Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Детский сад комбинированного вида 55 Шалунишка г

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  комбинированного вида № 55 « Шалунишка» г. Набережные Челны Республики Татарстан

Психологическая готовность детей к школе

Выполнили:

Меркушева Эльвира Владимировна - учитель -логопед высшей кв.категории

Саева Римма Александровна воспитатель высшей кв.категории

Кайкы Галина Юрьевна – музыкальный работник высшей кв. категории

                                   Набережные Челны 2013

Перед педагогами коррекционной группы стоит непростая задача - обеспечить бережный, сугубо индивидуальный подход  к каждому ребенку, профилактику и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка, подготовить ребенка к школе  психологически. Что такое психологическая готовность? Это прежде всего желание получать знания, умение слушать педагога, выполнять его задания, не всегда интересные и привлекательные, его определенный уровень когнитивных процессов (мышление, память, внимание), развитая речь и фонематический слух. Компоненты психологической готовности возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка дошкольного возраста. Когда он много играет сам  - со сверстниками и взрослыми, как в сюжетно-ролевые, так и в игры по правилам . Рисует, лепит, раскрашивает, собирает узоры из мозаики, конструктора, слушает сказки, повести  и рассказы. Чтение должно быть необходимой частью каждого дня ребенка. Занимаясь с ребенком, взрослый общается с ним,  что также важно для нормального развития ребенка. Вырастая в атмосфере любви, доброты, игры, чтения, интереса ко всему окружающему, ребенок сам стремится научиться читать и писать. В реальной жизни, работая с детьми коррекционной группы, часто сталкиваешься с рядом проблем, которые требуют комплексного подхода. Дети с ОНР зачастую обладают яркими личностными и поведенческими особенностями. В практике свободной деятельности, при наблюдении за детьми выявляются сочетание речевого недоразвития  с неврологическими симптомами, а также встречаются дети с выраженным негативизмом, агрессивностью, конфликтностью, с повышенной впечатлительностью, обидчивостью.

Кроме того, можно отметить такую особенность родительского коллектива , как пассивность, незаинтересованность, неумение выстраивать общение с ребенком на должном уровне,  непонимание его психологических нужд. Все это  в совокупности приводит к тому, что наряду  с речевыми отклонениями имеются и  психолого - педагогические  проблемы.

В ходе обследования  отмечаются в речевой карте особенности познавательной деятельности (ее целенаправленность, продуктивность), особенности эмоциональной сферы, мышления, состояние внимания и восприятия, личностные черты - самооценка, коммуникабельность, интересы. На первом родительском собрании, кроме всего прочего, уделяется особое внимание тому, чтобы поговорить с родителями  об организации  игр, досуга, о том, как важно общение, совместные игры и чтение. Проводятся опросы « Чем занимаются дети в свободное время», « Что должен уметь ребенок в  5-6 лет». Подмена живых игр телевизионными и компьютерными приводит к снижению активного  и творческого потенциала, к угасанию познавательных потребностей. В дальнейшем это проявляется в отрицательном отношении к интеллектуальному труду. Слушание же сказок рассказов ближе по своему развивающему эффекту к игре, поскольку здесь задействованы и фантазия и воображение и эмоциональное сопереживание. В уголке для консультаций дается список рекомендуемой литературы для домашнего чтения, с воспитателями также планируется ежедневное чтение  художественного текста, обычно соответствующее изучаемому материалу.

Готовность к школе проявляются в определенном уровне развития аффективно - потребностной, интеллектуальной и речевой сферах. Существуют определенные принципы, придерживаясь которых, педагог

имеет возможность каждого ребенка подготовить к школе. Прежде всего важен индивидуальный подход к каждому ребенку. К каждому нужен свой, особый  ключик. Дети с повышенной возбудимостью требуют особых «моторных» занятий. Медлительный, ранимый ребенок требует особого, бережного отношения, неуспех не должен быть порицаем, а успех, пусть даже крошечный, обязательно отмечен похвалой. Д. Добсон, знаменитый детский психолог, пишет о том, как для ребенка важно эмоциональное впечатление от занятия, общения со взрослым,  оно откладывается гораздо глубже, чем информация, полученная в это время. Эмоциональный фон, на котором проходят занятия способствует как раз усвоению этой информации. Чем разнообразнее поведение (мимика, жесты, интонации), тем легче и быстрее усваивается передаваемая информация. Можно сравнить педагога с эмоциональным донором, с актером, который на протяжении всего спектакля держит зрителя  в напряжении. Все мы знаем, как важно добиться, чтобы дети с удовольствием занимались, ведь часто  занятия отрывают ребенка от более привлекательных дел – игры, прогулки. Важно, чтобы ребенок пошел в школу без страха быть наказанным за свои ошибки. Целенаправленная работа позволяет преодолеть последствия имеющегося у детей негативного опыта общения со взрослым, проявляющееся в неконтактности, ярко выраженной тревожности.

