Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения

Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра микробиологии им. доц. Б.М. Зельмановича

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Микробиология лекарственных средств»

(дисциплина по выбору)

для специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 9

ТЕМА: «Санитарно-бактериологическое исследование

лекарственного сырья»

  Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

         Заведующая кафедрой микробиологии им. доц. Б.М. Зельмановича

к.б.н., доцент ___________________Перьянова О.В.

Составители:

к.б.н., доцент ____________________Хохлова О.Е.

Красноярск

2012


1. Занятие № 9

Тема: Санитарно-бактериологическое исследование лекарственного сырья.

  1.  Форма организации занятия: практическое занятие.
  2.  Значение изучения темы: 

Микроорганизмы являются постоянными спутниками не только человека и животных, но и, в равной степени, высших растений, в том числе используемых в качестве лекарственного сырья. Различные микроорганизмы поселяются и ведут активный образ жизни, как на поверхности, так и внутри зеленых частей растений, их корней, семян, плодов, часть из них (фитопатогенные) могут приводить к болезням растений и порче лекарственного сырья. Для приготовления лекарств служат самые разнообразные растения и работники аптечных учреждений, фармацевтических фабрик и заводов должны обеспечивать сохранность лекарственного сырья от микробной порчи.

Основная задача санитарно-микробиологического исследования лекарственного сырья – гигиеническая и эпидемиологическая, а также разработка комплекса мероприятий, направленных на профилактику заражения возбудителями инфекционных болезней.

  1.  Цели обучения:

- общая: обучающийся должен обладать ОК: способностью  и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1, ОК-5) и ПК-27ПК-30ПК-31ПК-33,ПК-34ПК-35ПК-36ПК-49

- учебная: знать особенности биологии микроорганизмов, взаимодействие с макроорганизмом, определяющие их роль в развитии инфекционного процесса и в порче лекарственного сырья и готовых лекарственных форм; нормативные документы, регламентирующими правила работы с объектами, представляющими биологическую опасность; правила работы в аптечном учреждении, на фармацевтическом производстве; устройство микробиологической лаборатории и правила техники безопасности при работе с микроорганизмами; влияние факторов окружающей среды на микроорганизмы, цели и методы асептики, антисептики, консервации, стерилизации, дезинфекции; аппаратуру и контроль качества стерилизации; роль микроорганизмов в порче лекарственного сырья; фитопатогенную микрофлору и ее роль в порче лекарственного растительного сырья; состав микрофлоры организма человека и ее значение; санитарно-показательные микроорганизмы воды, воздуха, почвы и их значение для оценки санитарного состояния окружающей среды; микробиологические методы оценки качества ле-карственных средств в соответствии требованиями нормативных документов; 

уметь определять показатели микробиологической чистоты лекарственных препаратов,  выполнять работу в асептических условиях; выделять чистую культуру микроорганизмов (сделать посевы, идентифицировать чистую культуру); анализировать лекарственные препараты, лекарственное сырье, объекты окружающей среды, смывы с рук и посуды по показателям микробиологической чистоты 

владеть базовыми технологиями переработки информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет; навыками интерпретации; навыками оценки микробиологической чистоты лекарственных препаратов, 

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний:

Собеседование по контрольным вопросам:

  1.  Микрофлора лекарственного сырья и пути повышения микробной чистоты лекарственного сырья.
  2.  Объекты при санитарно-бактериологическом исследовании аптек.
  3.  Особенности забора материалов и выявляемые критерии при санитарно-бактериологическом исследовании лекарственного сырья.
  4.  Критерии интерпретации результатов при санитарно-бактериологическом исследовании лекарственного сырья.

Тесты.

  1.  

