчи. Как о личной драме Леонардо да Винчи, говорят  о его обостренном чувстве единства мира, который он хотел освоить не только художественными средствами, но и дать системный, основанный на опыте и математически описанный, причинно-следственный (казуальный) анализ. Но, увы, в то время не было ни достаточных экспериментальных данных, ни математики, способной к данному описанию.    

Почему Леонардо да Винчи "шифровал" свои естественнонаучные и технические записи и проекты?  Его «записные книжки» содержат более 7 тысяч (!) страниц.  Почему он не публиковал их?    О них стало известно сравнительно недавно.   Как сейчас установлено, Леонардо да Винчи был удивительно оригинальным мыслителем, все его идеи - только его, в  отличие от других, "грешивших" заимствованиями из античности и более древних времен.  Например,  сейчас установлено, что Галилей  кое-что взял у него. Практически во все времена о Леонардо да Винчи всегда говорили только как о художнике. 

  Несколько менее энциклопедичной представляется фигура Альбрехта Дюрера -–титана немецкого Возрождения

Альбрехт   Дюрер (1471 - 1528)  кроме того, что был гениальным живописцем Северного Возрождения, был также автором нескольких трактатов, которые были написаны в последние годы его жизни. Среди них "Руководство к измерению циркулем и линейкой" (1525), "Руководство по укреплению городов, замков и крепостей" (1527), "Четыре книги о пропорциях   человеческого тела" (1528).

 Эти труды являлись частью задуманной Дюрером теоретической энциклопедии искусства, которая должна была называться "Пища для изучающих живопись". Ее цель - создать новую дисциплину, основанную на универсальном  законе природы и на практике – на знании и на значении искусства.

  В черновиках Дюрера мы находим: " Желание много знать и через это постигнуть истинную сущность всех вещей заключено в нас от природы. Наш слабый разум не может достигнуть полного совершенства во всех науках, искусствах, истине и мудрости. Это не значит, однако, что нам вообще не достигнуть мудрость. Если бы мы захотели отточить учением наш ум и упражнялись бы в этом, мы могли бы, следуя верным путем, искать, учиться достигать, познавать и приближаться к некой истине". 

Изобретение Книгопечатания

Не так много в истории человечества событий, сопоставимых по масштабам воздействия с этим технически не сложным изобретением. Достаточно сказать, что указатель литературы "Изобретение книгопечатания" включает свыше 10 000 названий.

Хотя необходимо отметить, что еще достаточно много неясностей в истории изобретения книгопечатания. Имя изобретателя несомненно - Иоганн Гутенберг (около 1399-1468 гг.), несомненна и его принадлежность к гуманитарной культуре. Например, среди его друзей был Николай Кузанский. Труднее установить дату изобретения книгопечатания.

Древнейшая датированная печатная книга, в которой указаны имена типографов, - это Псалтырь, выпущенная в свет в Майнце Перером Шеффером и Иоганном Фустом (учениками Гутенберга, впоследствии предавшими учителя) 14 августа 1457 г.

Знаменитая 42-строчная Библия, считающаяся  некоторыми исследователями первой печатной книгой, выходных сведений не имела, но косвенная дата - 1456 г. Некоторые другие первопечатные издания указывают на самую раннюю дату - октябрь 1454 г.

Но что изобрел Гутенберг?   Ведь печатание было известно и до него.

Он изобрел полиграфический процесс, составными частями которого были: словолитный процесс - изготовление одних и тех же литер в достаточно большом количестве экземпляров;

наборный процесс - изготовление печатной формы, составленной из отдельных, заранее отлитых литер;

печатный процесс - множественное изготовление красочных оттисков, получаемых с помощью наборной формы, который осуществлялся на типографском станке.

Церковники "просмотрели" книгопечатание. Первоначально оно сулило несомненные преимущества - идентичность религиозных текстов, что, казалось бы, резко снижало возможность разночтений, ошибок и тем самым появление и развитие ересей.

Но церковники "не уловили", что книгопечатание десакрализует текст и, что оно значительно опаснее ошибок старого текста. Кроме того,  книгопечатание могло стать источником появления совсем иных текстов.

