Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

лекции по дисциплине Менеджмент представляют собой краткий обзор полного лекционного курса

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСВТЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

Кафедра

МЕНЕДЖМЕНТ ТАМОЖЕННОГО И СТРАХОВОГО СЕРВИСА

УСТАНОВОЧНЫЕ ЛЕКЦИИ

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕНЕДЖМЕНТ»

для студентов
специальности 080507.65 (061100) «Менеджмент организации»

 

Санкт-Петербург

2012 г.

 

Установочные лекции по дисциплине «Менеджмент» представляют собой краткий обзор полного лекционного курса. В заключении даны темы контрольных и самостоятельных работ для студентов, список основной  литературы.   

______________

Менеджмент в переводе с латинского означает «управлять». В самом общем виде это означает управление экономическими процессами в обществе. В современной литературе наиболее распространенным является следующее определение: менеджмент – это эффективное управление организацией с целью получения прибыли путем рационального использования ресурсов. Существует другое определение, которое представляет менеджмент как совокупность нескольких элементов:

- Наука (область знания, опыт управления людьми и организациями)

- Процесс (процесс принятия управленческих решений)

- Люди (управляющие организацией; управленческие должности)

- Искусство (в данном случае искусство управления, совокупность личностных качеств и компетенций управленцев).

Различные подходы к определению понятия «менеджмент», используемые в специальной литературе и на практике, можно свести к трем основным:

1. Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности по организации управления либо предприятием (учреждением, отдельным структурным подразделением), либо конкретной сферой деятельности (производственной, сбытовой, финансовой и пр.). Главное здесь – обособленная сфера деятельности квалифицированного наемного работника, профессионально подготовленного лица, который обычно независим от собственности на капитал фирмы (хотя он может владеть ее акциями).

2. Менеджмент – это процесс принятия управленческих решений, с помощью которого управленцы формируют организацию, управляют ею через постановку целей и задач развития, разработку способов и методов их достижения, организацию производственной деятельности, включая реализацию произведенной продукции и оказание услуг.

3. Менеджмент – это особая область человеческих знаний. Это наука и практика рациональной организации и управления фирмой, нацеленной на предпринимательский успех. Данная система научных знаний составляет теоретическую базу практики управления.

Сам процесс управления предполагает выполнение следующих функций: 

- управление,

- планирование,

- организация,

- руководство,

- координация,

- контроль,

- мотивация,

- оценка,

- принятие решений

Основными методами реализации перечисленных функций являются организационные, административные, экономические, социально-психологические.

Основные объекты управления:

- Люди, группы людей, организации

- предметы и механизмы

- информация

- деньги

- коммуникации

Кроме того, в качестве объекта управления можно рассматривать самого человека – управленца, т.е. его управление собственным поведением, временем, состоянием (стрессом и пр.). Отсюда вытекает обозначение понятия «менеджер» - человек, управляющий различными объектами управления и, прежде всего, людьми и организациями.  

В процессе управления организацией решаются такие важные задачи, как:  

  1.  Определение целей деятельности организации
  2.  Достижение целей организации
  3.  Увеличение доходов организации
  4.  Предопределение рынка

Как практическая наука менеджмент нацелен на поиск эффективных способов и моделей управления современными организациями и социотехническими системами.  

Существует множество различных видов менеджмента:

Стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, информационный менеджмент, антикризисный менеджмент, производственный менеджмент, финансовый менеджмент, международный менеджмент, кадровый менеджмент (управление персоналом), торговый менеджмент, time-менеджмент, self-менеджмент, логистика, операционный менеджмент, менеджмент изменений.

Следует отметить, что поскольку ключевым элементом рассматриваемых систем управления являются люди, для менеджмента (как процесса) характерна высокая степень неопределенности. В менеджменте нет и не может быть жестко определенных правил и алгоритмов – каждое решение, каждый шаг управленца определяются особенностями его личности и контекстом каждой конкретной ситуации. Это роднит менеджмент с искусством.  

В системе научных знаний менеджмент тесно связан с социологией, психологией, философией, экономикой, историей, правом и социальной психологией.

Предметом изучения менеджмента является управление, как целенаправленная деятельность человека.

Основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор (1856-1915) в «принципах научного менеджмента» определял менеджмент как искусство точно знать, что предстоит сделать и как это сделать не только организационно, но и экономно, с наименьшей затратой сил, времени и средств и с достижением наибольших результатов.

Перечислим вкратце основные школы и теории менеджмента, которые появились в конце XIX - начале XX вв.

