Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

концерт музыкалитература

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

А песня ходит на войну.

(Интегрированный урок-концерт музыка-литература. 4 класс.)

Цель:

На примере песен Великой Отечественной Войны показать роль музыки в истории нашей страны.

Задачи:

  1.  Воспитательная: воспитывать патриотическое чувство, любовь к Родине, уважение к прошлому своего народа.
  2.  Образовательная: знакомство учащихся с творчеством композиторов и с песнями военных лет.
  3.  Развивающая: развить творческое, ассоциативное  мышление и воображение учащихся посредством слушания и исполнения музыкальных произведений.

Оборудование: урок проходит на сцене в актовом зале. На уроке используются мультимедийная установка, микшерный пульт, микрофоны, компьютер, фонограммы.

Ход урока.

Ученик – Война закончилась,

Но песней опалённой

Над каждым домом

До сих пор  она кружит,

И не забудем мы,

Что двадцать миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб с нами жить.

Учитель - Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня разговор у нас пойдёт о песне, песне на Великой Отечественной Войне. Мы познакомимся с песнями военных лет и узнаем историю их создания (слайд №1).

Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тягость и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою (слайд №2).

Ученик 1 - Кто сказал, что нужно бросить песню на войне,

После боя сердце просит музыки вдвойне.

Ученик 2 - А песня ходит на войну,

Гремят вокруг раскаты,

Про дом родной, про тишину,

Любили петь солдаты.

Утюжит песню миномёт,

А песня, знай себе, поёт!

Её не скроет туча,

Она, как свет, живуча!

Учитель - С первых суровых дней Великой Отечественной Войны песня воевала вместе с Красной Армией, вместе с народом. Песня создавалась писателями, композиторами-профессионалами и любителями.

Ученик 1 - Первой песней войны была «Священная война» Василия Лебедева-Кумача (слайд №3) и композитора Александра Васильевича Александрова (слайд №4).24 июня 1941 года текст песни был опубликован в газетах,25-го композитор написал музыку. На шестой день песня звучала по радио.

Звучит песня «Священная война» (музыка А.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача).

Ученик 2 - С этой песней на вокзалах родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашистами (слайд № 5). Проникновенные слова и величавая мелодия звучали почти как воинская присяга.

Ученик 3 - В песне «Священная война» слышен голос  народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Эта песня стала как бы народным гимном, объединившим все силы на войну с фашизмом (слайд №6).

Ученик 4 - Война была священной.

В этом не усомнится даже тот,

Кто, прилетев с другой планеты,

Земли историю прочтёт.

Ученик 5 - Прочтёт о том, как под луною

Страна возмездием жила.

Война священна, если Зоя,

Не дрогнув, к виселице шла (слайд №7).

Ученик 6 - Война священна, и Матросов

Всем сердцем лёг на пулемёт (слайд №8).

О, сколько русых и курносых

Во имя жизни смерть возьмёт (слайд №9).

Ученик 7 - Они ушли в сырую землю,

В рассветы, в травы, в зеленя,

До самой смерти веря, внемля

Всей правоте твоей, Москва!

Учитель - Песни были необходимы солдатам на войне. Потому у многих бойцов в карманах гимнастёрки, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографией родных хранились блокноты с фронтовыми песнями. Знали люди, что война - это пропасть, это гибель... Но матери, жёны, сёстры ждали своих фронтовиков. Ждали, надеялись и писали письма.

Ученик  - В дни войны появилась песня Константина Листова (слайд №10) на стихи Алексея Суркова (слайд №11) «В землянке». Сурков не писал специально песню, он написал письмо жене в стихах в ноябре 1941года (слайд №12). Его слова стали талисманом товарищам по перу и боям. Они переписывались от руки, передавались из уст в уста (слайд №13). Когда, в начале 1942 года  в Москве проездом на фронт находился композитор Листов, он написал на эти стихи мелодию.

Исполняется песня «В землянке» (музыка К. Листова, слова А.Суркова). (Слайд №14,15).

Учитель - Эта песня как бы «дописывалась» безымянными фронтовыми поэтами, как будто девушка отвечает своему любимому (слайд №16).

Ученик - Ветер, вьюга метёт и метёт,

Ночь морозная смотрит в окно,

А в холодной землянке поёт

Загрустившее счастье моё.

Слышу голос тоскующий твой.

Слышу песню двухрядки твоей.

Не грусти, дорогой мой, родной,

Поиграй что-нибудь веселей.

В белоснежных полях холода,

Вьётся дым, над землянкой клубясь,

Не грусти, дорогой мой, родной

Я люблю, как и прежде, тебя.