До книгопечатания Реформация была лишь наскоком; книгопечатание превратило ее в революцию.

С изобретением книгопечатания нередко начинают отсчет Нового времени, новой культуры.

До конца XV в. в 260 городах Европы было основано не менее 1100 типографий, которые за 40 лет выпустили в свет около 40 тыс. изданий (из них 1800 - научных) общим тиражом в 10-12 млн экземпляров (инкунабул).

Книга стала доступной, знание получило надежный и "точный" носитель.

Становление медицины как науки. Анатомия

  Для Возрождения характерны достаточно сильные "вызовы" научному мышлению и "научной практике" со стороны "реальной практики". Примером может служить развитие медицины в этот период.

  На ее развитие и становление как науки в целом, оказал влияние Френсис Бэкон (1561-1626). Не будучи врачом он смог точно определить пути ее развития. В работе "О достоинстве и усовершенствовании наук" он сформулировал три основные задачи медицины.

Первая состоит в сохранении здоровья, вторая - в излечении болезней, и третья - в продолжении жизни. 
     В утверждении
опытного метода в науке следует отметить труды Парацельса (1493-1541), который явился одним из его основоположников. В работах "Малая хирургия", "Большая хирургия" Парацельс утверждал, что теория врача есть опыт, никто не может стать врачом без науки и опыта. Именно с работ Парацельса начинается кардинальная перестройка химических знаний, достижений алхимии в приложении к медицине. Развитие идет от процессов получения золота к процессам приготовления лекарств. По взглядам Парацельса, здоровье человека обеспечивается наличием в организме  трех начал: серы, ртути, соли. Нарушение их пропорций приводит к заболеваниям. Это объясняет тот факт, что многие врачи периода Возрождения  придавали большое значение лекарственным препаратам, содержащим эти три элемента.

   Практические достижения в медицине во многом связаны с Андреасом Везалием. В 1537 г. в возрасте 23 лет он получил степень доктора медицины и стал профессором Падуанского университета, одного из самых передовых научных центров того времени. Анатомируя человеческие трупы, Везалий установил, что взгляды Галена на строение тела человека, господствовавшие в Европе в течение 14 столетий, во многом ошибочны, так как были основаны на изучении анатомии животных. Везалий исправил более 200 ошибок Галена, правильно описал скелет человека, его мышцы, внутренние органы.

 Результаты своих исследований Везалий изложил в прекрасно иллюстрированных "Анатомических таблицах", в кратком учебнике анатомии "Извлечение" и основополагающем труде "О строении человеческого тела", изданного в семи книгах. Везалий не только систематизировал знания в области анатомии за все предшествующие столетия, но сделал все для становления и представления анатомии как науки в современном понимании. Соединяя педагогическую и исследовательскую работу, направляя их результаты в практику, Везалий нанес мощнейший удар по всей средневековой схоластике. Канонизированные церковью положения Галена были поставлены под сомнение. Инквизиция посчитала Везалия инакомыслящим и приговорила его к сожжению на костре, однако позже приговор был заменен на паломничество в Иерусалим.

 Кроме работ Везалия необходимо указать и труды Шарля Этьена (1503-1564) "О рассечении частей тела человека"; Мигеля Сервета (1509-1553) "Восстановление христианства", где впервые в Европе был описан малый круг кровообращения; Иеронима Фабриция (1533-1619), впервые продемонстрировавшего венозные клапаны и доказавшего одностороннее движение крови; Бартоломея Евстахия (1510-1574), описавшего органы слуха. На основе заложенного научного фундамента анатомии в период Возрождения получили свое развитие физиология, терапия и хирургия. В 1628 г. вышло фундаментальное сочинение Уильяма Гарвея (1578-1657) "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных", в котором была представлена теория кровообращения, согласно которой кровь возвращается к сердцу по малому и большому кругам. Несколько позже Марчелло Мальпиги (1628-1694) открыл капилляры.

    Физиологические исследования получают развитие в связи с появлением приборов, таких как -   термометр,  или правильнее сказать его предвестник - термоскоп, затем микроскоп. Внедрение этих приборов в научную практику было также связано с изобретениями Галилео Галилея.