Каждый успех эмоционально отмечаем. Учим хвалить друг друга, радоваться друг за друга. Каждый ребенок должен пережить радость победителя. Особое внимание уделяется воспитанию способностей ребенка к самостоятельной оценке  своей работы. Сначала педагог оценивает детей, отмечают, что получилось,  а что нет. Затем предлагается детям похвалить друг друга и объяснить за что. Такого рода обучение анализу способствует развитию самоконтроля во время выполнения задания, а также тому, что ребенок учится адекватно воспринимать оценку учителя.

Встречаются в наших группах дети интеллектуально пассивные, которые скучают на занятиях. Таких детей, как правило, хорошо вовлекать  в занятие с помощью соревнований.  Игровая мотивация и стремление к выигрышу

( фактически мотивация достижения) позволяют обучать таких детей.

Игра  является ведущей формой деятельности детей, она  создает наиболее благоприятные условия для психического развития ребенка. Развивающая игра  - это специфическая, полноценная и содержательная деятельность. Новый опыт, который он приобретает, может свободно применяться в других условиях, развивающая игра является  эффективным средством формирования таких качеств, как организованность и самоконтроль. Ее обязательные правила регулируют поведение детей, ограничивают импульсивность.

Первая серия игр направлена на развитие навыков общения. Это и игры в кругу, игры с палочкой, эстафеты. Эти игры помогают проявлять взаимное внимание и уважение, развивают умение уступать друг другу, сдерживать свои непосредственные желания  и побуждения, выражать симпатию  и приязнь.

Вторая серия игр – развитие произвольного поведения. Школьные психологи говорят, что именно низкий уровень развития произвольности лежит в основе неуспеваемости в школе. Эти игры направлены на формирование волевых качеств личности и способности к произвольному управлению своим поведением, воспитание выдержки, умения преодолевать непосредственные побуждения.

Третья серия игр – развитие слухового восприятия.

Игра « Что я слышу» на различение звуков природы, музыкальных инструментов, голоса людей – « Кто разбудил Мишутку», « Звуковые загадки».

Четвертая серия игр – развитие целенаправленного внимания. « 1, 2, 3  говори» - овладение навыками одновременного выделения и учета нескольких  различных условий задачи. Например, называть определенную картинку  или показывать только тогда, когда будут сказаны слова « 1,2,3 –говори». Игра

« Пальчик» - когда из большого количества картинок выбирают определенную, соблюдая условие : указательный пальчик на краю стола, пока не подан знак.

       Пятая серия игр -  развитие памяти. Хорошая или плохая память не дана от рождения, она развивается под влиянием общения и совместной деятельности  со взрослым.  Для этого нужно дать те средства, которые помогут удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент необходимую информацию. Шестая серия игр  - игры на развитие мышления и речи. Седьмая серия  -  игры подготовительные к обучению грамоте.

     

     Литература:

  1.  Богуславская З.М., Смиронова Е.О., «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».  Москва 1991г.
  2.  Донолдсон. «Мыслительная деятельность детей».
  3.  Чейпи Д,. «Готовность детей к школе».  Москва 1990г.


1. экономическим кризисом
2.  Вопросы разрешаемые экспертизой пломб и закруток
3. Исследование и оценка динамики и состава оборотных средств
4. Статья- Некоторые вопросы виктимологии предпринимательства
5. сучасна соціологія
6. Обоснование экономической эффективности открытия магазина подарков в городе Зеленогорске.html
7. Реферат Понятие индоссамента и цессии
8. Государственный бюджет
9. Охота на самца ~ это первое настоящее руководство для женщин по обольщению мужчин от Алекса Лесли самого и.
10. Тема- Суспільне значення політики
11. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філософських наук ЛЬВІВ 200
12. СТАТИСТИКА для студентів всіх форм навчання спеціальності 6
13. История Отечества-России 1
14. Тема 4. Кейнсіанська модель макроекономічної рівноваги План заняття 1
15. Волгоградский государственный институт искусств и культуры Факультет- социальнокультурной деятельност
16. Huge mnhunt under wy mnhunt hs been lunched in Pris fter gunmn ttcked offices of the newspper Libertion nd fired outside the HQ of the bnk Societe Generle
17. на тему Повышения экономической эффективности производства Выполнила- Балаба И.
18. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ИНФТРАСТРУКТУРА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ
19. Задание на контрольную работу 1
20. Природа внимания и его роль в педагогическом процессе