Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются например при переезде индивида из одного места

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30


Социальная мобильность

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его пермещении в социальном пространстве. Однако существуют таки перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с прстом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях, установках, интересах и ориентациях.

В связи с этим важно определить, как осуществляются процессы перемещения индивидов в социальном пространстве, которые получили название процессов мобильности.

Природа социльной мобильности

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижеия, можо ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статуся, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов их одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров воникает из-за токо, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятостью будет усваивать привычки и нормы, помогоющие ему впоследствии работаь крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее в конечном счете он может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение "различие в статовых возможностях". Скажем, у сыновей министра и крестьянина разные возможности для получения высоких должностных статусов. Поэтому общепринятая официальная точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высто в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается несостоятельной.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное перемещение происходить не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определенияю П.Сорокина, " под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой".

П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность то переход индивида или социльного обекта от додной социльной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняеи социльного слоя, к которому он принадлежит, или социльного статуса. На наиболее важным процессом является вертикальная обильность, представляющая собой совокупность взаимодействи, способствующих переходу индивида или социльного объекта их одного сочилального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социльный слой, на другой уровень влести.

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и плитической мобильности существуют в друх основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивоидов их низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящия мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социльных статусов на более нихкие, так и понижение сощиальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильность может служить падение социального статуса группы инженеров, которая некогда занимала весьм высокие поиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть. по образному выражению П.Сорокина, "первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй корабль, затонувший во всеми находящимися на борту".

Механизм инфильтрации в вертикальное мобильности. Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким обрахом отдельный индивид может преодолеть барьеры и гранцы между группами и подниматьявверх, то есть повышать свой социальный статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени иеется у каждого индивида и связан с его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспект. Актуализация этого мотива порождает в конечном итоге силу, с которой индивд стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз. Реализация силы достижения зависит от многих причин, в частности от ситуации, складывающейся в обществе. Аналих проблем, возникающих при перализации мотива достижения, полезно рассматривать, пользуясь терминами и идеями, высказанными К.Левиным в его теории поля.

Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид, находящийся в группе с более низкими статусами, должен преодолеть барьеры межде группами или слоями. Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу, имеет определенную энергию, направленную на преодоление этих барьеров и расходующуюся на прохождения расстояния между статусами более высокой и более низкой групп. Энегрия индивида, стремящегося к более высокому статусу, находит выражение в силе F, с которой он вытается преодолеть барьеры перед высшим слоем. Удачное прохождение барьера возможно только в том случае, если сила, с которой индивид стремится достичь высокого статуса, будет больше силы отталкивания. Измерив силу, с которой индивид стремится проникнуть в верхний слой, можно с определенной вероятностью предсказать его попадание туда. Вероятностный характер инфильтрации обусловлен тем, что при оценке процесса следует учитывать постоянно меняющуюся ситуацию, которая складывается из многих факторов, в том числе их личностных отношений индивидов.

Характеристики социальной мобильности. Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности. Под скоростью мобильности понимается "Вертикальная социальная дистанция или число страт экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени". Например, некоему индивиду в течение трех лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с ним,должность старшего инженера. Очевидно, чтоскорость мобильности выше у первого индивида, так как за указанный промежуток времени они преодолел больше статусных уровней. С другой стороны, елси какой-либо индивид в результате сложившихся обстоятельств или личной слабости с высокого общественного положения скатывается на дно общества, то говорят, что у него высокая скорость социальной мобильности, но направленная вниз по статусной иерархии.

Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизнтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов какой-либо социальной обчности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность. Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте до 30 лет, развденных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об абсолютной интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной категории. Если мы будем рассматривать отношение числа перешедих в другие семьи к численности всех индивидов в возрасте до 30лет, то речь пойдет о относительной социальной мобильности в горизантальном направлении.

Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интесивности. В этом случае используется совокупный индекс мобильности для данной социальной общности. Таким путем можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выясленения, в каком из них или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой индекс может быть рассыитан отдельно по экономической, профессиональной или политической области деятельности.

Проблемы социальной мобильности. Классы и касты

Характер процессов мобильности во многих обществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общцества или группы. Одни общества имеют сложившиеся социальные структуры, препятствующие различным вида социальной мобильности, другие более или менее свободно допускают как сициальные подъемы, так и социальные падения. В открытых классовых обществах каждый их член может подниматься и опускаться по статусам, составляющим структуру, на основе собственных усилий и способностей. В закрытых классовых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни предпринимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъем или социальное падение.

Очевидно, что оба эти общества представляют собой идеальные типы структур и в реальной жизни в настоящее время не существуют. Однако существуют социальные структуры, близко стоящие к иделаьным открытым и закрытым классовым обществам. Одним из обществ, близким к закрытому, было кастовое общество в Древней Индии. Оно делилось на ряд каст, каждая из которых обладала собственной социальной структурой и занимала строго определенное место среди других каст.