Становление хирургии как науки проходило весьма драматично. В Cредние века в Европе существовало разграничение между врачами, которые получали образование в университетах и занимались только лечением внутренних болезней, и хирургами, которые специального образования не имели, врачами не считались и в сословие врачей не допускались.       

      Согласно цеховой организации средневекового города, хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. Более высокое положение занимали так называемые "длиннополые" хирурги, которые отличались своей длинной одеждой. Они имели право выполнять сложные операции. Среднее положение занимали "короткополые" хирурги, они были в основном цирюльниками и занимались "малой" хирургией - кровопусканием, удалением зубов. Самое низкое положение занимали банщики, которые выполняли простые врачебные манипуляции. Официальная медицина запрещала выполнять хирургам врачебные манипуляции по лечению внутренних болезней, выписыванию рецептов и т.д. Хотя "ремесленники" - хирурги имели несравненно более богатый практический опыт,  чем врачи, но  все же в    университеты они не допускались. Между врачами и хирургами постоянно шла борьба.

 Большую роль в сближении "теории" и "практики" сыграло появление огнестрельного оружия и как следствие – лечение огнестрельных ран. Появились работы итальянского хирурга Иоханнеса де Виго (1450-1545) "Искусство хирургии", французского хирурга и акушера Амбруаза Паре (1510-1590) "Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др." Деятельность этих людей и их многочисленных последователей в разных странах способствовала превращению "ремесленника" - хирурга в полноправного врача.    

Освоение вновь открытых территорий (в два раза больше, чем было известно до этого!) ввело в оборот огромное количество сведений об их флоре и фауне. 

Как следствие этого появляется огромное количество новых трав лекарственного назначения.

 Размеры аптекарских лавок значительно увеличивались: из простых лавок, размещавшихся в одной комнате, в эпоху Возрождения они превратились в большие фармацевтические лаборатории, включавшие в себя помещения для приема посетителей, кладовые, лаборатории с печами и дистилляционными аппаратами.        Начиная с XV в.  культивируются  аптекарские ботанические сады, которые  стали называться "садами здоровья

Параллельно с процессами создания новых научных направлений шли и процессы дифференциации.  Увеличившийся объем информации по отдельным направлениям деятельности требовал специализации. Так в горном деле выделяются минералогия и кристаллография, вырабатываются критерии выделения: в первом случае - постоянство признаков металлов в составе различных минералов, во втором - постоянство углов в кристаллах.

   К "промышленно-техническим" достижениям Возрождения относятся такие фундаментальные работы,  как "Пиротехника" Бирингуччо, "О природе ископаемых" Георга Бауэра (Агриколы).

  В этих трудах содержится огромный фактический материал о технике и технологиях  металлургии, производстве стекла, пороха и т.д.

В тесной связи с Возрождением стоит такое явление, как Реформация. 

Этапы Реформации. 

–1517 г. - Выступление Лютера с 95 тезисами против продажи индульгенций. Начало Реформации.

–1518 г.- Лютер отказывается отречься от своих взглядов.

–1520 г.- Лютер издает основные реформаторские труды.

–1521 г.- Папа Лев X предает Лютера анафеме, о чем объявлено на рейхстаге в Вормсе.

–1522 г.- Выходит Новый завет на немецком языке в переводе Лютера.

–1523 г.- Выступление Ульриха Цвингли с 67 тезисами.

  С одной стороны, Реформация не имела прямого отношения к развитию науки, однако, помимо личных связей и влияния, например Лютера на Коперника, помимо влияния позиций вождей Реформации по тем или иным научным вопросам, она создавала совершенно иной интеллектуальной климат, влияние которого на научное мышление трудно переоценить.

  Например, идея спасения, систематического строительства правильного пути - meta odos, т.е. метода, была центральной в идеологии Реформации (об этом говорит и название одной из английских кальвинистских сект - "методисты").

  В этом отношении герметическое "великое деление" также являлось meta odos. Не случайно герметизм получил наиболее широкое распространение в протестанских странах в XVI - XVII вв.

