Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Лекция 11 Информационная культура и ее аспекты

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

Лекция 1.1. Информационная культура и ее аспекты. Информатика: предмет и задачи изучения дисциплины

Содержание

[1] 1.2.1. Современное информационное общество

[2] 1.2.2. Информационная культура

[3] 1.2.3. Информационные ресурсы, продукты, услуги

[4] 1.2.4. Информатика: предмет и задачи изучения дисциплины

1.2.1. Современное информационное общество 

В жизни современного человека слово информация очень распространено и часто используется в разных контекстах. Информацией  обычно называют любые сведения, которые кого-либо интересуют, которые мы получаем или передаем. Например, мы говорим: « в результате научных исследований нами получена информация о…», или «из книг мы информированы о…», «по телевидению была передана информация о…».

Фундаментальной чертой цивилизации является рост производства и потребления информации во всех отраслях человеческой деятельности. Вся жизнь человека, так или иначе, связана с получением, накоплением, обработкой, передачей информации. Практически в любой деятельности человека: в процессе чтения книг, просмотра телепередач, в разговоре мы постоянно получаем и обрабатываем информацию.

Начиная с XVII века объем научной информации, удваивался, примерно, каждые 20 лет, в настоящее время он удваивается в 5-6 лет и тенденция ускорения сохраняется. Одной из важнейших проблем человечества наших дней является лавинообразный рост потока информации в любой отрасли жизнедеятельности. Подсчитано, что современный  специалист должен тратить около 80% своего рабочего времени, чтобы уследить за всеми новыми работами в его области деятельности.

Увеличение объема используемой человеком информации и растущий спрос на нее обусловили появление отрасли знания, связанной с автоматизацией обработки информации - информатики. Далее мы дадим более точное, хотя и описательное понятие информации, а также расскажем о предмете и задачах информатики, покажем ее большое прикладное значение и  связи с этим расскажем об информационных технологиях.

В жизни современного человека слово информация очень распространено и часто используется в разных контекстах. Информацией  обычно называют любые сведения, которые кого-либо интересуют, которые мы получаем или передаем. Например, мы говорим: « в результате научных исследований нами получена информация о…», или «из книг мы информированы о…», «по телевидению была передана информация о…».

Фундаментальной чертой цивилизации является рост производства и потребления информации во всех отраслях человеческой деятельности. Вся жизнь человека, так или иначе, связана с получением, накоплением, обработкой, передачей информации. Практически в любой деятельности человека: в процессе чтения книг, просмотра телепередач, в разговоре мы постоянно получаем и обрабатываем информацию.

Начиная с XVII века объем научной информации, удваивался, примерно, каждые 20 лет, в настоящее время он удваивается в 5-6 лет и тенденция ускорения сохраняется. Одной из важнейших проблем человечества наших дней является лавинообразный рост потока информации в любой отрасли жизнедеятельности. Подсчитано, что современный  специалист должен тратить около 80% своего рабочего времени, чтобы уследить за всеми новыми работами в его области деятельности.

Увеличение объема используемой человеком информации и растущий спрос на нее обусловили появление отрасли знания, связанной с автоматизацией обработки информации - информатики. Далее мы дадим более точное, хотя и описательное понятие информации, а также расскажем о предмете и задачах информатики, покажем ее большое прикладное значение и  связи с этим расскажем об информационных технологиях.

Из сказанного выше следует, что человечество, со дня своего выделения из животного мира, значительную часть своего времени и внимания уделяло информационным процессам.

На первых этапах носителем данных была память, и информация от одного человека к другому передавалась устно. Этот способ передачи информации был не надежен и подвержен большим искажениям, ввиду естественного свойства памяти утрачивать редко используемые данные.  

По мере развития цивилизации, объемы информации, которые необходимо было накапливать и передавать, росли, и человеческой памяти стало не хватать; появилась письменность. Это великое изобретение, было сделано шумерами около шести тысяч лет назад. Оно позволило наряду с простыми записями счетов, векселей, рецептов записывать наблюдения за звездным небом, за погодой, за природой. Изменился смысл информационных сообщений. Появилась возможность обобщать, сопоставлять, переосмысливать ранее сохраненные сведения. Это же в свою очередь дало толчок развитию истории, литературы, точным  наукам и в конечном итоге изменило общественную жизнь. Изобретение письменности характеризует первую информационную революцию.

Дальнейшее накопление человечеством информации привело к увеличению числа людей, пользовавшихся ею, но письменные труды одного человека могли быть достоянием небольшого окружения. Возникшее противоречие было разрешено созданием печатного станка. Эта веха в истории цивилизации характеризуется как вторая информационная революция (началась в XVI веке). Доступ к информации перестал быть уделом избранных, появилась возможность многократно увеличить объем обмена информацией, что привело к большим изменениям в науке, культуре и общественной жизни.

Третья информационная революция связывается с открытием электричества и появлением (в конце XIX века) на его основе новых средств коммуникации – телефона, телеграфа, радио. Возможности накопления информации для тех времен стали поистине безграничными, а скорость обмена очень высокой.