Касты отнсятся к социальным системам, в которых занятие индивидами позиций основано на происхождении и исключена всякая возможность достижения более высоких статусов при строгих правилах, запрещающих браки между представителями разных каст. Эти правила закрепляются в сознании с помощью религиозных верований. В Древней Индии социальные барьеры между кастами были очень значительными переходы индивидов из одной касты в другую наблюдались чрезвычайно редко. Каждая каста имела специфические виды профессий, использовала отдельные дороги для передвижения, а также создавала свои типы внутренних связей. Ранговое место касты в обществе строго соблюдалось. Так, представители высшей касты, брахманов, как правило, обладали богатством и высоким уровнем образования. Однако, даже если представитель этой высшей касты становился банкротом или по какой-то причине оставался неграмотным, он все равно не мог опуститься в нижнюю касту.

Современные общества в целом не могут быть организованы по кастовому типу по ряду социальных и экономических причин, к которым относятся прежде всего потребности общества в квалифицированных и компетентных исполнителях, в людях, способных решать задачи управления сложными социальными, политическими и экономическими процессами.

Но даже в современных обществах существуют социальные группы "закрытого" типа, весьма напоминающие касты. Так, во многих странах такой относительно закрытой группой является элита верхний слой социальной структуры, имеющий преимущества при занятии наиболее высоких социальных статусов и преимущества при распределении общественного продукта, власти, получения наилучшего образования и т.д.

В обществах сущестуют некоторые социальные статусные группы, вертикальная мобильность в которых крайне затруднена в силу из замкнутости и барьеров, создаваемых на пути представителей других социальных групп. Вместе с тем, как бы ни была замкнута группа, все равно существует хотя бы незначительное число членов других групп, проникающих в нее. Видимо, есть определенные пути вертикальной социальной мобильности, которые практически невозможно перекрыть, и представители низших слоев всегда имеют шанс проникнуть в высший слой. КАНАЛЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ. Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значим, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. В другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовленк к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут наодить один или два возможных , открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоватьс сотней путей для достижения высшеко статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-кастовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто на способен применить свои таланты.

Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблем вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусногоуровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура это и не очень заметный, но весьма значительный способ приобщения к более мысокому статусному уровню. Но материальный образ жизни только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры немного значит.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная ная вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты. проведение досуга, манера общаться все это подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усовению поведения, характерного лдя высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы монут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усили могут ускорть процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями того статусного соя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение? когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство может создать благоприятное общественного мнение в пользу новичка.

4. Брак с представителем более высокого статуснрого слоя. Во все времена такой барг служил наилучшим средсвом преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он межет в значительной степени способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней. В-третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые ьрудные социаьлные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения. если он не может быстро усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут счиатать индивида "своим"

Индивид и социальная мобильность

Убеждение в том, что социальноя мобильность полезна и необходима, служит неотъемлимой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Общество с закрытыми социальными группами препятствует проявлению человеческой инидивидуальности и не дает талантливым людям возможности активно участвовать в общественной жизни. Однако высокая социальная мобильность наиболее уместна и полезна в сложных обществах. Отночительно простые общества, которые существовали в XVIII в. в Европе и Азии, а также в Америке, имели очень мало таких социальных ролей, которые не могли бы исполнить люди во средними способностями, при условии, конечно, что к исполнению своей основной роли человек готовиля с самого детства. В таком простом обществе для качестенного исполнения даже роли лидеров, определяющих правила и ритуалы, необходимы скорее тщательность и длительность обучения, чем необыкновенные способности. Неотъемлемыми качествами общества с закрытой социально-классовой структурой являются ее внутренняя простота и стабильность. Это дает гарантию того, что большинство ролей и бех притока талантливых людей из нижних социальных слоев будет исполняться вполне адекватно.

Быстрота изменения общества требует от лидера большего , нежели способность механически исполнть определенные ритуалы. Кроме того, для технических достижений в обществе необходимо иметь больше высокоинтеллигентных, высокообразованных профессионалов, исполнителей, экспертов. Такое общество не способно обойтись без постоянного притока на ключевые позиции "мозгов", поступающих из всех социальных слоев общества. Из этого следует, что открытая классовая система это необходимость для современного общества. Однако культивирование и развитие открытой системы может иметь неприятные последствия для некоторых из входящих в нее индивидов. Рассмотрим несколько случаев существования в современном обществе индивидов с высокой мобильностью.

Статусная нестабильность.

Средневековый сапожник имел мало шансов подняться по социальной лестнице, но для него практически на существовало и опасности опуститься ниже своего статуса. Он чувствовал себя спокойно, занимаясь сапожным ремеслом, и был свободен от честолюбивых амбиций и страза перед неудачей. Он мог работать, не ощущая стыда или унижения достоинства, либо находить удовольствие в своем скромном комфорте, не испытывая жажды в роскошной жизни.

Общество с открытыми границами между социальными группами дает человеку шанс подняться, но оно же порождает в нем страх социального падения. Он но может порицать общество за свой низкий статус, но берет всю ответственность за низкое положение на себя.