В основе начатого 31 октября 1517 г.  движения новой лютеранской церкви лежат    знаменитые 95 тезисов против индульгенций  Мартина Лютера (1483-1546). Программа движения, вопреки учению католической церкви, объявляла ненужность духовенства и всей церкви как социального института в качестве посредников между Человеком и Богом. Эта программа таила в себе заряд невиданной взрывной силы, направленной на разрушение основ средневековой идеологии и политики.

Возрождение противопоставило Человека посторонним силам, Лютер освятил и узаконил земной мир человека.

Возрождение, используя материал античности, возродило не античность, а человеческую природу; ранняя Реформация, используя материал Священного писания, попыталась утвердить самостоятельность человека. И там и здесь - обновления изнутри, все устаревшее, противоречащее прогрессу человечества, обречено на гибель.

В связи с наукой трудно реконструировать картину мира по Лютеру или Кальвину, более обоснованно можно говорить об их вкладе в разрушение средневековой, схоластической, аристотелевской картины мира.

Общепринятым считается положение о том, что именно в XVII в. возникла европейская наука (прежде всего это относится к классическому естествознанию), причем "в начале века ее еще не было, в конце века она уже была". Характерно, что возникла она сразу во взаимосвязи всех составляющих: теоретического знания, его логического обоснования и математического описания, экспериментальной проверки, социальной структуры с сетью научных коммуникаций и общественным применением.

 Основное внимание при анализе данного периода   уделяется рассмотрению соотношения когнитивных, социальных и психологических факторов процесса возникновения науки Нового времени, ее отличию от того, что может быть названо "не наукой". Источниками для изучения темы являются в первую очередь   изданные труды творцов науки (естественнонаучного, гуманитарного и технического направлений) Нового времени - от Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г. Галилея до И. Ньютона.

География периода.
Она включает немало европейских стран и городов, но представляется возможным выделение Италии в начале, и Англии в конце периода, как его "главных" научных центров.

Хронология периода.
В данной теме используется специфический
критерий периодизации, связанный с науковедческим пониманием небесспорного феномена научной революции.  Условно могут быть выделены три этапа. Первый, связанный, прежде всего, с деятельностью Г. Галилея - формирование новой научной парадигмы; второй -  с Р. Декартом - формирование теоретико-методологических основ новой науки; и третий - "главным" героем которого был И. Ньютон, - полное завершение новой научной парадигмы - начало современной  науки.

Средневековье 

35


1. Октябрьская революция и её влияние в Башкирии
2. Необходимая оборона1
3. 115 Диафрагменная легковая
4. Тема СИНТЕЗ КОНЕЧНЫХ ПРОДУКТОВ БЕЛКОВОГО ОБМЕНА
5. Eventcomu Все поля анкеты обязательны для заполнения Каждому участнику номера нужно заполнить отдельную анке
6. Международный брак- советы юриста
7. Совершенствование методов управления запасами готовой продукции в производственно-сбытовой деятельности предприятия
8. Виготовлення скатертини
9. Реферат- Сердечно-легочная и мозговая реанимация
10. Реферат- Неосторожность в уголовном праве
11. якої народності й тим більше нації
12. давно поделивших город на сферы влияния
13. Затраты на производство
14. Dutch Chocolte 100 Pure Pltinum Whey 2 lb Wild Strwberry 100 Pure Pltinum Whey 5 lb Cremy Wfer 100 Pure Pltinum Whey 5 lb Wild Strwberry Elite Whey 2 lb Berry Elite Whey 2 l
15. Посвящение в студенты Именно с сегодняшнего дня вы официально становитесь частью нашей дружной и большой се
16. Тема- Практичне вивчення будови підготовка до роботи та регулювання молотарки зернозбирального комбайна КЗ
17. Константин Петрович Зеленецкий (1812 1857)
18. 1Имена рек ~ старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших самых прославлен
19. Тема 11 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ И РЕГИОНАЛИСТИКИ
20. тема класса CRP Система автоматизированного управления производством MRP II Информационная система ее