К середине ХХ века, появились быстрые технологические процессы, управлять которыми человек не успевал. Проблема управления техническими объектами, могла решаться только с помощью универсальных автоматов собирающих, обрабатывающих данные и выдающие решение в форме управляющих команд. Ныне эти автоматы называются компьютерами. Бурно развивавшаяся наука и промышленность привели к росту информационных ресурсов в геометрической прогрессии, что породило проблемы доступа к большим объемам информации.

Наше время отмечается как четвертая информационная революция. Пользователями информации стали миллионы людей. Появились дешевые компьютеры, доступные миллионам пользователей. Компьютеры стали мультимедийными, т.е. они обрабатывают различные виды информации: звуковую, графическую, видео и другие. Это, в свою очередь, дало толчок к широчайшему использованию компьютеров в различных областях науки, техники, производства, быта. Средства связи получили повсеместное распространение, а компьютеры для совместного участия в информационном процессе соединяются в компьютерные сети, появилась всемирная компьютерная сеть Интернет. Значительная часть населения планеты пользуется услугами Интернет, оперативно получая и обмениваясь данными, т.е. формируется единое мировое информационное пространство.

1.2.2. Информационная культура

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Приведем определение информационной культуры: Информационная культура в узком смысле - это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего".

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

  •  в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  •  способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  •  в умении извлекать информацию из различных источников: как периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
  •  во владении основами аналитической переработки информации;
  •  в умении работать с различной информацией;
  •  в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

1.2.3. Информационные ресурсы, продукты, услуги

Обеспечение любого вида деятельности составляют финансы, материальные ресурсы, штаты и информационные ресурсы.

Если первые три вида ресурсов можно рассматривать обособленно, то информационные ресурсы тесно взаимосвязаны с каждым из них и по уровню иерархии стоят выше, так как используются при управлении остальными.

Информацию как вид ресурса можно создавать, передавать, искать, принимать, копировать (в той или иной форме), обрабатывать, разрушать. Информационные образы могут создаваться в самых разнообразных формах: в форме световых, звуковых или радиоволн, электрического тока или напряжения, магнитных полей, знаков на бумажных носителях. Важность информации как экономической категории составляет одну из главнейших характеристик постиндустриальной эпохи.

Информационный ресурс - концентрация имеющихся фактов, документов, данных и знаний, отражающих реальное изменяющееся во времени состояние общества, и используемых при подготовке кадров, и научных исследованиях и материальном производстве.

Факты - результат наблюдения за состоянием предметной области.

Документы - часть информации, определенным образом структурированная и занесенная на бумажный носитель.

Данные - вид информации, отличающийся высокой степенью форматированности в отличие от более свободных структур, характерных для речевой, текстовой и визуальной информации.

Знания - итог теоретической и практической деятельности человека, отражающий накопление предыдущего опыта и отличающийся высокой степенью структурированности.

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, программ, книг и т.д.

Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

Информационный продукт может распространяться таким же способом, как и любой материальный продукт, с помощью услуг.

Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

  •  превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
  •  сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
  •  повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

1.2.4. Информатика: предмет и задачи изучения дисциплины

Термин информатика, как название науки, получил распространение с середины 80-х годов прошлого века, он состоит из корня inform, т.е. «информация» и суффикса matics т.е. «наука о…» таким образом, информатика по смыслу слова это наука об информации. В англоязычных странах термин не прижился, информатика там называется Computer Science – наука о компьютерах.

Информатика – молодая, очень бурно развивающаяся наука и, видимо, поэтому строгого и точного определения ее предмета пока не сформулировано. В одних источниках информатика определяется как наука, изучающая алгоритмы, т.е. процедуры, позволяющие за конечное число шагов преобразовать исходные данные в конечный результат, в других источниках - на первый план выставляется изучение компьютерных технологий. Наиболее устоявшимися посылками в определении предмета информатики в настоящее время являются указания на изучение информационных процессов (т.е. сбора, хранения, обработки, передачи данных) с применением компьютерных технологий. При таком подходе, наиболее точным определением, по мнению авторов, является следующее:

Информатика – это наука изучающая:

  •  методы реализации информационных процессов средствами вычислительной техники (СВТ);
  •  состав, структуру, общие принципы функционирования СВТ;
  •  принципы управления СВТ.

Из определения следует, что информатика – прикладная наука, использующая научные достижения многих наук. Кроме того, информатика – практическая наука, которая не только занимается описательным изучением перечисленных вопросов, но и во многих случаях предлагает способы их решения. В этом смысле информатика технологична и часто смыкается с информационными технологиями.

Методы реализации информационных процессов находятся на стыке информатики с теорией информации, статистикой, теорией кодирования, математической логикой, документоведением и т.д. Основные достижения этих наук повлияли на разработку вопросов:

  •  представление различных типов данных (числа, символы, текст, звук, графика, видео и т.д.) в виде, удобном для обработки СВТ (кодирование данных);
  •  форматы представления данных (предполагается, что одни и те же данные могут быть представлены разными способами);
  •  теоретические проблемы сжатия данных;
  •  структуры данных, т.е. способы хранения с целью удобного доступа к данным.