Нет никакой гарантии, сто его статус не станет еще более низким, но даже если он останется на прежнем уровне, это не означает, что индивид выполняет свои социальные обязанности, так как в эти обязанности входит не просто поддержание данного статуса, но и повышение его. Другие люди низкого происхождения могут иметь высокий статус, а почему же не он? Статусное беспокойство во многих странах Европы и Америки традиционно в большей степени проялял средний класс. В нашей же стране к группе, испытывающей наибольшее беспокойство, можно отнести руководителей среднего и низшего уровней в системе управления. Представители высшего статусного уровня не нуждаются в борьбе за более высокий статус и редко боятся потерять его. В то же время среди индивидов, представляющих нижние уровни, очень немногие надеются на социальный подъем и участвуют в борьбе за более высокий статус.

Напряжение при принятии новых социальных ролей.

Восходящая вертикальная социальная мобильность приводит не только к получению новых благ и привилегий, но и к появлению большей ответственности и к новым ограничеиям. Случается, что некоторые люди отклоняют предложенное повышение статуса потому, что при занятии новой должности возникают добавочная напряженность и новые обязанности, увеличивающие неудовлетворенность. Нервная дрожь стрессы среди вновь назначенных на более высокие должности далеко не исключения. Кроме того, напряжение возникает из-за достаточно трудного процесса обучения образцам новой для индивида субкультуры: новым манерам, этикету, типам взаимотношений. Процесс приспособления к новой субкультуре бывает очень сложным. Это иногда прояляется так сильно, что грозит нервными расстройствами и низким снижением мотивации исполнения своей роли.

Разрыв связей в первичных группах.

Многие люди ориентироаны на вертикальную мобильность и достигают значительно более высоких статусов, чем их родители. Если родители индивида принадлежат к рабочему классу, а он сам "выбился" в слой творческой интеллигенции и занимает там достаточно высокую позицию, то очевидно, что индивид и его родители должны вращаться в разных субкультурах, в двух различных социальных и интеллектуальных сферах. Общаясь со своими родителями, этот индивид булет находить все меньше точек соприкосновения, общих тем для беседы, общих взглядов на окружающую действительность. Таким образом, родители, столько сделавшие для того, чтобы их сын или дочь поднялись наверх, убеждаются в том, что между ними и детьми появилась пропасть. Для обеих сторон это очено болезненно.

Нисходящая мобильность также может вызывать крайне неприятные последствия для индивидов и в еще большей степени, чем восходящая. Социальное падение разрывает первичные связи с друзьями, многими родственниками, может разбивать самьи, ставить барьеры между отцами и детьми.

Многие первичные группы распадаются по причине социальной мобильности. Если в дружеском кругу рабочих один из них становится мастером или старшим мастером и начинает руководить действиями своих друзей, то дружеские связи почти немедленно прекращаются. Возможна даже конфронтация. Именно по причине прекращения первичных связей потерпела крах практика назначения мастерами производственных участков лич из числа рабочих-лидеров.

В целом социальная мобильность общества противоречивый процесс. Если сложное общество позволяет индивидам относительно свободно миновать барьеры между социальными классами и слоями, то это вовсе не означает, что всякий индивид, обладающий талантами и мотиваций, может безболезненно и легко двигатья по ступеням лестницы социального восхождения. Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться к новой субкультуре, налаживать новые связи и боротся со страхом потерять свой новый статус. Вместе с тем для сложного общества открытый путь наверх, большое число достигаемых статусов единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальные напряжения и конфликты.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.cooldoclad.narod.ru/




1. Введение3
2. Разработка стандарта рабочего места
3. тема Товароведная характеристика анализ ассортимента и экспертиза качества нижнего белья
4. задание на раскрытие Ваших творческих способностей воображения умения решать нестандартные задачи
5. Розрахунок та визначення взаємозамінності нарізних сполучень
6. Серпуховский филиал дневное отделение Дата-время
7. поле применяется тогда когда надо сопоставить каждой точке пространства некоторую физиче скую характ
8. Plstikos в переводе с греческого языка означает создавать форму на латыни plsticus ваяющий формирующий
9. Электрическое напряжение в цепи измеряется- вольтметром Сила электрического тока измеряется- ампермет
10. СТАТИСТИКА для студентів всіх форм навчання спеціальності 6
11. ТЕМА- ЭЛЕКТРОСТАТИКА РАЗДЕЛ- ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЗАРЯДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ
12. темах Совета Европы Африканского Союза и Организации американских государств
13. воспитание одно из ведущих в педагогике
14. Ночной Рим посещение снаружи таких романтических уголков Рима как- Площадь Венеции Площадь Испании Пло
15. Тема - Организация и проведение спасательных работ в чрезвычайных ситуациях
16. губернатор ЯмалоНенецкого автономного округа Автономные округа находятся в особом правовом пол
17. Политология Составитель- доцент к
18. Адреса- мКиїв вул
19. КОНТРОЛЬНА РОБОТА З ОРГАНІЧНОЇ ХІМІЇ назва дисципліни для студентів 6
20. по теме Статистика запасов материальных оборотных средств