Учитель - В подмосковной деревне Кашино есть памятник песне «В землянке» (слайд №17). Скромный плакат: "На этом месте  находилась землянка, в которой поэт Алексей Сурков написал  стихотворение,  ставшее впоследствии любимой миллионами советских людей песней». Она родилась в конце ноября 1941 года после одного очень трудного фронтового дня под Истрой. Под впечатлением пережитого за этот день А.Сурков написал письмо жене. В нем было шестнадцать "домашних" стихотворных строк, которые он не собирался публиковать, а тем более передавать кому-либо для написания музыки... Стихи "Бьется в тесной печурке огонь" так бы и остались частью письма, если бы в феврале 1942 года не приехал в Москву композитор Константин Листов. Листов пробежал глазами по строчкам стихотворения и ушел. Ушел, и все забылось. Но через неделю композитор вновь появился в редакции, и под гитару спел свою новую песню, назвав ее "В землянке". Она была первой лирической песней, рожденной из пламени Великой Отечественной войны, принятой и сердцем солдата, и сердцем тех, кто его ждал с войны.
Учитель - Стихи простые, наивные, но, сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера (слайд №18) на стихи Михаила Исаковского (слайд №19). Эта песня написана в конце 30-х годов, когда ещё никто не думал о войне. «Катюша» олицетворяла всё самое лучшее в жизни, всё то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Не будем забывать, что в дни войны бойцы прозвали «катюшей» гвардейский многоствольный миномёт - грозное оружие, которого панически боялись фашисты.

Исполняется песня «Катюша» (музыка М. Блантера, слова М. Исаковского).

Учитель - С песней «Катюша» встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках и тут же упал, сражённый вражеской пулей, но друзья солдата подхватили песню и понесли её в атаку.

Ученик 1 - Встал солдат, но не шагнуть солдату,

Он только выкрикнул: «В атаку!» (слайд №20).

Ученик 2 – Мать-старушка в деревенской хате

Долго будет горько слёзы лить (слайд №21).

В тяжком горе рвать виски седые,

Ждать и за околицу ходить.

Ученик 3 - Мёртвые остались молодыми,

Сколько б мы не продолжали жить.

Исполняется песня «Красные маки» (музыка Ю.Антонова, слова Г.Поженян).

Учитель-Эта песня написана через 30 лет после окончания войны, но и сегодня мы помним и чтим подвиг советских солдат.

Ученик 1 - У обожжённого порога, среди немыслимых руин-

Здесь начиналась та дорога, которой шли мы на Берлин!

Ученик 2 -  Был солдат на небывалой войне,

На дорогах обожжённой планеты (слайд №22).

Он сначала видел только во сне

День Победы.

Ученик 3 - Отступал он и в атаку ходил,

Превозмог все ранения и беды,

Был готов он жизнь отдать (слайд №23) 

За один день Победы!

Ученик 4 - И ни разу - ни слезинки из глаз.

Он усталости и страха не ведал,

А заплакал он единственный раз (слайд №24) -

В День Победы!

Исполняется песня «День Победы» (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.) (слайд №25).

Ученик 1 - Нам очень хочется, чтобы песня стала спутницей наших мирных дел и свершений. Чтобы никогда ей не пришлось быть подругой боевой, ходить на войну. Пусть с песней к каждому приходит радость, доброта.

Ученик  2 - У песен есть счастливая черта:

Они добры. И, так или иначе,

Ты, слыша их, становишься богаче,

В твоих очах - их свет и доброта! (слайд №26).

  Учитель -  Для кого-то они просто герои, чьи имена забываются с годами. А для кого-то родные деды, отцы, мужья и сыновья, которых будут помнить вечно.

  Все они, рискуя своей собственной жизнью ради жизни своих семей, ради своей Родины, воевали: падали, поднимались и снова шли в бой, стоя до конца. Солдаты умирали недаром: их героизм зажёг в наших сердцах ответный огонёк, который будет гореть всегда!

 Ученик - Мы должны помнить тех, кто завоевал для нас эту счастливую жизнь. Должны жить под девизом: «Никто не забыт и ничто не забыто», ценить и любить жизнь, завоёванную для нас отцами и дедами…(слайд №27).


1. молодший спеціаліст спеціальність 5
2. 2 Профессионализация и профориентация Профессионализация Восхождение человека к профессионализм.html
3. Контрольная работа- От позднего средневековья к Новому времени
4. Автоматизация и управлениеДисциплина- ФилософияГруппа- АУ110 Дата тестирования- 19
5. [Л] Проговаривать слоги чётко произнося звуки [Р] [Л]
6. Русский язык и культура речи ~Грамматические нормы русского литературного языка
7. на тему- Банки их функции и основные виды банковских операций студентки I курса группы рЭП11 Луцен
8. Лекция ’7 26.03.12 Учение об инфекции Инфекционный процесс заражение ~ совокупность физиологических и па
9. Типы темпераментов и их психологическая характеристика
10. технического потенциала мира.
11. Тема 10- Загальна характеристика регуляторних процесів Кількість годин- 2 Актуальн
12. Виды и составы преступлений
13. ЛИТ август 2001 по изданию- В
14. Реферат- Белое движение - причины, сущность, этапы развития в годы гражданской войны
15. Тема- Птицы Повторите с Вашим ребенком
16. Преобразования в России в начале XX века
17. Учебники учебные пособия Л
18. экономического обоснования проекта
19. Какие действия должна предпринять налоговая инспекция для обеспечения поступлений налога на пользователей
20. Роль корпоративной культуры в сервисной деятельности на примере гостиницы