В изучении состава, структуры, принципов функционирования средств вычислительной техники используются научные положения из электроники, автоматики, кибернетики, в целом этот раздел информатики известен как аппаратное обеспечение(АО) информационных процессо:

  •  основы построения элементов цифровых устройств;
  •  основные принципы функционирования цифровых вычислительных устройств;
  •  архитектура СВТ – основные принципы функционирования  систем, предназначенных для автоматической обработки данных;
  •  приборы и аппараты, составляющие аппаратную конфигурацию вычислительных систем;
  •  приборы и аппараты, составляющие аппаратную конфигурацию компьютерных сетей.

В разработке методов управления средствами вычислительной техники (а средствами цифровой вычислительной техники управляют программы, указывающие последовательность действий, которые должно выполнить СВТ) используют научные положения из теории алгоритмов, логики, теории графов, лингвистики, теории игр, этот раздел информатики известен как программное обеспечение(ПО) СВТ:

  •  средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
  •  средства взаимодействия человека с аппаратным и программным обеспечением, объединяемые понятием интерфейс;
  •  программное обеспечение СВТ (ПО);

Обобщая сказанное можно предложить следующую структурную схему

Классификация  программного обеспечения

На низшем уровне находятся комплексы программы, осуществляющие интерфейсные функции, т.е. посреднические между человеком и компьютером, аппаратным и программным обеспечением, между одновременно работающими программами, т.е. распределения различных ресурсов компьютера. Программы этого уровня называются системными. Любые пользовательские программы запускаются под управлением системных программ, называемых операционными системами.

Следующий уровень – это служебное программное обеспечение. Программы этого уровня, они называются утилитами, выполняют различные вспомогательные функции. Это могут быть ремонтные или диагностические программы, используемые при обслуживании различных устройств (гибкого и жесткого диска), тестовые программы представляющие комплекс программ технического обслуживания, архиваторы, антивирусы и т.п. Служебные программы, как правило, работают под управлением операционной системы, (хотя могут и непосредственно обращаться к аппаратному обеспечению) поэтому они рассматриваются как более высокий уровень. В некоторых классификациях системный и служебный уровни объединяются в один класс – системного программного обеспечения ему посвящена третья глава.

Инструментальное программное обеспечение представляет комплекс программ для создания других программ. Процесс создания новых программ на языке машинных команд очень сложный и кропотливый, поэтому он низко производительный. На практике большинство программ составляется на формальных языках программирования, которые более близки к математическому, и, значит, проще и производительней в работе, а перевод программ на язык машинных кодов осуществляет компьютер посредством инструментального программного обеспечения. Программы инструментального программного обеспечения управляются системными программами, и, значит, относятся к более высокому уровню.

Прикладное программное обеспечение – самый большой по объему класс программ, это программы конечного пользователя. В мире существует около шести тысяч различных профессий, тысячи различных увлечений и большинство из них в настоящее время имеет какие либо свои прикладные программные продукты. Прикладное программное обеспечение также управляется системными программами, и имеет более высокий уровень. Обобщая сказанное, можно предложить следующую структуру программного обеспечения.

 

Предложенная классификация программного обеспечения является в большой мере условной, т.к. в настоящее время программные продукты многих фирм стали объединять в себе программные элементы из разных классов. Например, операционная система Windows, являясь комплексом системных программ, в своем составе содержит блок служебных программ (дефрагментация, проверка, очистка диска и др.), а также текстовый процессор WordPad, графический редактор Paint принадлежат классу прикладных программ.

PAGE  1


1. Проблемы современной Австрии
2. на тему- Инвестиционная политика кредитнофинансовых институтов на рынке ценных бумаг
3. Автомобильные дороги
4. Реферат- Понятие стомы и уход за ней
5. Действующее значение переменного тока и напряжения Для сравнения действий постоянного и переменного ток
6. ~ это ВПРМ непрерывноциклического действия Производительность машины Пм 24003000 шп-ч Сателлит машины П
7. Использование виртуальных экскурсий для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья
8. I. Педагогическая и психологическая науки определяют игру как осознанную деятельность т
9. статья доктора экономических наук Л
10. Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые для профессиональной деятельности социальному работнику
11. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ПЕДАГОГИКА СРЕДЫ
12. Лабораторная работа 4 Решение задачи трассировки односторонней ПП волновым алгоритмом
13. [] ' однородное подчинение
14. Становление самосознания в ранней юности
15. тематики ББК 32975 Б 91 Сборник упражнений по текстовому редактору MS Word Электронное учебное пособие
16. Ветродвигатель содержит ветроколесо с вертикальной осью вращения и корпус в котором размещено ветроколес
17. а Образец Группа п-п Ф
18. Необходимость, содержание и задачи финансового планирования
19. Правовое регулирование медицинского обслуживания
20. тема состоит из H2CO3 и NHCO3 CH3COOH и CH3COON N2HPO4 и NH2PO4 NH4OH и NH4Cl 2