1. Школа человеческих отношений. Основатель Э. Мэйо (1880-1949). Центральное место в изучении  управления занимает человек, как социальное существо (Мэйо провел Хоуторнский эксперимент, доказавший что на производительность труда влияют особые отношения между людьми и их совместная работа).

2. М. Вебер и его теория бюрократического построения организации. Затрагивал проблему управления в организации, которая рассматривалась им как единое целое. Вебер разработал определенные правила поведения работников, в том числе права и обязанности каждого из них.  Бюрократическая система по его мнению обеспечивает точность, определенность и непрерывность деятельности организации.

3. Д. Мак Грегор (1906-1964) - основатель теории «X» и теории «Y», которые определяют типы управления организацией через оценку работников. В организации первого типа работники выполняют свою работу посредством принуждения, усилий и пр.; многим не нравится выполнять свои обязанности и брать ответственность. Организация типа «Y» ориентирована на интеллектуальный потенциал человека, здесь работник чувствует себя частью организации, несет ответственность за свой труд.

4. Школа научного менеджмента (1885-1920) – связана с именем Ф. У. Тейлора. Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы, обучения работников, их переподготовки как внутри предприятия, так и в других организациях, а также рационализации труда и его мотивации.

5. Административная (классическая)  школа (1920-1950) – связана с именем Анри Файоля. Приверженцы данного направления исследовали эффективность работы всей организации. Файолем были разработаны знаменитые принципы управления организацией (четырнадцать принципов управления), которые стали классикой управления (разделение труда, власть, дисциплина, единство командования, единство руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, справедливость, постоянство состава персонала, инициатива, единение персонала).

Существует понятие воздействия менеджера на персонал, которое осуществляется посредством таких источников: вознаграждение, принуждение, традиции власти, экспертная власть, личность руководителя (харизма).

Основными моделями управления в современном менеджменте признаны японская (восточная) и американская (западная) модели.

японская (восточная)

американская (западная)

1. ставка на технологические нововведение

1. Заимствование нововведений

2. Руководитель принимает решение коллективно

2. Руководитель принимает решение единолично

3. У менеджера ценится опыт

3. У менеджера ценится результат

4. Пожизненный найм руководителей

4. Кратковременный найм руководителей (по результатам)

 

Собственно российский менеджмент базируется на современном международном опыте, т.е. сочетает в себе некоторые элементы существующих моделей управления, а также на национальных особенностях (менталитет, характер, склонность к ценностям и пр.).

Разделение труда менеджеров - это специализация управленческих работников на выполнение определенных видов деятельности, разграничение полномочий, прав и сфер ответственности. Различают менеджеров высшего, среднего и низшего звена. Как правило в организации преобладают менеджеры среднего звена (50-60%), они отвечают за ход различных процессов в подразделениях, руководят подразделениями. Менеджеры высшего звена составляют всего 3-7% от общего числа управляющего персонала. Это администрация, осуществляющая руководство организацией и ее структурой. Менеджеры низшего звена имеют в своем подчинении работников исполнительского труда.  В этом состоит их главное отличие от предыдущих типов менеджеров.

    Менеджмент подробно изучает особенности управления организацией. Наиболее важными аспектами здесь выступают внутренняя и внешняя среда организации, организационная культура, в том числе имидж и миссия организации, законы организации, организационная структура (виды структур, горизонтальное и вертикальное разделение труда), конфликты в организации и пути их решения, мотивация персонала (виды и особенности мотивации), новые подходы в управлении организацией.

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1.   Мескон М.Х. Основы менеджмента: Учебник.  М.: Дело. 2002.
  2.   Основы менеджмента: современные технологии. Учебно-методическое пособие. М.: Март, 2004.
  3.   Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. Учебник. М.: Дашков и К., 2004.
  4.   Ример М.И., Касатов А.Д., Матиенко Н.Н. Экономическая оценка инвестиций. СПб.: Питер,2006.
  5.   Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. М.: ИНФРА-М, 2005.
  6.   Инновационный менеджмент. Учебное пособие  /Под ред. Оголевой Л.Н., М.: ИНФРА-М, 2003.
  7.   Мухамедьяров В.Т. Инновационный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2006.
  8.   Управление персоналом: учебник для вузов/ Под. ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2002.
  9.   Большаков А. А., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2002.
  10.  Лукичева Л. И. Управление организацией. – М.: Прогресс, 2004.
  11.  Винер Н. Человек управляющий. – СПб.: Питер, 2001.
  12.  Лэнд Питер Э. Менеджмент – искусство управлять (секреты и опыт практического менеджмента). – М.: ИНФРА-М, 1995.  
  13.  Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. – 3-е изд.- М.: Гардарики, 1999.
  14.  Боссиди Л., Чаран Р. Искусство результативного управления. – М.: Добрая книга, 2005.
  15.  Управление организацией: учебник / Под. ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А.  
  16.  Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. - М., 1991.
  17.  Дафт Р.Л. Менеджмент: Пер. с англ.: Учебник. - СПб., 2000.
  18.  Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология Бизнеса. - М.: АРМАДА, 1998.  
  19.  Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001.
  20.  Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003