  1.  ОБЪЕКТАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ САНИТАРНО-БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ ЯВЛЯЮТСЯ:
  2.  вода, используемая в производстве
  3.  сырье и вспомогательные вещества
  4.  технологический и вентиляционный воздух
  5.  технологическое оборудование
  6.  все вышеперечисленное

  1.  ПОКАЗАТЕЛЬ САНИТАРНО-БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СЫРЬЯ:
  2.  Коли-титр
  3.  ОМЧ или МАФАМ
  4.  Перфрингенс-титр
  5.  количество термофилов

  1.  ОБНАРУЖЕНИЕ САЛЬМОНЕЛЛ В СЫРЬЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ:
  2.  о санитарном благополучии сырья
  3.  о доброкачественности сырья
  4.  о невозможности его использования
  5.  об ошибке сотрудника Роспотребнадзора
  6.  о повышении активного начала в сырье

  1.  ВОЗМОЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ КОНТАМИНАЦИИ СЫРЬЯ:
  2.  оборудование, используемое для обработки сырья
  3.  персонал, участвующий в сборе сырья
  4.  воздух помещений, где хранится обрабатывается и сырье
  5.  вода, используемая при обработке сырья
  6.  все вышеперечисленное

  1.  ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ КОНТАМИНАЦИИ СЫРЬЯ:
  2.  хранение сырья в надлежащих условиях
  3.  использование фильтров для очистки воздуха помещений, где обрабатывается и хранится сырье
  4.  соблюдение правил асептики при сборе и обработке сырья
  5.  выращивание лекарственных растений на загрязненных территориях
  6.  использование «холодовой цепи»

  1.  МИКРОБНАЯ КОНТАМИНАЦИЯ СЫРЬЯ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К:
  2.  скорому выздоровлению человека, принимающего ЛС, изготовленное на основе этого сырья
  3.  появлению антимикробного эффекта
  4.  заражению человека инфекционным заболеванием
  5.  повышению эффективности ЛС
  6.  повышению концентрации действующего начала сырья

  1.  СПОСОБЫ ДЕКОНТАМИНАЦИИ СЫРЬЯ:
  2.  УФ-обработка
  3.  обработка в сухожаровом шкафу
  4.  прокаливание
  5.  встряхивание

  1.  ЛАБОРАТОРИИ, В КОТОРЫХ ПРОВОДЯТ САНИТАРНО-БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО СЫРЬЯ:
  2.  Роспотребнадзора
  3.  особо-опасных инфекций
  4.  СПИД-центров
  5.  лечебно-профилактических учреждений
  6.  кожно-венерологического диспансера

5.2. Основные понятия и положения темы

Обсеменение растительного лекарственного сырья возможно на всех этапах его заготовки и при хранении. ЛС может обсеменяться микроорганизмами также и в процессе его приготовления: инфицирование происходит через воду, нестерильную аптечную посуду, воздух производственных помещений и руки персонала. Обсеменение происходит также за счет нормальной микрофлоры растений и фитопатогенных микроорганизмов - возбудителей заболеваний растений. Активному размножению микроорганизмов способствует увлажнение растений и растительного сырья. Размножившиеся микроорганизмы вызывают изменение фармакологических свойств препаратов, полученных из лекарственных растений, приводят к образованию токсических продуктов. Такие ЛС могут вызывать заболевания у принимающего их человека. Для соблюдения санитарного режима изготовления лекарственных препаратов проводят санитарно-микробиологический контроль объектов окружающей среды предприятия и каждой серии выпускаемой лекарственной формы. Отбор проб для исследования проводят сотрудники Роспотребнадзора. Кратность обследований с отбором проб составляет не менее 2-х раз в квартал.

 5.3. Самостоятельная работа по теме:

  1.  Решение ситуационных задач по санитарно-бактериологическому исследованию в фармацевтической практике.

5.4. Итоговый контроль знаний:

- подведение итогов.

Задача №1

Санитарно-микробиологический анализ плодов шиповника

Цель исследования

Число выросших колоний

ОМЧ (МПА) в 1 г.

78

Обнаружение стафилококков, в том числе золотистого (среда №8 с высевом на ЖСА) в 1 г.

Наличие роста

Salmonella  в 10 г

(тетратионатный бульон)

Отсутствие роста

Синегнойная палочка в 1 г.

(среда №8, цетримидный агар)

Отсутствие роста

Энтеробактерий в 1 г.

(среда Кесслера)

Отсутствие роста

Обнаружение грибов в 1 г.