Темы контрольных работ (заданий) по менеджменту

  1.  Менеджмент – как интегрированная наука, практика и искусство управления.
  2.  Эволюция подходов к управлению. Анализ теоретических концепций и производственного опыта зарубежных школ и систем менеджмента.
  3.  Организация как объект и процесс управления. Системная модель функционирования организации.
  4.  Важнейшие элементы внутренней структуры организации. Построение организаций, факторы, определяющие выбор организационных структур.
  5.  Разновидности управленческих решений. Построение дерева решений для принятия рациональных управленческих решений.
  6.  Менеджмент – как процесс принятия управленческих решений. Факторы, влияющие на принятие решений.
  7.  Количественные и качественные методы прогнозирования и принятия решений.
  8.  Сущность и содержание работы менеджера по организации эффективного функционирования предприятием.
  9.  Стратегическое, тактическое и оперативное управление.
  10.  Контроль в системе менеджмента. Организация контроля, выбор показателей контроля.
  11.  Конфликты в организациях. Причины и классификация конфликтов, эффективные способы и методы разрешения конфликтных ситуаций.
  12.  Мотивация как функция менеджмента. Теоретические основы системы мотивации (теории А. Маслоу, К. Альдофера и др.).
  13.  Научные методы управления и принятия решений. Методы анализа и решения проблем.
  14.   Интеграционные проблемы менеджмента. Взаимодействие предприятий с элементами делового и фонового окружения.
  15.  Тенденции развития организационных структур.
  16.   Концепция партисипативного управления.
  17.   Организация системы мотивации и стимулирования на предприятии.
  18.  Формы власти, их сравнительные характеристики. Распределение власти, полномочий и ответственности в организации. Делегирование полномочий.
  19.  Проблемы неформальных коллективов и менеджмент. Социально-психологический климат и эффективность работы коллектива.
  20.  Достоинства и недостатки централизации и децентрализации. Принцип единоначалия и коллегиальность.
  21.  Организация эффективной коллективной работы. Типичные ошибки менеджмента.
  22.  Основные пути реформирования организации в процессе ее функционирования.
  23.  Специфика кризисных ситуаций российских предпринимательских структур.
  24.  Проблема риска в управленческих решениях менеджера. Способы и методы его уменьшения. Страхование риска.
  25.   Управление персоналом в кризисных ситуациях.
  26.  Роль современных информационных технологий в организации управления фирмой (предприятием).
  27.  Маркетинговая ориентация менеджмента (Маркетинг-менеджмент).
  28.  Формирование, поддержание и изменение организационной культуры. Влияние корпоративной культуры на эффективность функционирования предприятия.
  29.   Зарубежный опыт организации эффективного управления предприятием.
  30.   Внедрение управленческих инноваций на предприятии. Роль и значение инноваций в организации управления предприятием.




1. Реферат- Государственный бюджет 2005 года
2. зоолог посвятивший жизнь охране редких видов животных делится впечатлениями полученными в первые годы его
3. Мне нужно начать учить билеты по анатомии и физиологии но мне неохота
4. Влияние структуры продукции на объем. Особенности формирования себестоимости
5. История Российского государства
6. это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей
7. рефератдисертації на здобуття наукового ступенякандидата філологічних наук Дніпропетровськ 2000 Дисерта
8. 6511-616890080118915-57
9. смешанное страхование жизни ~ вид личного страхования предусматривающий выплату установленной суммы де
10. А ~ учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способност
11. Гиперпротекция в норме Гипопротекция Г 3 Шкала
12. Реферат- Содержание, история, формы и методы школьного краеведения
13. РРТМоторс Филиал РРТМоторс ЮгоЗапад Юр
14. Влияние средств физической реабилитации на психологическую устойчивость больных с травматической болезнью
15. I ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ
16. на тему- Учет основных средств в ОАО Дорогобуж Выполнил- студент гр
17. САНКТПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ БИЛЕТ 1 для сдачи экзамена по дисциплине
18. тема взаимоотношений слов история формирования современной лексики функциональностилевое различие
19. 21 февраля 2014 г. График предварительных защит выпускных квалификационных работ ВКР по кафедре общегу.html
20. Асбестовская специальная коррекционная общеобразовательная школаинтернат