(на среде Сабуро)

0

Колонии, выросшие на ЖСА, подвергли дальнейшей идентификации, результаты которой представлены в следующей таблице:

количество

колоний

морфология

окраска по

Граму

пигмент

плазмокоа-

гулаза

гемолиз

лецитиназа

3

кокки

+

золотистый

+

+

+

4

кокки

+

белый

-

-

-

На основании информации, полученной из таблиц, составьте характеристику качественно-количественного состава микрофлоры плодов шиповника, сравните с нормативами и сделайте вывод. При необходимости дайте рекомендации.

Задача №2

Санитарно-микробиологический анализ метилцеллюлозы водорастворимой:

Цель исследования

Число выросших колоний

ОМЧ (МПА) в 1 г.

15

Обнаружение стафилококков, в том числе золотистого (среда №8 с высевом на ЖСА) в 1 г.

Отсутствие роста

Salmonella  в 10 г

(тетратионатный бульон)

Отсутствие роста

Синегнойная палочка в 1 г. (среда №8, цетримидный агар)

Наличие роста

Энтеробактерий в 1 г.

(среда Кесслера)

Отсутствие роста

Обнаружение грибов в 1 г.

(на среде Сабуро)

5

На основании информации, полученной из таблиц, составьте характеристику качественно-количественного состава микрофлоры метилцеллюлозы водорастворимой, сравните с нормативами и сделайте вывод. При необходимости дайте рекомендации.

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия (согласно методических рекомендаций по теме следующего занятия).

7. Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

  1.  Микрофлора лекарственного сырья.
  2.  Методы деконтаминации лекарственного сырья.

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

обязательная

  1.  Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник / ред. А.А Воробьев. –  М.: ООО «МИА», 2006. – 704 с.
  2.  Основы фармацевтической микробиологии : учеб. пособие / В. А. Галынкин, Н. А. Заикина, В.И. Кочеровец [и др.]. – СПб.: Проспект Науки, 2008. – 304 с.

дополнительная

  1.  Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: В 2 т.: Учебник / ред. В. В. Зверев [и др.]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – Т. 1. – 448 с.
  2.  Гиллеспи, С.Х. Наглядные инфекционные болезни и микробиология / С.Х. Гиллеспи, К.Б. Бамфорд; ред.-пер. С.Г. Пак [и др.]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 136 с.
  3.  Хаитов, Р.М. Иммунология: учебник / Р. М. Хаитов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 528 с.
  4.  Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: В 2 т.: Учебник / ред. В. В. Зверев [и др.]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – Т. 2. – 477 с.
  5.  Ярилин, А.А. Иммунология: учебник / А.А. Ярилин. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. –752 с.




1. Цивільно-правовий статус обєднань громадян
2. тема национальных счетов
3. Реферат- Гимн страны- секреты психотехнологии музыкального воздействия
4. бесподобного развлекателя публики
5. Дом Fberlic Прежде чем взяться за выпуск такой посуды мы проанализировали другие аналогичные предложения на
6. Государственная служба шпаргалка
7. Тема 8. Язык программирования Бейсик Всего- 31 вопросов 1
8. почти во всех постсоциалистических странах были приняты новые конституции или существенным изменениям и до
9. ВВЕДЕНИЕ Актуальность характеристики изменений состояния природной среды в районах интенсивного освое
10. Переработка ТПО и БО которые нельзя или нецелесообразно подвергать сепарации по группам способом высокоте
11. Romine et byzntine en Dcie Ltomus LXXX BruxellesBerchem 1965 129 стр
12. за зловживання наркотичними і психотропними речовинами
13. Предмет, метод и социальная ценность правовой (судебной) бухгалтерии
14. Бумага
15. Курсовой проект по учебной дисциплине Дискретные электронные устройства Техническое задание к курсов
16. Лекция 4 Алгоритм формулировки проблемы исследования Основные темы занятия- Специфика формулировк
17. Гомельский государственный университет Кафедра педиатрии Заведующий кафедрой к
18. во экзров 3 Морева Н.
19. Титульный лист 2
20. Тема проекту обирається спільно разом з викладачем однак вона повинна мати пряме відношення до навчальнови